ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4963/2022 от 15.09.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-4963/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 15 сентября 2022 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

с участием представителя административного ответчика Саблиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края об оспаривании действий по направлению исх. № 26.04/3159 от 31 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное межрегиональное Управление Росприроднадзора обратилось в суд с административным иском о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края по направлению исх. №26.04/3159 от 31 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявления ФГБУ "Администрация морских порто Сахалина, Курил и Камчатки" об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование указав, что с 2021 года Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края перенаправляет на рассмотрение в Управление заявления юридических лиц об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоящих на учете в региональном реестре объектов, но которые подлежат федеральному экологическому надзору. Так, Министерством было перенаправлено заявление КФ ФГБУ "Администрация морских порто Сахалина, Курил и Камчатки" для актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Указанный объект был поставлен на государственный учет в региональный реестр объектов, так как не попадал под "Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору". По мнению Министерства, актуализацию сведений по таким объектам должно осуществлять Управление. Административный истец не согласен с указанной позицией административного ответчика, поскольку Управление не уполномочено на внесение изменений в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не может перенаправить заявления юридических лиц в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, в связи с их возвратами обратно в Управление. Административный истец полагает, что действия Министерства создают непреодолимые препятствия для осуществления государственной услуги.

Определениями от 19 июля 2022 года, 16 августа 2022 года к участию в деле привлечены административный ответчик министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Кумарьков А.А., заинтересованные лица ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Административный истец Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Саблина Н.С. в судебном заседании полагала требования административного иска не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC) и подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Абзац тринадцатый части 1 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает однозначно трактуемую норму, согласно которой за органами государственной власти субъекта Российской Федерации закреплено право ведения учета только тех объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации. Согласно указанной норме, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять учет объектов HBOC, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ региональному государственному экологическому контролю (надзору) подлежат объекты HBOC, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что поднадзорность объектов HBOC определяется не только исходя из характеристик каждого в отдельности объекта HBOC, но и в совокупности таких объектов, эксплуатируемых одним хозяйствующим субъектом. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 9 Правил региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Согласно пункту 8 Правил федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору. В соответствии с пунктом 30 Правил в случае, если при актуализации учетных сведений об объекте HBOC принято решение о его включении в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр в электронном виде с использованием средств государственного реестра, в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Министерством по итогам рассмотрения заявки ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" принято решение об актуализации сведений об объекте HBOC путем перенаправления в течении 5 рабочих дней в Управление для изменения вида надзора с регионального на федеральный так как указанная деятельность не отнесена к полномочиям Министерства. Мнение Управления о том, что указанный в заявлении Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» от 11.05.2022 № 6788483. объект HBOC, имеющий регистрационный номер МК-0241-001074-П, не подпадал под "Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федераций от 28.08.2015 № 903 (документ утратил силу со 02.07.2021 на основании постановления Правительства Российской Федераций от 30.08.2021 № 1096), ошибочно. Вышеуказанный объект HBOC Камчатского филиала ФГБУ "АМП Сахалина, Курил и Камчатки", имеющий номер МК-0241-001074-П, размещен в водоохранной зоне Авачинской губы, которая составляет пятьсот метров. В связи с этим объект HBOC (номер МК-0241-001074-П) подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору) согласно подпунктов "б" и "з" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"). Пунктом 4 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор). В связи с тем, что другой объект HBOC (номер 64-0165-000435-П) ФГБУ Администрация "АМП морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" 694020, г. Корсаков, Приморский б-р, 4/2" подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов данного юридического лица осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор). Статья 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ содержит однозначно трактуемые нормы, согласно которым разграничение уровней реестра объектов HBOC прямо соотносится с уровнем надзора и осуществляется строго с учетом требований статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ. В декабре 2021 года Министерством выполнен анализ имеющихся сведений и данных, содержащихся в информационной системе Росприроднадзора, в части правильности отнесения объектов к уровню контроля (надзора), а также сформирован перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. Данный перечень утвержден приказом Министерства от 14.12.2021 № 409-П, опубликован на официальном сайте Правительства Камчатского края и включает в себя объекты, подлежащие исключительно региональному государственному экологическому контролю (надзору) в Камчатском крае. В указанном перечне ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" отсутствует. В результате изучения причин и условий, которые способствовали возникновению настоящих разбирательств, Министерство пришло к выводу, что возникшие противоречия обусловлены неприведением Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее - приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104), в соответствие с положениями статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 вступил в законную силу 05.04.2020, то есть до внесения изменений в статью 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, и не учитывает требования названной статьи, а также изменения, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступившими в законную силу 01.07.2021. Позиция Министерства сформирована, в том числе, с учетом принятия Правительством Российской Федерации новых Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление от 07.05.2022 № 830, далее - новые Правила), которые трактуются однозначно и полностью соответствуют требованиям ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ и вступают в силу с 01.09.2022 года с признанием утратившими силу Правил. Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации урегулирован предмет настоящего судебного разбирательства. Пунктом 6 новых Правил предусмотрено, что сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, включенных, в том числе, в региональные государственные реестры, подлежат включению в федеральный государственный реестр. В соответствии с пунктом 37 новых Правил актуализация и корректировка содержащихся в государственном реестре учетных сведений об объекте осуществляются в порядке, установленном пунктами 6-10 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, и в соответствии с новыми Правилами. При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступившего заявления об актуализации учетных сведений об объекте, сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение об исключении сведений об объекте из федерального государственного реестра или региональных государственных реестров. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение об исключении учетных сведений об объекте из регионального государственного реестра, учетные сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления об актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральную службу безопасности Российской Федерации для включения в федеральный государственный реестр. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции актуализируют учетные сведения об объекте в федеральном государственном реестре или региональных государственных реестрах в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации учетных сведений об объекте, и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте в форме выписки из государственного реестра. Как уже отмечалось, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ региональному государственному экологическому контролю (надзору) подлежат объекты HBOC, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Соответственно, осуществление Министерством учета объектов HBOC, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, включая актуализацию сведений об этих объектах, в региональном реестре является прямым нарушением указанной нормы закона и превышением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Камчатского края) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В связи с изложенным, заявка ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, на основании их отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с нормами статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, была перенаправлена Министерством в Управление для актуализации в форме включения в федеральный государственный реестр и исключения природопользователя из регионального государственного реестра.

Административный ответчик министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Кумарьков А.А. о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.

Заинтересованные лица ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон №7), под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

На основании ст. 6 Федерального закона №7 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится в том числе ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор.

Постановлением Правительства Камчатского края от 12 апреля 2011 года №137-П утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, согласно пункту 1.1 которого, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в сфере отношений, связанных с обращением отходов производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, радиационной безопасности, использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, недр, водных объектов, безопасностью гидротехнических сооружений, а также в сфере осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Камчатского края в области экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и в области водных отношений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Камчатского края от 25.10.2021 N 453-П "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Камчатском крае", государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона №7, объектом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и федеральных законах, законах субъектов, в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

В силу пункта 4 статьи 65 Федерального закона №7, при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1 статьи 69 Федерального закона №7).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 69 Федерального закона №7).

В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона №7, ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила).

Согласно пунктам 7-11 Правил, государственный реестр состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона №7 федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

Согласно п. 1 ст. 69.2 Федерального закона №7, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (пункт 4 указанной статьи).

В силу части 5 статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №248), информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются в том числе в целях планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и использования специальных режимов государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 46 указанного Федерального закона, контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" в том числе перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.

В соответствии с пунктом 30 Правил, в случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункт 31 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Как установлено в судебном заседании, 11 мая 2022 года ФГБУ "Администрация морких портов Сахалина, Курил и Камчатки" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Минприроды Камчатского края) с заявлением о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в региональном государственном реестре. Код объекта -П, адрес объекта: Камчатский край, г. <адрес>.

Указанное заявление Минприроды Камчатского края перенаправило для рассмотрения в адрес Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора).

Как следует из письма Минприроды Камчатского края от 31 мая 2022 года, направленного в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Министерством рассмотрено письмо от 23 мая 2022 года №22-24/8116 о невозможности принятия решения по заявлению о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду ФГБУ "Администрация морских потов Сахалина, Курил и Камчатки" и о возврате указанного заявления в Министерство.

Согласно сведениям государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry), объект с кодом 64-0165-000435-П, принадлежащий ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" включен в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, на основании пункта 4 статьи 65 Федерального закона №7, все объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, используемые ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" в своей деятельности, подлежат федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

Исходя из анализа положений пункта 8 статьи 69 и пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона №7, суд приходит к выводу, что проведение актуализации государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, входит в компетенцию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта, в данном случае – Минприроды Камчатского края, которое в свою очередь, после проведения актуализации учетных сведений об объекте и выявлении, что объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте должно было направить указанную информацию в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании пункта 30 Правил.

Однако, с 01 сентября 2022 года вступили в силу правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2022 года №830, пунктом 36 которых предусмотрено, что, если при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор), то территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней с использованием средств государственного реестра информирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении сведений об объекте в федеральный государственный реестр.

Таким образом, внесение сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01 сентября 2022 года относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в связи с чем, признание незаконными действий Минприроды Камчатского края по направлению в адрес Дальневосточного межрегионального управления для исполнения заявления ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повлечет неисполнимость решения суда, учитывая вступившие в силу с 01 сентября 2022 года правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что противоречит принципам справедливости и разумности судопроизводства.

На основании изложенного, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требований Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края об оспаривании действий по направлению исх. № 26.04/3159 от 31 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 29 сентября 2022 года.

Судья