ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4940/17 от 25.10.2017 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

<данные изъяты>

Дело №2а-4940/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Иванушкиной Д.Б.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ласкина Семена Сергеевича к Администрации городского округа г. Воронеж, и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Борису Леонидовичу:

- о признании незаконным сообщения «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607, вынесенного и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л.,

- о признании права на проведение публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, ПКиО «Шинник» (Воронеж, Ростовская, 39) с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона»,

Установил:

Административный истец Ласкин С.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением. Просил признать незаконным сообщение «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607, вынесенное и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л., признать право на проведение публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, ПКиО «Шинник» (Воронеж, Ростовская, 39) с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».

В заявлении указал, что 16.10.2017 г. обратился в Управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 3б (Парк «Танаис») с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».

18 октября 2017 г. руководителем Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж ФИО1 вынесено предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, в котором предлагалось провести публичное мероприятие в ПКиО «Шинник» (Воронеж, Ростовская, 39), указанное предложение получено административным истцом 19.10.2017 г.

20.10.2017 г. административным истцом было подано согласие с местом проведения публичного мероприятия.

Однако сообщением «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607 и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л. отказал в согласовании места проведения публичного мероприятия. Указанный отказ административный истец просит признать незаконным.

В судебное заседание административный истец Ласкин С.С. не явился, извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Новиков Д.В. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, Каткова Ж.В. заявленные требования не признала. Суду представлены письменные возражения.

Административный ответчик и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Прокопенко Б.Л. заявленные административные исковые требования не признал. Суду предоставлены письменные возражения.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 19 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54 решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Административный истец просит признать незаконным сообщение «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607, вынесенного и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л.

Процессуальная обязанность по доказыванию законности действий (бездействия), решений, в силу ст. 226 КАС РФ возложена на административных ответчиков.

Согласно материалам дела, административный истец Ласкин С.С. 16.10.2017 г. обратился к главе городского округа г. Воронеж с уведомлением № 333-ПМ о проведении публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 3б (Парк «Танаис») с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» (л.д. 7-8).

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 10.1 Регламента администрации городского округа город Воронеж полномочие по рассмотрению таких уведомлений возложены на Управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж.

На основании Положения об управлении, судом установлено, что полномочие по рассмотрению заявленного уведомления возложено на руководителя управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж ФИО1

Распоряжением главы городского округа город Воронеж ФИО2 № 343-л от 19.10.2017 года исполнение обязанностей руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж ФИО1 возложены с 19.10.2017 года по 20.10.2017 года на Прокопенко Б.Л. заместителя руководителя управления- начальника отдела административных и внешний связей Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества.

Как установлено судом на основании представленных административным ответчиком документов, 18.10.2017 г. руководителем Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж ФИО1 вынесено мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия (л.д. 9-10).

Указанное предложение вручено организатору публичного мероприятия Ласкину С.С.

19.10.2017 г. сообщением и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л. «О направлении ответа» Ласкину С.С. отказано в согласовании измененного места проведения публичного мероприятия – парк культуры и отдыха «Шинник» (л.д. 11).

Указанное сообщение вручено организатору публичного мероприятия Ласкину С.С. 19.10.2017 года одновременно с предложением об изменении места публичного мероприятия 18.10.2017 г.

Полагая указанный письменный ответ от 19.10.2017 г. незаконным, Ласкин С.С. 20.10.2017 года направил на имя главы городского округа город Воронеж ФИО2 согласие с предложенным местом проведения публичного мероприятия - парк культуры и отдыха «Шинник» (л.д. 12).

Административный истец просит признать незаконным сообщение и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л. «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607.

В статье 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).

Направленное в адрес организатора публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия от 18.10.2017 г., вынесенное руководителем Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж ФИО1 (л.д. 10-11), впоследствии 19.10.2017 г. отменено, что следует из оспариваемого сообщения «О направлении ответа» Ласкину С.С.

Оценивая оспариваемое письменное сообщение, содержащее решение об отмене предложения об изменении места проведения мероприятия, суд принимает во внимание, что в сообщении отсутствует мотивация принятия решения об отмене ранее направленного предложения, что не соответствует требованиям части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Кроме того, при принятии решения об отмене ранее направленного предложения о переносе места проведения публичного мероприятия, орган исполнительной власти не направил в адрес организатора публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

На основании изложенного, суд признает незаконным решение об отмене ранее направленного предложения от 18.10.2017 года об изменении места проведения публичного мероприятия, изложенного в сообщении «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607, вынесенном и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Б.Л.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Заявляя требования о восстановлении нарушенного права, административный истец просит признать право на проведение публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, ПКиО «Шинник» (Воронеж, Ростовская, 39) с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».

В соответствии с указанными выше нормами действующего законодательства, вопрос о согласовании места проведения публичного мероприятия относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти.

Судом установлено, что место проведения публичного мероприятия, заявленное Ласкиным С.С., не согласовано, обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия уполномоченным органом не принято.

Административные исковые требования в данной части не могут быть предметом рассмотрения суда, поскольку в силу конституционного принципа разделения властей суд не вправе разрешать вопрос об изменении места проведения публичного мероприятия, а, соответственно и признавать за административным истцом право на проведение заявленного публичного мероприятия в конкретном месте, на чем фактически настаивает заявитель.

По изложенным основаниям, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований в части признания за административным истцом права на проведение публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» в ПКиО «Шинник» (Воронеж, Ростовская, 39).

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Ласкина Семена Сергеевича к Администрации городского округа г. Воронеж, и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Борису Леонидовичу частично удовлетворить.

Признать незаконным решение и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества АГО г. Воронеж Прокопенко Бориса Леонидовича об отмене ранее направленного предложения от 18.10.2017 года об изменении места проведения публичного мероприятия, содержащегося в сообщении «О направлении ответа» от 19 октября 2017 г. №8681607.

Административное исковое заявление Ласкина Семена Сергеевича о признании права на проведение публичного мероприятия в форме митинга 29 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу: г. Воронеж, ПКиО «Шинник» (Воронеж, Ростовская, 39) с предполагаемым количеством участников до 2000 человек с целью публичного мероприятия «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко