Дело № 2а-4952/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 02 ноября 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Горбуновой П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля о признании решения незаконным,
установил :
23.10.2017 г. в 16.05 час. ФИО1 представил в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 05.11.2017 г. с 12.00 час. до 15.00 час. на пл. Юности с предполагаемым количеством участников- 1000 человек. Цель публичного мероприятия: «Встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности».
Письмом-предложением от 25.10.2017 г. № М-689/МУ территориальной администрацией Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля ФИО1 указано на невозможность согласования публичного мероприятия в связи с тем, что в указанном в уведомлении месте ранее согласовано проведение мероприятия организатору, подавшему уведомление в более ранний срок, предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия, подав новое уведомление, поскольку на территории Кировского и Ленинского районов г.Ярославля в указанное в уведомлении время отсутствуют свободные площадки, размер которых позволяет разместить заявленное количество участников публичного мероприятия.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, в котором просил признать незаконным письмо-предложение главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля ФИО2 от 25.10.2017 года № М-689/МУ. Требование мотивировано тем, что административный ответчик в нарушение п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не довел до его сведения обоснованного конкретного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Из текста ответа территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля следует, что в заявленный период времени заняты все имеющиеся на территории Кировского и Ленинского районов г.Ярославля площадки, пригодные для проведения публичного мероприятия. Таким образом, по мнению административного истца, письмо-предложение территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля № М-689/МУ не соответствует требованиям федерального закона и является фактическим отказом в проведении публичного мероприятия, что нарушает конституционные права граждан.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель, действующий на основании ордера, адвокат Голубенков С.А. административные исковые требования поддержали, указали на то, в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П, у органа местного самоуправления отсутствует право на произвольное указание организатору публичного мероприятия об изменении места и времени проведения публичного мероприятия. Фактически по своему содержанию оспариваемое письмо-уведомление является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку не содержит конкретных предложений о возможных местах проведения публичного мероприятия, о возможности использования выбранного административным истцом места для проведения публичного мероприятия в иное время, об изменении количества участников мероприятия. Административный ответчик не известил ФИО1 о нормативах заполняемости мест для проведения публичных мероприятий, о периоде времени, в течение которого избранное им место проведения публичного мероприятия занято под проведение иных публичных мероприятий, то есть административным ответчиком не была исполнена обязанность по организации заявленного ФИО1 публичного мероприятия.
Представители административного ответчика территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля по доверенностям ФИО3, ФИО4 административные исковые требования не признали по доводам письменного отзыва на иск, согласно которому 23.10.2017 г. в адрес территориальной администрации поступило уведомление ФИО5 о проведении 05.11.2017 с 09.00 час. до 22.00 час. мероприятия по адресу <...> Согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 11.04.2013 № 374-п «Об определении специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Ярославской области» на территории Кировского и Ленинского районов единым специально отведенным или приспособленным местом является площадка в радиусе 15 метров от входа в здание администрации Ярославского муниципального района, расположенной по адресу <...>. В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 06.12.2012 № 59-з норма предельной заполняемости специально отведенных мест составляет один человек на один квадратный метр. Кроме того, ст.6 указанного Закона определены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. Учитывая действующее законодательство, сведения об иных площадках, пригодных для размещения 1 000 человек, на территории Кировского и Ленинского районов в администрации района отсутствуют. Административный ответчик не отказывал истцу в проведении публичного мероприятия, а предложил изменить место и время его проведения.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд с учетом мнения сторон на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Помимо этого суд принимает решение и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец ссылается на нарушение его прав организатора публичного мероприятия.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с ч. ч. 1.1, 2.1 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ).
На основании п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Оспариваемое письмо-предложение от 25.10.2017 г. направлено в адрес организатора публичного мероприятия ФИО1 в установленный законом трехдневный срок.
Согласно содержанию письма-предложения от 25.10.2017 г. административный ответчик ссылается на невозможность согласования проведения публичного мероприятия в указанные в уведомлении место и время в связи с тем, что в указанном в уведомлении месте ранее согласовано проведение мероприятия организатору, подавшему уведомление в более ранний срок. Кроме того, ФИО1 предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия, подав новое уведомление, поскольку на территории Кировского и Ленинского районов г.Ярославля в указанное в уведомлении время отсутствуют свободные площадки, размер которых позволяет разместить заявленное количество участников публичного мероприятия.
Суд не может согласиться с мнением административного истца о том, что оспариваемое письмо-предложение является фактически отказом в согласовании публичного мероприятия, находит его законным и обоснованным.
Из обстоятельств дела следует, что в 13.25 час. 23.10.2017 г. в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля поступило уведомление ФИО5 о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, митинга 05.11.2017 г. с 09.00 час. до 22.00 час. по адресу <...>
Распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля № 780/1 от 25.10.2017 г. проведение названных публичных мероприятий в форме пикетирования было согласовано.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Ярославской области от 06.12.2012 № 59-з «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Ярославской области» (далее- Закон Ярославской области № 59-з) в одном специально отведенном месте в одно время не может быть проведено более одного публичного мероприятия. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления Правительством Ярославской области или органом местного самоуправления муниципального образования Ярославской области.
Обращение ФИО5 с уведомлением имело место ранее обращения ФИО1 При этом уведомление ФИО5 соответствует требованиям ст.7 Федерального закона № 54-ФЗ, подано с соблюдением установленных сроков, оснований для отказа ФИО5 в согласовании публичного мероприятия или обращения к ней с соответствующими предупреждением или предложением у территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля не имелось.
Пункт 3 ст.17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. То есть, осуществление ФИО1 своих прав не должно вести к ущемлению прав ФИО5, подавшей уведомление ранее административного истца.
Поскольку и ФИО5, и ФИО1 запланировали проведение публичного мероприятия в одном и том же месте и в одно и то же время, учитывая запрет на одновременное проведение в одном месте двух публичных мероприятий, наличие у органа местного самоуправления обязанности обеспечить во время проведения публичного мероприятия общественный порядок и безопасность граждан (п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ), а проведение двух публичных мероприятий в одном месте и в одно время создаст угрозу нарушения общественного порядка, доводы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля о невозможности согласования запланированного ФИО1 публичного мероприятия суд находит обоснованными.
Доводы административного истца и его представителя о том, что в нарушение ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ письмо территориальной администрации не содержит конкретных предложений иных мест проведения публичного мероприятия, что позволяет расценить его как отказ в согласовании публичного мероприятия, суд считает несостоятельными.
Из содержания обжалуемого письма и пояснений представителя административного ответчика ФИО3 следует, что с учетом норм предельной заполняемости, заявленного ФИО1 количества участников митинга- 1 000 человек,- территориальная администрация не смогла изыскать пригодные для проведения публичного мероприятия площадки на территории Кировского и Ленинского районов города, в связи с чем, ФИО1 и не были предложены конкретные места проведения заявленного им митинга.
Административный истец и его представитель не сообщили суду о наличии на территории Кировского и Ленинского районов г.Ярославля мест для проведения публичного мероприятия с количеством участников 1 000 человек, соответствующих требованиям ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ и ст.ст.4, 6 Закона Ярославской области 59-з.
Согласно ст.2 Закона Ярославской области № 59-з при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Ярославской области № 59-з норма предельной заполняемости специально отведенных мест составляет один человек на один квадратный метр.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
По смыслу закона любые пригодные для целей публичного мероприятия места также должны отвечать общим требованиям, предъявляемым законом для специально отведенных мест.
Наличие на территории Кировского и Ленинского районов города Ярославля мест, отвечающих нормативным требованиям, которые могли бы быть предложены административным ответчиком административному истцу, судом при рассмотрении дела установлено не было, а потому отсутствие в письме-предложении указаний на конкретные места для проведения митинга не свидетельствует о незаконности данного письма от 25.10.2017 г. № М-689/МУ.
Таким образом, поскольку уведомление ФИО1 рассмотрено надлежащим должностным лицом, с соблюдением срока и порядка его рассмотрения; принятое по уведомлению решение соответствует закону, прав и законных интересов ФИО1 не нарушило, не создало ему препятствий к реализации предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ прав, у суда основания для удовлетворения его административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175,177-180 КАС РФ, суд,
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля о признании незаконным письма-предложения от 25.10.2017 г. № М-689/МУ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | В.В.Барышева |