ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-494/2021 от 17.05.2021 Михайловского районного суда (Рязанская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 года <адрес>

Михайловский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Крысанова С.Р.,

при секретаре Малофеевой И.А.,

с участием административного истца – помощника прокурора Захаровского района Рязанской области Харламова О.И.,

представителя заинтересованного лица – ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании постоянного судебного присутствия дело по административному иску заместителя прокурора Захаровского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Захаровского района обратился в Михайловский районный суд Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области.

В обоснование заявленных требований указывает, что во исполнение поручения Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, заданий Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Рязанской области, прокуратурой Захаровского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

В соответствии с выпиской из ЕГРН в собственности муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области находится гидротехническое сооружение – плотина, расположенная по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ с привлечением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена проверка в администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района, в ходе проведения которой установлено, что в нарушение ст.ст.8,9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» административным ответчиком, являющимся собственником гидротехнического сооружения, не разработаны критерии безопасности ГТС и правила его эксплуатации; не обеспечено внесение в Регистр сведения о гидротехническом сооружении; отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Аналогичные нарушения были выявлены и в ДД.ММ.ГГГГ. По фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации МО – Сменовское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений. Кроме того, на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Захаровского района, ДД.ММ.ГГГГ глава администрации муниципального образования был привлечен к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ.

Однако по результатам рассмотрения данной меры прокурорского реагирования должных мер к устранению нарушений принято не было, в связи с чем на протяжении длительного времени существует угроза жизни и здоровью граждан, а также указанные нарушения отрицательно влияют на безопасность гидротехнического сооружения, что может привести к необратимым последствиям в случае чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного, заместитель прокурора просит суд:

- признать бездействие администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области при эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес> незаконным;

- обязать администрацию муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: разработать критерии безопасности ГТС; обеспечить разработку и согласование с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС; внести сведения о ГТС в Российский регистр ГТС; разработать декларацию безопасности ГТС; получить соответствующее разрешение на эксплуатацию ГТС, расположенного по адресу: <адрес>

Определением Михайловского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Административный истец – помощник прокурора Харламов О.И. в суде заявленные заместителем прокурора района административные исковые требования поддержал, полностью подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Просил суд заявленный иск удовлетворить, указав на то, что бездействием административного ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также это влияет на безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения в целом.

Административный ответчик – Администрация муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд явку представителя не обеспечил, при этом за подписью главы администрации ФИО6 поступило заявление, в котором он указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица - Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО3 в судебном заседании полагал, что требования прокуратуры Захаровского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку административный ответчик извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной и им представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя, на основании положений ст.150 и ч.6 ст.226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области по представленным доказательствам и материалам.

Суд, заслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.218 КАС РФ суд рассматривает административные дела при обращении гражданина, организации, иных лиц в суд, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, что корреспондирует положениям статьи 42 Конституции РФ, гарантирующим каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» также предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами РФ, данным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения возможно обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания.

В силу ст.3 Водного Кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на таком принципе, как регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

В соответствии со ст.42 Водного Кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должно предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Федеральный закон от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Статья 8 указанного Федерального закона содержит требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, включая, в том числе, представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно ст.9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности (ст.10 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст.19 вышеуказанного Федерального закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе, нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. №401 (ред.от 27.02.2021 г.) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Таким образом, только лишь при надлежащей эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с разработанными и согласованными с органами Ростехнадзора правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и соблюдением иных указанных в законе требований может быть обеспечена их безопасность, как для водного объекта, так и для жизни и здоровья людей, которые могут пострадать при аварии на ГТС, круг которых персонифицировать невозможно, позволяющая обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.

Судом установлено, что в собственности административного ответчика – администрации МО – Сменовское сельское поселение Захаровского района Рязанской области находится гидротехническое сооружение – плотина, расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ.

Также установлено, что в рамках предоставленных органам прокуратуры РФ полномочий прокуратурой Захаровского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, на территории МО - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области. В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере.

ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации МО – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области прокурором района вынесено представление об устранении нарушений законодательства при организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, поскольку в ходе проверки выявлен факт осуществления администрацией эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины <адрес> в отсутствие критериев и Правил эксплуатации ГТС, согласованных с Приокским управлением Ростехнадзора, не внесены сведения о ГТС в регистр, не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности сооружения, отсутствует декларация безопасности на ГТС. О принятых мерах административному ответчику было предписано сообщить в письменной форме в месячный срок со дня его получения, каковым, согласно отметке главы администрации ФИО6, является ДД.ММ.ГГГГ

Из письма главы администрации МО – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального Рязанской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией с участием представителя прокуратуры района было рассмотрено представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства при организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, планируются следующие меры к устранению допущенных нарушений: разработать критерии безопасности и правила эксплуатации ГТС, декларацию безопасности, провести аттестацию работников по вопросам безопасности сооружения. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечен специалист администрации ФИО4

Помимо этого, за допущенные нарушения прокурором Захаровского района Рязанской области в отношении главы муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО6 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ - нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, что подтверждается постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора ФИО5 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому должностное лицо – глава администрации МО – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО6 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

Согласно справке государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за ГТС Приокского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГФИО3 в ходе изучения представленной собственником документации ГТС <адрес> выявлены, в том числе, следующие нарушения положений Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: собственником не осуществляется разработка критериев безопасности ГТС (ст.9); не обеспечено внесение ГТС в Российский регистр ГТС (ст.9); отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором (ст.9); отсутствует декларация безопасности ГТС (ст.9); отсутствует разрешение на эксплуатацию ГТС (ст.ст.9,10).

Таким образом, приведенными доказательствами на основе норм действующего законодательства доказан факт того, что обязанности по разработке критериев безопасности ГТС, обеспечении разработки и согласования с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, внесения сведения о ГТС в Российский регистр ГТС, разработке декларации безопасности ГТС, получению соответствующего разрешения на эксплуатацию ГТС, расположенного по адресу: <адрес>, возложены на административного ответчика, в ведении которого находятся полномочия, связанные с решением вопросов по обеспечению надлежащего владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, но не выполняются надлежащим образом, а, следовательно, бездействие администрации по неисполнению указанных обязанностей является незаконным.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный ответчик возражений на административный иск не представил, занял пассивную позицию по предоставлению доказательств, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах, суд находит требования заместителя прокурора Захаровского района Рязанской области по административному иску обоснованными и доказанными.

Срок, указанный прокурором – 1 год со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого административному ответчику необходимо исполнить возложенные на него обязанности, суд считает достаточным и разумным, на неразумность указанного срока административный ответчик не ссылался. Доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск заместителя прокурора Захаровского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области при эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес> незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования – Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес> а именно: разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить разработку и согласование с Ростехнадзором правил эксплуатации гидротехнического сооружения; внести сведения о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения; получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Михайловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна. Судья С.Р. Крысанов