ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4969/18 от 22.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2а-4969/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Линковой В.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

с участием истца Дорофеева И.Г.,

заинтересованного лица Гаризовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дорофеева Игоря Геннадьевича к администрации муниципального образования «Актюбинский сельсовет» признании незаконными бездействия и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Дорофеев И.Г. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что его семья в составе пяти человек с 14 мая 1988 года проживали в жилом помещении по адресу ... Квартира предоставлялась его отцу ... В 2004 году в жилом помещении обрушился потолок, квартира непригодна для проживания. В ... году отец административного истца умер. Иного жилого помещения у административного истца не имеется, 24 марта 2018 года он обратился в администрацию Актюбинского сельского совета Светлинского района Оренбургской области с заявлением признании указанного жилого помещения непригодной для проживания. 11 апреля 2018 года получил ответ о назначении времени и места заседания межведомственной комиссии. В назначенное время заседание не состоялось. 5 июня 2018 года истец повторно обратился в администрацию с просьбой провести заседание межведомственной комиссии, ответ не получил.

Просит признать незаконным бездействие администрации Актюбинского сельского совета Светлинского района Оренбургской области, выразившееся в уклонении от проведения заседания межведомственной комиссии по признанию аварийным жилого помещения по адресу ... обязать административного ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести заседание межвежомтсвенной комиссии по указанному вопросу.

В судебном заседании административный истец Дорофеев И.Г., заинтересованное лицо Гаризова Л.Н. исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился без уважительных причин, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо Дорофеева Е.Г. в судебное заседание не явилась. О нем извещена надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу пункта 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и домам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Как установлено пунктами 42, 45, 45 (2), 46 названного постановления Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.

Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Судом установлено, что 24 марта 2018 года Дорофеев И.Г. обратился в администрацию МО «Актюбинский сельсовет» с заявлением о признании жилого помещения по адресу ... непригодным для проживания.

Постановлением главы МО Актюбинский сельсовет от 23 сентября 2015 года №28-п создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду Актюбинский сельсовет, которая действует на основании Положения, утвержденного настоящим Положением Приложение №2.

18 апреля 2018 года истцу администрацией МО направлено приглашение принять участие в заседании межведомственной комиссии 27 апреля 2018 года в 16-00 часов.

Кроме того, суду представлена копия письма от 11 апреля 2018 года №159, в котором истцу предлагается предоставить правоустанавливающие документы на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРП. Из представленных административным истцом документов следует, что ДорофеевИ.Г. зарегистрирован в жилом помещении квартира ... с составом семьи из четырех человек мать Гаризова Л.Н., сестра Дорофеева Е.Г. и несовершеннолетние племянники ...... (справка от ...). Согласно поквартирной карточке N данное жилое помещение с 1988 года предоставлено для проживания отцу административного истца ... на состав семьи из 5 человек, в том числе административный истец Дорофеев И.Г.

Таким образом, истец имеет право пользования данным жилым помещением, как член семьи нанимателя.

Как следует из пункта 42 с заявлением о проведении межведомственной комиссии в праве обращаться в том числе и правообладатели жилого помещения, при этом на каком праве предоставлено помещение, не указано.

При этом администрация не ссылается на какие-либо конкретные документы, которые следует представить истцу, а также на то обстоятельство, что они не могут быть получены в электронной форме посредство системы межведомственного электронного взаимодействия на основании пункта 45(2) вышеприведенного постановления и Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 8 сентября 2010 года №697.

5 июня 2018 года Дорофеев И.Г. обратился в администрацию с повторным заявлением о проведении заседания межведомственной комиссии, поскольку предыдущее заседание не состоялось по непонятным ему причинам.

Письмом от 22 июня 2018 года №200 заявление о проведении межведомственной комиссии по заявлению Дорофеева И.Г. от 24 марта 2018 года было возвращено в связи непредставлением им документов, указанных в пункте 45 Постановления и невозможности их истребования посредством электронного взаимодействия.

Письмом от 22 июня 2018 года №351/1 оставлено без рассмотрения его повторное обращение со ссылкой на те же обстоятельства.

Доказательств направления административному истцу указанных писем суду не представлено. В копии журнала исходящей почты отсутствуют сведения о направлении письма от 22 июня 2018 года №200, а сведения о направлении письма №351/1 не подтверждены реестром почтовых отправлений с отметкой о получении данного отправления отделением почтовой связи.

Таким образом административным ответчиком также нарушен срок на принятие решения об оставлении без рассмотрения заявления административного истца о проведении межведомственной комиссии, который истек 17 мая 2018 года (15 дней после иссечении 30 дней со дня регистрации заявления). Заявление Дорофеева И.Г. о проведении межведомственной комиссии поступило в администрацию 2 апреля 2018 года, что подтверждается отметкой о регистрации входящей корреспонденции.

Письмо от 22 июня 2018 года об оставлении заявления от 24 марта 2018 года без рассмотрения фактически было составлено после повторного обращения административного истца с аналогичным заявлением.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление административного истца от 24 марта 2018 года фактически не было рассмотрено административной комиссией в установленный срок, решение не было принято, а предоставленное суду письмо от 22 июня 2018 года №200 не содержит перечня документов, не представленных заявителем и сведений о причинах невозможности их получения посредством электронного взаимодействия.

При этом усматриваются нарушение прав административного истца на рассмотрения его заявления, что в совокупности свидетельствует о наличии основания для удовлетворения иска.

Срок на обращение в суд судом проверялся и административным истцом не нарушен.

Руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Дорофеева Игоря Геннадьевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду Актюбинский сельсовет, выразившееся в нерассмотрении заявления Дорофеева Игоря Геннадьевича о проведении межведомственной комиссии по признанию аварийным жилого помещения по адресу ... и возвращении в связи с непредоставлением правоустанавливающих документов.

Возложить на администрацию муниципального образования «Актюбинский сельсовет» обязанность устранить допущенное нарушение, путем повторного рассмотрения заявления Дорофеева Игоря Геннадьевича, об исполнении решения сообщить истцу и в Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 7 сентября 2018 года

Судья: