К делу № 2а-4956/20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 15 декабря 2020 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Гайтына А.А.
при секретаре Кардаш Д.Ф.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара ФИО2, действующей на основании доверенности № 03-25168 от 24.11.2020,
представителя административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просит обязать ГУ – УПФР в КВО г. Краснодара вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2010-2015 годы в сумме 74 444,89 руб., образовавшейся после произведенных списаний Налоговой инспекции и Пенсионного фонда; обязать ГУ – УПФР в КВО г. Краснодара направить в ИФНС России № 5 по г. Краснодару решение о возврате, а также корректировочные сведения сальдовых расчетов по соответствующим видам страховых взносов.
В обоснование требований указано, что административный истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 09.03.2010 по 10.03.2015 с присвоением государственного регистрационного номера 033-017-0972. Истец своевременно не оплачивал взносы, в связи с чем за 5 лет существования ИП накопился долг. Согласно данным Пенсионного фонда, переданным в Налоговую инспекцию, долг по взносам на ОПС на страховую и накопительную часть пенсии, а также ОМС в федеральный и территориальный фонды на 01.01.2017 составил 128 885,67 руб., пени – 44 576,76 руб. В 2015 году, перед тем как ИП было закрыто, на истца было заведено уголовное дело, которое закончилось приговором с назначением наказания в виде лишения свободы сроком 3 года в колонии общего режима. После выхода на свободу истец занялся вопросом погашения долга перед Пенсионным фондом. Выяснилось, что были вынесены судебные приказы по следующим суммам долга по страховым взносам на ОПС, ОМС и пени: 2010 г. – 10 252,09 руб.; 2011 г. – 17 044,74 руб.; 2012 г. – 19 973,98 руб.; 2013 г. – 40 701,89 руб.; 2014 г. – 20 727,53 руб. (судебный акт отсутствует); 2015 г. – 28 145,97 руб. Итого в общей сумме 116 118,67 руб. Истцом были получены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени от ИФНС России № 5 по г. Краснодару. В ответе на заявление истца ИФНС России № 5 по г. Краснодару разъяснила, что в отношении суммы задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 93 672,57 руб. инспекцией приняты решения о ее безнадежности к взысканию и списанию. Налоговой орган не предоставил никаких справок и ответов на запросы о том, как была рассчитана и списана сумма 93 672,57 руб. ГУ – УПФР в КВО г. Краснодара в своем письменном ответе на обращение истца также признал, что 17.06.2018 было принято решение № 033S93180010949 о признании недоимки и задолженности по пени и штрафам безнадежной к взысканию, и их списание на сумму 28 104,29 руб. Кроме того, Пенсионный фонд разъяснил, что в отношении задолженности принятой налоговым органом, у органов Пенсионного фонда отсутствует правовые основания для признания задолженности безнадежной к взысканию. Через службу судебных приставов истцом был оплачен долг по страховым взносам за ОПС и ОМС за 2010-2013 годы и 2015 год в сумме 116 118,67 руб. Из-за ошибки судебных приставов вся сумма поступила на счет задолженности по страховым взносам на ОПС. При поступлении денежных средств на лицевой счет истца Пенсионный фонд запретил Налоговой инспекции учитывать их на его счетах. Пенсионный фонд восстановил счета, а также денежные суммы за 2014 год, которые были признанными безнадежными к взысканию и списаны и зачислил на них денежные средства, которыми истец оплачивал долги по страховым взносам на ОМС в ФФОМС и ТФОМС за 2010-2013 и 2015 годы. Считает, что права административного истца были ущемлены, поскольку один государственный орган, на который возложена ответственность по администрированию взносов, выставляет требование об оплате, которое имеет юридическую силу, а другой государственный орган с этим требованием не соглашается и использует поступившие денежные средства по своему усмотрению. В письме от ИФНС России № 5 от 24.08.2020 указан полный список произведенных списаний, согласно которому на основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признается безнадежным и подлежат списанию задолженность в общей сумме 74 444,89 руб. по виду платежа «налог» по страховым взносам на ОПС и ОМС, и 54 648,68 руб. по виду платежа «пеня» по страховым взносам на ОПС и ОМС. В связи с тем, что действующим законодательством для окончательного списания задолженности предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда, административный истец вынужден обратиться в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании административный истец поддержал уточненные требования, настаивал на их удовлетворении по указанным в иске и дополнениях к нему основаниям.
Представитель административного ответчика ГУ – УПФР в КВО г. Краснодара в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика ИФНС России № 5 по г. Краснодару с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме /ч. 8/.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения /ч. 9/.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) /ч. 11/.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 09.03.2010 по 10.03.2015 с присвоением государственного регистрационного номера 033-017-0972.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», а также в соответствии с Письмом ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@ «По вопросам учета страховых взносов» и Порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@ и на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов с 01.01.2017, как установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования», так и установленных НК РФ.
В связи с тем, что административным истцом в указанный период не оплачивались страховые взносы ИФНС России № 5 по г. Краснодару выставила следующие требования:
требование № 120712 на 02.11.2017 общий долг 184 523,01 руб., в том числе по страховым взносам 128 885,67 руб., пеня 11 060,60 руб.;
требование № 133834 на 11.04.2018 общий долг 159 801,55 руб., в том числе по страховым взносам 108 158,14 руб., пеня 4 670,48 руб.;
требование № 167651 от 09.10.2018 общий долг 123 392,73 руб., в том числе по страховым взносам 79 341,42 руб., пеня 2 348,49 руб.;
требование № 177249 на 18.12.2018 общий долг 124 602,68 руб., в том числе по страховым взносам 79 341,42 руб., пеня 1 209,95 руб.;
требование № 64810 на 11.07.2019 общий долг 143 849,96 руб., в том числе по страховым взносам 79 341,42 руб., пеня 22 593,67 руб.
Из содержания указанных документов следует, что установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора, страховых взносов) 01.01.2017.
Судом также установлено, что в отношении административного истца были вынесены судебные приказы по следующим суммам долга по страховым взносам на ОПС, ОМС и пени:
за 2010 г. – 10 252,09 руб.;
за 2011 г. – 17 044,74 руб.;
за 2012 г. – 19 973,98 руб.;
за 2013 г. – 40 701,89 руб.;
за 2014 г. – 20 727,53 руб. (судебный акт отсутствует);
за 2015 г. – 28 145,97 руб.
Итого в общей сумме 116 118,67 руб.
В ответе ИФНС России № 5 по г. Краснодару № 21-37/14107 от 21.04.2020 на обращение административного истца указано, что во исполнение постановлений органов Пенсионного фонда России о взыскании задолженности за счет имущества, судебными приставами взыскано и перечислено в инспекцию в общей сумме 116 118,67 руб.
На основании положений Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой /ч. 1 ст. 11/.
Письмом № 20-15/28606 от 24.08.2020 ИНФС России № 5 г. Краснодара сообщила административному истцу, что инспекцией в соответствии с требованиями указанного закона приняты следующие решения:
решение о списании задолженности № 347 от 24.04.2018 на сумму 39 926,93 руб., в том числе в сумме 28 816,72 руб. по виду платежа «налог», в сумме 11 110,21 руб. по виду платежа «пеня» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года);
решение о списании задолженности № 2415 от 07.12.2019 на сумму 40 476,51 руб., в том числе в сумме 24 942,32 руб. по виду платежа «налог», в сумме 15 534,19 руб. по виду платежа «пеня» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года);
решение о списании задолженности № 269 от 12.03.2020 на сумму 13 204,27 руб., по виду платежа «пеня» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года);
решение о списании задолженности № 648 от 17.04.2020 на сумму 7 381,51 руб. по виду платежа «пеня» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года);
решение о списании задолженности № 34 от 29.01.2020 на сумму 32,43 руб. по виду платежа «пеня» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года).
В общей сумме указанными решениями ИФНС России № 5 г. Краснодара с административного истца списано 74 444,89 руб. задолженности по страховым взносам и пени.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что администратором страховых взносов и пени с административного истца списана задолженность в общей сумме 74 444,89 руб., что подтверждается соответствующими решениями ИФНС России № 5 по г. Краснодару, поскольку она сформировалась до 01.01.2017, т.е. за период, который согласно Федеральному закону от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпадает под «налоговую амнистию», и приходит к выводу удовлетворить уточненные административные исковые требования, исходя из того, что материалами дела подтверждается оплата административным истцом безнадежной задолженности по страховым взносам.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ст. 289 КАС РФ).
По смыслу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2010-2015 годы в сумме 74 444,89 руб., и направить данное решение в Инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару, а также корректировочные сведения сальдовых расчетов по соответствующим видам страховых взносов.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара А.А. Гайтына
Решение изготовлено 29.12.2020