___
Дело № 2а-4957/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 06 мая 2019 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А., И., Р.2., Б. к Д. о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
у с т а н о в и л :
___ А. М., И. М., Р. А., Б. М. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что являются собственниками на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___, с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство. Запрашиваемые границы земельного участка соответствует проекту межевания территории, о чем указано в самом отказе административного ответчика, земельный участок расположен в территориальной зоне ___. при этом на запрашиваемом земельном участке частично расположены жилой дом, летняя кухня, гараж, сарай административных истцов, также перераспределение направлено на приведение границ земельного участка в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и более правильному по форме расположению площади и границ данного земельного участка. С учетом изложенного, ссылаясь на нарушение незаконными действиями административного ответчика своих прав и законных интересов, просили признать незаконным отказ Д. от ___ 2019 г. ___ и обязать административного ответчика перераспределить названный земельный участок с кадастровым номером ___.
В судебном заседании административные истцы и представитель административного истца Б. – Р. иск поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что уже имеется распоряжение о разрешении перераспределения испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представители административного ответчика ___О., С. иск не признали, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления. Согласно письменным возражениям на административное исковое заявление и объяснениям представителей выявлены признаки самовольного занятия административными истцами испрашиваемого земельного участка под часть двухэтажного жилого дома, гаража, бани, нежилого объекта. В отношении испрашиваемого земельного участка установлен лесохозяйственный регламент лесных насаждений. Также общая площадь земельного участка с самовольно занятым земельным участком составляет ___ кв.м, что превышает максимальную разрешенную площадь земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, предусмотренную Правилами землепользования и застройки.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
11 декабря 2018 г. ___ Б. М., И. М., Р. А., А. М., И. М. подали в ___ заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___.
22 марта 2019 г. ___ направил заявителям уведомление ___ об отказе в перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку оспариваемое уведомление об отказе датировано 22 марта 2019 г., а административное исковое заявление поступило в суд 10 апреля 2019 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В качестве оснований отказа в перераспределении этого земельного участка органом местного самоуправления указано, что выявлено самовольное занятие земельного участка за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем составлен акт обследования земельного участка и информация направлена в У. для принятия мер. Согласно информации У. на запрашиваемой территории выявлены признаки самовольного занятия земельного участка, в связи с чем в П. была направлена информация для подачи в суд иска об освобождении самовольно занятого земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, других материалов дела установлено, что А. (1/6 доля в праве), Б. (1/6 доля в праве), Р.2. (1/6 доля в праве), И.2. (1/6 доля в праве), И. (2/6 доли в праве) на праве общей долевой собственности владеют земельным участком с кадастровым номером ___, площадью ___ кв. м, расположенным по адресу: ___, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, у административных истцов имеются предусмотренным ЗК РФ основания для перераспределения земельного участка, предусмотренные п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков определен в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
При этом данный перечень является исчерпывающим.
Согласно сведениям И.3. от 14 декабря 2018 г., проекту планировки и проекту межевания территории квартала ___, утвержденным распоряжением ___2017 № ___, испрашиваемый для перераспределения земельный участок ориентировочной площадью ___ кв.м, который административные истцы намерены использовать под индивидуальное жилищное строительство, расположен в территориальной зоне ___: для индивидуального жилищного строительства, то есть в данной зоне указанный вид разрешенного использования является основным видом разрешенного использования. Красным линиям земельный участок соответствует, проекту планировки территории и проекту межевания территории данный земельный участок соответствует.
Из приложенной к административному исковому заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что административными истцами испрашивается для присоединения к принадлежащему им земельному участку с кадастровым номером ___ площадью ___ кв.м земельный участок площадью ___ кв.м, таким образом, общая площадь данного земельного участка в результате перераспределения составит ___ кв.м, что соответствует предельным размерам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предусмотренным Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденными нормативным правовым актом ___ от ___2013 № ___
Распоряжением ___ от ___2018 № ___, прошедшие процедуру публичных слушаний 06 июля 2018 г. на основании распоряжения ___, согласно приложениям ___ к данному распоряжению от 31.08.2018 ___ Данное распоряжение в полном объеме размещено на сайте ___ и приобщено в материалам дела. Согласно п. 36 приложения № 1, приложению № 37 данного распоряжения утверждено внесение изменений в проект межевания территории квартала ___ в части перераспределения земельного участка площадью ___ кв.м к земельному участку с кадастровым номером ___, общая площадь земельного участка в результате перераспределения составит ___ кв.м.
Кроме того, из материалов дела, в том числе акта обследования ___ 2019 г. ___, объяснений сторон в судебном заседании установлено, что строения, расположенные частично или полностью на испрашиваемой для перераспределения территории, принадлежат административным истцам. Такого основания для отказа в перераспределении земельного участка как самовольное занятие земельного участка заявителем, которое единственное указано в качестве основания отказа в уведомлении от ___ 2019 г. ___ ЗК РФ не предусматривает.
Также административным ответчиком не представлено доказательств наличия каких-либо ограничений в отношении испрашиваемого земельного участка в части действия лесохозяйственного регламента. Данное обстоятельство может быть подтверждено соответствующим нормативным правовым актом, которым такой регламент и соответствующие ограничения установлены для испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, из установленных обстоятельств дела следует, что правовых оснований для отказа административным истцам в перераспределении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером ___ у административного ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административных истцов. Нарушенные права административных истцов подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности повторно и с учетом выводов суда, указанных в настоящем решении, рассмотреть заявление собственников земельного участка с кадастровым номером ___ о перераспределении последнего.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Д.А., И., Р.2., Б., И.2. в перераспределении принадлежащего на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___, выраженный в уведомлении от 23 марта 2019 г. ___.
Обязать Д. в установленные действующими нормативными правовым актами порядке и сроки повторно рассмотреть заявление собственников земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___, от 11 декабря 2018 г. с входящим номером ___ соглашение о перераспределении данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: ___ М. А. Кузьмина
___
___
___
Решение изготовлено в окончательной форме 08 мая 2019 г.