ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4951/2017 от 29.03.2018 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-750/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2018 года г. Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Шматко С.Н.

при секретаре Бабиевой Ж.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании рассмотреть заявление в установленном законом порядке, с проведением публичных слушаний,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании рассмотреть заявление в установленном законом порядке, с проведением публичных слушаний.

В обоснование своих требований указал, что он обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «зеленые насаждения» на «для ведения садоводства» в Департамент архитектуры и градостроительства ..., указав, что является собственником земельного участка, площадью 593 кв.м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, СНТ «Салют» участок .

В письме Департамента архитектуры и градостроительства ... от ... ему было отказано, в связи с тем, что отсутствует утвержденная схема планировки территории.

Считая отказ незаконным, поскольку .... является членом садоводческого товарищества «Салют» на основании протокола общего собрания СНТ «Салют» от ..., ему был предоставлен земельный участок , площадью 600 кв.м., административный истец обратился в суд.

Административным истцом выполнены работы по межеванию, однако в декларации о выборе разрешенного вида использования, подписанной главой администрации ..., присвоен вид разрешенного использования «зеленые насаждения, в то время как земельный участок расположен на территории СНТ «Салют» с разрешенным использованием «для садоводства».

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства ... от ... об изменении вида разрешенного использовании, принадлежащего ... на праве собственности земельного участка кадастровый , обязать Департамент архитектуры и градостроительства ... рассмотреть заявление ... в установленном законом порядке, в том числе с проведением публичных слушаний, с учетом первоначальной даты подачи заявления.

Административный истец ... в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца ... - ... действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, административный иск просила удовлетворить.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства ...... действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила в административном иске отказать, представила письменные возражения на административное исковое заявление. В обоснование возражений указала на то, что согласно Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, принятыми решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ..., указанный земельный участок расположен в территориальной зоне производственной, коммерческой и деловой активности (ПКД-2), градостроительным регламентом которой вид разрешенного использования «садовые и дачные дома, земельные участки для садоводства» отнесен к условно разрешенным видам использования. Отсутствие утвержденной документации по планировке территории СНТ «Салют» не позволяет рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка административного истца. Также считает, что административный истец в праве самостоятельно разработать документацию по планировке.

Суд, выслушав лмц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ... на основании решения Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от ... по исковому заявлению ... к СНТ «Салют», ДИЗО ..., 3-е лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании права собственности на земельный участок, является собственником земельного участка общей площадью 593 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0081017:2246, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, СНТ «Салют».

Согласно выписке ЕГРН от... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: зеленые насаждения.

...... обратился в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором просил изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка, установив основным видом разрешенного использования «садовые и дачные дома, земельные участки для садоводства».

Письмом Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от ... административному истцу было сообщено об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков по причине того, что на основании пункта 7 примечания к таблице 2 статьи 69 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ..., условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для земельных участков, находящихся в границах территорий садовых товариществ, предоставляются только при наличии разработанной и утвержденной планировочной документации, обеспечивающей устойчивое развитие территории. В связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории СНТ «Салют», отсутствует возможность рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка.

В силу ст. 39 Градостоительного кодекса РФ Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Изменение вида разрешенного использования - это право собственника земельного участка, в реализации которого может быть отказано только на законных основаниях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, статьей 8 Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону по вопросам градостроительной деятельности, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ..., постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ... «Об утверждении административного регламента №АР-279-04 муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Как следует из оспариваемого ответа Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от ..., причиной отказа в изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков явилось отсутствие документации по планировке территории СНТ «Салют», а также то обстоятельство, что земельный участок расположен в территориальной зоне производственной, коммерческой и деловой активности (ПКД-2), градостроительным регламентом которой вид разрешенного использования «садовые и дачные дома, земельные участки для садоводства» отнесен к условно разрешенным видам использования.

Согласно представленным документам земельный участок кадастровый относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: зеленые насаждения.

В соответствии с Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, принятыми решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ..., спорный земельный участок находится в границах территориальной зоны производственной, коммерческой и деловой активности (ПКД-2/5/01), градостроительным регламентом которой вид разрешенного использования «садовые и дачные дома, земельные участки для садоводства» предусмотрен перечнем условно разрешенным видам использования.

На основании пункта 4 примечания к таблице 2 статьи 31 Правил условно разрешенные виды использования земельных участков, находящихся в границах территорий садовых товариществ, предоставляются только при наличии разработанной и утвержденной планировочной документации, обеспечивающей устойчивое развитие территории.

Документация по планировке территории СНТ «Салют», на которой расположен спорный земельный участок до настоящего времени не разрабатывалась.

Однако, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено такое основание для отказа как установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством (п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка является установленное несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования.

Таким образом, ввиду отсутствия утвержденных документов территориального планирования оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования не имеется.

Доводы ответчика о том, что подготовка документации по планировке территории может быть выполнена административным истцом за счет собственных средств подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В силу статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Анализ статьи 45 Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения - в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территорий. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.

Возложение обязанности на заинтересованных лиц (застройщиков) подготовки документации по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий квартал, часть территории квартала или микрорайона, противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, которым не предусматривается возложение на заинтересованных лиц дополнительной обязанности о предоставлении документов, перечень которых противоречит Градостроительному кодексу РФ.

На основании изложенного, исследовав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от ... об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка создано препятствие в реализации интересов истца по использованию принадлежащего ему земельного участка. При этом нарушена процедуры принятия решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании ответа Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от ... незаконным и с целью восстановления нарушенного права заявителя обязывает Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону рассмотреть заявление истца в установленном законом порядке, в том числе с проведением публичных слушаний, с учетом первоначальной даты подачи заявления.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ... к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании рассмотреть заявление в установленном законом порядке, с проведением публичных слушаний – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 28.09.2017г. об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ... земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону рассмотреть заявление ... в установленном законом порядке, в том числе с проведением публичных слушаний, с учетом первоначальной подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2018 года.

Судья: