Дело № 2а-4942/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Зварич Ю.В.,
с участием помощника прокурора г. Калининграда Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г к администрации городского округа «Город Калининград» о признании недействующим постановления в части установления публичного сервитута,
У С Т А Н О В И Л:
Г обратился в суд с административным иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:15:151405:13 площадью 6561 кв.м по адресу: г. Калининград, ул. Портовая – ул. Железнодорожная. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 02.04.2021 № 209 в отношении указанного земельного участка установлен публичный сервитут площадью 192 кв.м сроком на 49 лет для размещения инженерных сетей, подлежащих переносу в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для муниципальных нужд. Постановление опубликован на сайте администрации 02.04.2021. Считает указанное постановление незаконным в части установления публичного сервитута на принадлежащем ему земельному участке, поскольку основания для установления публичного сервитута отсутствовали. Сервитут является обременением, которое ограничивает право владения, пользования и распоряжения земельным участком. Кроме того, считает, что был нарушен порядок установления публичного сервитута.
На основании изложенного просит признать недействительным постановление администрации ГО «Город Калининград от 02.04.2021 № 209 «Об установлении публичного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – З административный иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – П в судебном заседании административный иск не признал. Представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Указал, что публичный сервитут установлен уполномоченным лицом в установленном законом порядке для обеспечения строительства нового автодорожного моста через < адрес > с комплексом предмостных сооружений и пересечений, под которое изымаются земельные участки, на которых расположены коммуникации, требующие переноса. Права собственника земельного участка не нарушены. Просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Г является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 6561 кв.м по адресу: < адрес >, категория земель: земли населенных пунктов – под неоконченные строительством гаражи и существующие производственные помещения.
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от < Дата >№ утверждены основные части Проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающие размещение линейного объекта местного значения «Строительство автодорожного моста через реку Преголю с комплексом предмостных сооружений и пересечений в створе < адрес > в составе объекта «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград – Советск Калининградской железной дороги. Этап 2. Автодорожный мост и подходы к нему».
В перечне предполагаемых к установлению сервитутов поименован земельный участок с кадастровым номером № (таблица №).
Информация о местоположении границ установления публичного сервитута (схема) размещена в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград». Уведомление о возможном установлении публичного сервитута публиковалось в газете «Гражданин» (№ (2213) от < Дата >).
На основании постановления администрации городского округа «Город Калининград от < Дата >№ в целях реализации объекта местного значения «Строительство автодорожного моста через реку Преголю с комплексом предмостных сооружений и пересечений в створе < адрес > в составе объекта «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград – Советск Калининградской железной дороги. Этап 2. Автодорожный мост и подходы к нему» изъят в том числе, принадлежащий административному истцу земельный участок площадью 5582 кв.м, образуемый из земельного участка с кадастровым номером № площадью 6561 кв.м, расположенный по адресу: < адрес >.
< Дата > администрацией городского округа «Город Калининград» принято постановление № Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата >№ «Об установлении публичного сервитута для размещения инженерных сетей, подлежащих переносу в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для муниципальных нужд», согласно которому по в отношении в том числе, земельного участка с кадастровым номером № установлен публичный сервитут площадью 192 кв.м сроком на 49 лет. Постановление в установленном порядке опубликовано.
Согласно пп. 8 п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
В соответствии с п. 3 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, - в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 указанного Кодекса (п. 18 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 39.43 Земельного кодекса РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.
В случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подано одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, решение об установлении публичного сервитута или решение об отказе в установлении публичного сервитута принимается одновременно с принятием решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 2).
Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении публичного сервитута, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством (п. 3).
В силу п. 4 ст. 39.43 Кодекса решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:
1) цель установления публичного сервитута;
2) сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута;
3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;
4) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков;
5) срок публичного сервитута;
6) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);
7) реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами;
8) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;
9) порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
10) график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.
Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута (п. 5).
Согласно п. 1 ст. 39.45 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений п. 7 ст. 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений: от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 данного Кодекса.
Оспариваемый публичный сервитут установлен постановлением администрации ГО «Город Калининград» по ходатайству МКУ «Управление капитального строительства», в целях реализации объекта «Реконструкция разводного моста через реку Преголь на участке Калининград-Советск Калининградской железной дороги» Этап 2. Автодорожный мост и подходы к нему» и для размещения линейных объектов, подлежащих переносу (переустройству) из зон планируемого размещения линейных объектов.
Основанием для установления публичного сервитута является также постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 11.12.2020 № 1134 «Об осуществлении капитальных вложений в объект муниципальной собственности городского округа «Город Калининград».
Названным выше требованиям земельного законодательства обжалуемое постановление от 02.04.2021 соответствует, содержит необходимую информацию, в том числе, сведения о границах публичного сервитута в соответствии с графическим описанием местоположения, находящимся в общем доступе.
Доводы административного истца об ограничении его прав владения, пользования и распоряжения земельным участком несостоятельны, поскольку постановлением от 02.04.2021 № 209 определена плата за установленный публичный сервитут, а срок, в течение которого использование земельного участка будет невозможно или существенно затруднено, в связи с осуществлением публичного сервитута, установлен 3 месяца.
Одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Довод административного истца о нарушении процедуры установления публичного сервитута, в том числе, в связи с несогласованием схемы расположения публичного сервитута, не влекут недействительность принятого администрацией постановления. Нормами земельного законодательства, регулирующими установление публичного сервитута в отдельных целях, согласование с правообладателями земельных участков не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 02.04.2021 № 209 «Об установлении публичного сервитута для размещения инженерных сетей, подлежащих переносу в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для муниципальных нужд», в части установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером № принято уполномоченным лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Г о признании недействующим постановления администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата >№ в части установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером № – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.10.2021.
Судья Д.В. Стома