ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-495/19 от 13.02.2019 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2019 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре Тереховой Л.С., с участием представителя административного истца Башеевой О.Г., заинтересованного лица Янченко Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-495/2019 по административному исковому заявлению Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области № 4 в интересах несовершеннолетнего П. к администрации города Усолье-Сибирское о признании постановления в части закрепления жилого помещения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что несовершеннолетний П. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать (данные изъяты), оставила ребёнка в (данные изъяты), 00.00.0000 года написала заявление о согласии на усыновление (отказ от ребёнка), 00.00.0000 года заочным решением (данные изъяты) была лишена родительских прав, решение вступило в законную силу 00.00.0000. На основании постановления мэра администрации Усольского муниципального образования г. Усолье-Сибирское (данные изъяты) «О направлении несовершеннолетнего П. в государственное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был направлен в государственное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 2 вышеуказанного постановления за несовершеннолетним П., сохранено право на жилую площадь по адресу: (данные изъяты), по тем основаниям, что на момент закрепления, мать несовершеннолетнего состояла на регистрационном учете по вышеуказанному адресу. Поскольку, несовершеннолетний П., в соответствии с п. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации на момент закрепления не мог быть признан членом семьи нанимателя, так как не вселился в данное жилое помещение в связи с тем, что мать несовершеннолетнего оставила ребенка в родильном доме и написала заявление о согласии на усыновление от 00.00.0000, а также несовершеннолетний П. не являлся нанимателем, членом семьи нанимателя в данном жилом помещении, не имел и не имеет там постоянной регистрации, учитывая, что жилое помещение, расположенное по адресу: (данные изъяты), с 00.00.0000 года находится в собственности Г., П., управлением был направлен запрос (данные изъяты), в адрес муниципального образования администрации города Усолье-Сибирское с просьбой признать п. 2 постановления мэра администрации Усольского муниципального образования г. Усолье-Сибирское (данные изъяты) «О направлении несовершеннолетнего П. в государственное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утратившим силу. На запрос, администрацией было направлено информационное письмо (данные изъяты), согласно которому, в отмене п. 2 Постановления было отказано, по тем основаниям, что закрепление носило законный характер, так как жилое помещение подлежит закреплению, если нанимателями по договору социального найма являются родители несовершеннолетнего ребёнка, либо один из них. Согласно ордера (данные изъяты) на момент закрепления мать несовершеннолетнего П. – П. являлась членом семьи нанимателя указанной квартиры и была включена в данный ордер в качестве члена семьи нанимателя. В соответствии с требованиями статей 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя по договору социального найма имеют равные с нанимателями права и обязанности, соответственно закрепление жилого помещения за несовершеннолетним П. является правомерным. С вышеуказанными доводами администрации муниципального образования «город Усолье - Сибирское» управление не согласно, так как несовершеннолетний П. не вселился в данное жилое помещение в связи с тем, что мать несовершеннолетнего оставила ребенка в родильном доме, а также несовершеннолетний Пышмынцев А.В. не являлся нанимателем, членом семьи нанимателя в данном жилом помещении, не имел и не имеет там постоянной регистрации.

Просит признать незаконным пункт 2 постановления мэра администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское (данные изъяты) «О направлении несовершеннолетнего П. в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании представитель административного истца Башеева О.Г., действующая на основании доверенности от 1 января 2019 года № (данные изъяты) (л.д.), административные исковые требования поддерживает в полном объёме.

Несовершеннолетний П., привлеченный к участию в деле определением судьи от 12 декабря 2018 года в силу положений статьи 5 КАС РФ (л.д.), в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д.)

Заинтересованное лицо Янченко Л.К. в судебном заседании административные исковые требования поддерживает полностью.

Представитель администрации города Усолье-Сибирское по доверенности Парилова А.М. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит о рассмотрении дела в своё отсутствие, с административным иском не согласна, просит в удовлетворении отказать, указала на пропуск срока исковой давности (л.д.).

Заинтересованные лица Г., П. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, выслушав мнение сторон по делу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции на дату вынесения оспариваемого постановления 22 октября 2001 года, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Аналогичные положения содержались в статьях 53, 54 ЖК РСФСР.

В силу статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора, являются обстоятельства наличия у администрации города Усолье-Сибирское оснований для вынесения оспариваемого постановления о закреплении за Федоровой И.Ю. спорного жилого помещения.

Такие обстоятельства судом установлены.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении (данные изъяты) П. родился (данные изъяты), матерью является П., сведения об отце ребёнка отсутствуют (л.д.).

Согласно акту (данные изъяты) П. оставила ребёнка в (данные изъяты) (л.д. ), 00.00.0000 года написала заявление о согласии на усыновление (отказ от ребёнка) (л.д. ). Заочным решением (данные изъяты) П. была лишена родительских прав в отношении своего сына П.

Постановлением мэра администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское № (данные изъяты) «О направлении несовершеннолетнего П. в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несовершеннолетний П. был направлен в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 оспариваемого постановления за несовершеннолетним П. закреплено жилое помещение по адресу: (данные изъяты), до его совершеннолетия (л.д.)

Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району (данные изъяты) над несовершеннолетним П. установлена опека в лице Янченко Л.К. по договору о приемной семье (л.д.).

Согласно ордера № (данные изъяты) жилое помещение по адресу: (данные изъяты), предоставлено Г. В качестве членов семьи нанимателя указаны: (данные изъяты) (л.д.) 00.00.0000 года был оформлен договор № (данные изъяты) о передаче квартиры в собственность граждан Г., П. по 1/2 доли, право собственности было зарегистрировано 00.00.0000.

В указанной выше квартире мать несовершеннолетнего П. – П. имела регистрацию с (данные изъяты) (л.д. ).

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что на момент закрепления за несовершеннолетним П. спорного жилого помещения (данные изъяты), его мать П. являлась членом семьи нанимателя своей матери Г., следовательно, П. и её сын П. имели право пользования данным жилым помещением.

Кроме того, П. правом пользования данным жилым помещением наделен с рождения, в связи с чем, у администрации имелись законные основания для закрепления за ним спорного жилого помещения.

Судом установлено, что несовершеннолетний П. в квартире по адресу: (данные изъяты), не зарегистрирован, проживает со своим опекуном по адресу: (данные изъяты).

При этом обстоятельства непроживания П. в квартире не свидетельствуют о незаконности решения, так как такие обстоятельства носят вынужденный и временный характер, связанный с отказом матери от ребенка (согласием на его усыновление). Однако это не свидетельствует о том, что П. не приобрел право пользования данным жилым помещением.

Кроме того, представителем администрации города Усолье-Сибирское заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока обжалования данного постановления.

Представителем административного истца Башеевой О.Г. представлено заявление о восстановлении пропущенного срока (л.д.).

В соответствии с положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Как следует из материалов дела и установлено судом, о вынесенном постановлении администрации (данные изъяты) административному истцу было известно (данные изъяты), о чём прямо имеется ссылка в распоряжении органа опеки попечительства (данные изъяты) (л.д.), при этом уважительные причины пропуска срока обращения в суд в заявлении о его восстановлении не приведены (л.д.)

Таким образом, материалами дела подтверждены факты осведомленности административного истца об оспариваемом постановлении, его обращение в суд с пропуском трехмесячного срока, по истечении более чем пять лет, при отсутствии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области № 4 в интересах несовершеннолетнего П. к администрации города Усолье-Сибирское о признании постановления в части закрепления жилого помещения незаконным отказать.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.К. Егоров