ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-494/20 от 19.05.2020 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-494/2020 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кировой Е.Н.,

при секретаре Караваевой Н.И.,

с участием административного истца - Базуевой О.Е.,

представителя административного ответчика - Администрации г.Кудымкара Петровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному исковому заявлению Базуевой Оксаны Евгеньевны к Администрации г. Кудымкара о признании незаконным отказа в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности предоставить семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Базуева О.Е. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Кудымкара о признании незаконным отказа в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности предоставить семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заявленные требования мотивируют тем, что их семья из 4 человек является участницей программы, реализуемой в целях обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае. ДД.ММ.ГГГГ Базуева О.Е. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защиты прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ в целях улучшения жилищных условий молодой семьей за счет средств ипотечного кредита был приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь приобретенного жилого дома в расчете на каждого члена молодой семьи меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте приобретения жилья. Базуева О.Е с указанным решением не согласна. С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным отказ Администрации г. Кудымкара в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и возложить обязанность на Администрацию г. Кудымкара предоставить семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Базуева О.Е. настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Петрова Г.В. административный иск не признала. Указала, что в соответствии с положениями программы социальная выплата не может быть предоставлена, если приобретенное жилое помещение не соответствует условиям программы по учетной норме. Решением Думы муниципального образования «городской округ-<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена учетная норма площади 10 кв.м. на человека. Указанные требования распространяются, в том числе, и на дату государственной регистрации права собственности на приобретенный жилой дом семьей Базуевых, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ Считает, что отказ в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей <адрес>» за счет средств бюджета <адрес> в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является законным и обоснованным, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, представленные копии материалов учетного дела семьи Базуевых, приходит к следующему выводу.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства до 01.01.2018 г. определялись подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

С 01.01.2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».

В Пермском крае отношения, связанные с реализацией мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, регулируются подпрограммой 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. № 1321-п.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 30.01.2019 (далее Правила).

Согласно подп «е» п. 2 Правил социальные выплаты могут использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с п. 6 указанных Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Согласно п. 2.1 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п (далее Порядок), реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;

2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

В силу требований п. 2.8 Порядка социальные выплаты, предоставляемые в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.2 настоящего Порядка, предоставляются на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1.3.6 настоящего Порядка.

Приобретаемое жилое помещение (строящийся индивидуальный жилой дом) должно находиться на территории Пермского края.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.

В судебном заседании на основе материалов дела установлено, что в соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ Базуев С.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Базуев С.И. и Базуева О.Е. обратились в Администрацию г. Кудымкара с заявлениями на участие в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы» и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Кудымкара уведомила Базуева С.И. о том, что его семья включена в долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

В последующем, в связи с изменением состава молодой семьи Базуевых, а именно, рождение второго ребенка Б*, на основании заявления Базуевой О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Кудымкара внесла изменения в списки участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», о чем уведомила Базуеву О.Е. письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 % расчетной стоимости жилья, с приложением необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ выдано молодой семье Базуевых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серия Д.

Согласно письма Администрации г.Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ семье Базуевой Оксаны Евгеньевны отказано в оплате кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение готового жилья по адресу: <адрес>, с использованием средств по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серия Д, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Кудымкара в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в виду того, что общая площадь жилого помещения (35,9 кв.м.) приобретенного семьей с привлечением заемных средств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям Правил, так как на дату государственной регистрации права собственности (ДД.ММ.ГГГГ) составляет менее учетной нормы общей площади жилого помещения (10 кв.м.), установленной решением Думы муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела также следует, что в целях улучшения жилищных условий, на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ семья Базуевых приобрела в равных долях по <данные изъяты> на Базуева С.И. и Базуеву О.Е. одноэтажный жилой дом, общей площадью 35,9 кв.м., и земельный участок под ним, расположенные по адресу: <адрес>.

Указанное недвижимое имущество истцы приобрели за счет заемных средств, полученных на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ПАО «Сбербанк России», Базуевым С.И., Базуевой О.Е.

ДД.ММ.ГГГГ Базуевой О.Е. оформлено у нотариуса обязательство о переоформлении права собственности на жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности Базуевым С.И., Базуевой О.Е. на дом было зарегистрировано в установленном порядке.

В соответствии с Решением Думы муниципального образования «городской округ – город Кудымкар» от ДД.ММ.ГГГГ, учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи определена в размере 10 кв.м.

В соответствии с п. 5.7 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

5.7.1. непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 настоящего Порядка, для получения свидетельства в срок, установленный пунктом 5.5 настоящего Порядка;

5.7.2. недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

5.7.3. несоответствие приобретенного (построенного) с помощью заемных средств жилого помещения требованиям пункта 2.8 настоящего Порядка.

На основании п. 7.12 Порядка оплата приобретаемого жилого помещения или строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома в случае использования социальных выплат, предоставленных в соответствии с пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 46-50 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.

В силу п. 47 Порядка орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, при условии соответствия представленных документов настоящим Правилам. При несоответствии заявки данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты либо при несоответствии представленных документов настоящим Правилам перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Администрация г.Кудымкара выявила несоответствие представленных документов Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, о чем 13.03.2020 года администрация г.Кудымкара в 10-дневный срок письменно уведомила банк (заявка банка от 03.03.2020 г), т.е. в предусмотренный законом срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных положений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Базуевой О.Е. о признании незаконным отказа в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, учитывая состав молодой семьи Базуевых (4 человека), а также учетную норму площади жилого помещения, где молодая семья приобрела жилой дом (10 кв.м), принимая во внимание, что общая площадь жилого дома по адресу: <адрес>, составляет 35,9 кв.м. (35,9/4=9 кв.м. на каждого члена семьи).

Поскольку при рассмотрении административного дела не установлено нарушения прав и законных интересов Базуевой О.Е., следовательно, требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика по предоставлению семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 179 КАС РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Базуевой Оксаны Евгеньевны к Администрации г. Кудымкара о признании незаконным отказа в предоставлении семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности предоставить семье Базуевой Оксаны Евгеньевны социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» за счет средств бюджета Пермского края в размере 10%, для погашения суммы долга по жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 20 мая 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья Е.Н. Кирова