___
Дело № 2а-4938/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 10 июня 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску АО «Сахатранснефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным в части предписания,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что с ____ по ____ ответчиком была проведена плановая выездная проверка в отношении истца. По итогам проверки составлен акт от ____№ и выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ____№. ____ истец обжаловал предписание вышестоящему должностному лицу. По итогам рассмотрения жалобы решением Центрального аппарата Росприроднадзора принято решение об отмене следующих пунктов предписания: п.2, п.3 (частично), п.5, п.6, п.7, п.8, п.9, п.10. Не отменены п.1, п.3 (частично), п.4..
По пункту 1 истцу вменено, что не обеспечено выполнение дополнения технологической схемы разработки Среднетюнгского газоконденсатного месторождения Республики Саха (Якутия), согласованного протоколом ЦКР Роснедр по УВС № от ____ в части уровня добычи газа в 2021 г. со сроком исполнения до ____. Истец не согласен по следующим основаниям. Добыча газа на локальном участке Среднетюнгского ГКМ является социальным проектом в рамках реализации Государственной программы по газификации Вилюйской группы улусов Республики Саха (Якутия). В целях реализации указанной госпрограммы дополнением технологической схемы разработки был предусмотрен уровень добычи газа до 50 млн.м? с учетом увеличения потребителей газа. Однако по независящим обстоятельствам, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, руководством республики было принято решение о приостановлении финансирования указанной госпрограммы, что привело к уменьшению спроса на газ, и истец не мог осуществить добычу газа равную проектной. Истец осуществляет добычу газа в пределах допустимого уровня, до 50 млн.м?. Требование предписания о исполнении до ____ являются неисполнимыми.
По пункту 3 истцу вменяется не обеспечение проведения эксплуатационного контроля за технически состоянием оборудования: отсутствует график поверки манометров, установленные на трубном и затрубном пространстве устьевой обвязки скважины; отсутствует график поверки в составе Технического регламента УПКГ Средневилюйского ГКМ, эксплуатирующийся на временной схеме. Срок устранения до ____. Указанный пункт отменен решением Центрального аппарата Росприроднадзора в части приобщения графика поверки манометров к Техническому регламенты УКПГ Среднетюнгского ГКМ, поскольку необходимость наличия графика поверки манометров в составе технического регламента законодательством не предусмотрена. При проведении выездной проверки надзорному органу были представлены запрашиваемые графики поверки манометров, однако по неизвестной причине в предписании надзорным органом было указано об отсутствии графиков поверки. Также предписание не содержит уточнений за какие годы отсутствуют указанные графики. Кроме этого, нарушения якобы выявлены в отношении Средневилюйского ГКМ, которое эксплуатируется ПАО «ЯТЭК», а не истцом.
По пункту 4 предписания истцу вменено необеспечение защиты территории за площадкой скважины за счет поддержания в исправном состоянии обваловки по периметру скважины с целью предупреждения слива талых, дождевых и технических вод за территорию площадки в соответствии с п.3 раздела 10 Технологического регламента эксплуатации скважин № и № Среднепонгского ГКМ. Отсутствует обваловка по периметру скважин №, №. Срок устранения нарушения до ____. С данным пунктом истец также не согласен по следующим основаниям. Указанные в предписании нормативные правовые акты не содержат требований о необходимости наличия обваловки по периметру скважины, это не предусмотрено действующим законодательством. По мнению надзорного органа, требование о наличии обваловки содержится в Технологическом регламенте эксплуатации скважин № и № Среднетюнгского ГКМ. Однако данный регламент является внутренним документов истца. Пункт 13.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья содержит требования, которые распространяются исключительно в отношении установок подготовки нефти, газа и конденсата, а не в отношении эксплуатации скважин. Пункт 10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» содержит лишь общие требования об обеспечении выполнения условий лицензии, а также своевременном и правильном внесении платежей за пользование недрами. Требований об обеспечении наличия обваловки указанный пункт не сожержит.
В связи с чем, истец просит признать незаконным и отменить в части предписание ответчика № от ____, а именно пункты №, № (частично), №.
Представитель административного истца ФИО1 исковые требования в судебном заседании поддержала в полном объеме и просит удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС(Я) ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в виду необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в соответствии с решением от ____ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) была проведена выездная проверка с ____ по ____ в отношении административного ответчика.
По результатам проверки был составлен Акт выездной проверки № от ____, из которого следует, что были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Того же числа ____ в отношении истца была выдано предписание №, согласно которого истцу предписано устранить 10 пунктов нарушений.
____ истец обратился с жалобой в адрес руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было вынесено решение по итогам рассмотрения жалобы, согласно которого несколько пунктов предписания отменено, кроме п.1, п.3 (частично), п.4.Так, согласно пункта 1 оспариваемого предписания – в нарушение п.10 ч.1 ст.22 Закона РФ «О недрах» от ____№, п.5.6 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от ____№ не обеспечено выполнение Дополнения технологической схемы разработки Среднетюнгского газоконденсатного месторождения Республики Саха (Якутия), согласованного Протоколом ЦКР Роснедр по УВС № от ____ в части уровня добычи газа в 2021 г.
Согласно п.3 предписания в нарушение в нарушение п.10 ч.1 ст.22 Закона РФ «О недрах» от ____№, п.13.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от ____№ не обеспечивается проведение эксплуатационного контроля за техническим состоянием оборудования: график проверки в составе Технического регламента УКРГ Средневилюйского ГКМ, эксплуатирующийся по временной схеме отсутствует.
Согласно п.4 предписания в нарушение в нарушение п.10 ч.1 ст.22 Закона РФ «О недрах» от ____№, п.13.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от ____№ не обеспечена защита территории за площадкой скважины за счет поддержания в исправном состоянии обваловки по периметру скважины с целью предупреждения слива талых, дождевых и технических вод за территорию площадки в соответствии с п.3 раздела 10 Технологического регламента эксплуатации скважин № и № Среднетюнгского ГКМ. Отсутствуют обваловки по периметру скважин №, №.
Из представленного лицензионного соглашения об условиях недропользования на локальном участке Среднетюнгского газоконденсатного месторождения (приложение № к лицензии ЯКУ № НЭ) следует, что годовой уровень добычи газа устанавливается до 50 млн.м?.
Из решения Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья от ____ комиссия решила работу «Дополнение к технологической схеме разработки локального участка Среднетюнгского газоконденсатного месторождения» согласовать, где максимальные проектные уровни добычи свободного газа составляют 50 млн.м? в год.
Указанные документы свидетельствуют о том, что добыча газа в год должна быть в пределах 50 млн.м?, а не ровно 50 млн.м? как на это ссылается надзорный орган. В связи с чем, пункт 1 предписания нельзя признать законным.
Пункт 3 предписания в части отсутствия графика поверки в составе Технического регламента УКРГ Средневилюйского ГКМ также подлежит отмене, поскольку Средневилюйский ГКМ не эксплуатируется истцом, что подтвердил представитель административного ответчика в ходе судебного заседания, что исключает какую-либо ответственность истца по указанному объекту.
Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона Российской Федерации от ____№ «О недрах», в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно п.13.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от ____№ эксплуатация установок подготовки нефти, газа и конденсата проводится в строгом соответствии с утвержденными технологическими регламентами.
В данном случае, в п.4 предписания истцу вменяется отсутствие обваловки по периметру скважин №, № в нарушение вышеуказанных норм. Однако вышеуказанные нормы не предусматривают обваловки периметра скважин, поскольку речь идет об установках подготовки нефти, газа и конденсата.
Под скважиной понимается горно-техническое сооружение, включающее цилиндрическую горную выработку большой протяженности и малого диаметра, обсаженную одной или несколькими зацементированными колоннами труб, соединяющую продуктивные пласты с земной поверхностью, и оснащенное технологическим оборудованием для подъема извлекаемых из недр полезных ископаемых и попутных компонентов, нагнетания в пласт различных агентов, исследований пластов и пластовых флюидов, а также контроля и наблюдений за состоянием недр. (ГОСТ Р 58435-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектирование и освоение газовых, газоконденсатных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Движение геолого-технологической информации в процессе добычи углеводородного сырья и оптимизации разработки месторождений).
Понятия скважины и установки подготовки нефти, газа и конденсата отличаются.
Так, к примеру, под установкой подготовки нефти понимается сооружение, обеспечивающее глубокое обезвоживание, обессоливание, дегазацию и стабилизацию нефти и получение нефти, первой по своему качеству отвечающей требованиям технического регламента, положениям документа по стандартизации либо договорным отношениям..(ГОСТ Р 58367-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обустройство месторождении нефти на суше. Технологическое проектирование")
Под установкой подготовки попутного нефтяного газа понимается сооружение, обеспечивающее осуществление технологического процесса осушки газа, снижения в попутном нефтяном газе твердых частиц, тяжелых углеводородов, аэрозолей, капельной влаги, серосодержащих примесей с целью его дальнейшего использования. (ГОСТ Р 58435-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектирование и освоение газовых, газоконденсатных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Движение геолого-технологической информации в процессе добычи углеводородного сырья и оптимизации разработки месторождений").
Следовательно, ссылка надзорного органа на нарушение истцом п.10 ч.1 ст.22 Закона РФ «О недрах» от ____№, п.13.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от ____№ не состоятельна.
Согласно технологического регламента эксплуатации скважин № и № Среднетюнгского ГКМ защита территории за площадкой скважины обеспечивается за счет поддержания в исправном состоянии обваловки по периметру скважины с целью предупреждения слива талых, дождевых и технических вод за территорию площадки.
Но указанный технологический регламент является внутренним документом истца и не распространяется на эксплуатацию установок подготовки нефти, газа и конденсата.
При таких обстоятельствах, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Пункты 1 и 3 в части графика поверки в составе Технического регламента УКПГ Средневилюйского ГКМ, п.4 предписания № от ____ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) признать незаконными и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___