ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-496/18 от 09.11.2018 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-496/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2018 года г. Советск

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Марченко М.В., с участием помощника прокурора Советского района Кировской области М.М.Л. при секретаре Голомидовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области, УФССП по Кировской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (далее – администрация Советского района) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области, УФССП по Кировской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указывая, что 03.08.2018 года на основании исполнительного листа ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Советским районным судом по делу № 2-61/2018, заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП по Кировской области Р.И.И. было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Советского района Кировской области, согласно которому предметом исполнения является: признать за Ч.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, и предоставления Ч.А.Л. жилого помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

07.08.2018 года администрация Советского района обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда от 07.05.2018 года по делу № 2-61/2018 на срок (с учетом уточнений от 25.09.2018 года) до 01.03.2019 года. Определением Советского районного суда от 09.10.2018 года в удовлетворении указанного заявления администрации было отказано. 12.10.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП по Кировской области Х.Ю.Н. рамках исполнительного производства от 03.08.2018 года -ИП было вынесено постановление о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Считают данное постановление в силу ст.332 ГПК РФ и п.5 ч.7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» незаконным по следующим основаниям.

На момент вынесения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда не вступило в законную силу. Кроме того 22.10.2018 года администрацией Советского района была подана частная жалоба. Просят суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП по Кировской области Х.Ю.Н. от 12.10.2018 года о взыскании с администрации Советского района исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности М.Ю.С. доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП по Кировской области Х.Ю.Н. от 12.10.2018 года о взыскании с администрации Советского района исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

Заместитель старшего судебного пристава ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП по Кировской области Р.И.И. с исковыми требованиями не согласна, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и об установлении нового срока исполнения от 12.10.2018 года соответствует закону и не нарушает прав заявителя. Пунктом 5 ч. 7 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрен порядок исчисления сроков по исполнительному производству. Период рассмотрения судом заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда не включается в общий срок исполнения. При этом подача такого заявления не исключает обязанность должника исполнить требования исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок и не приостанавливает исполнительное производство, поскольку основания приостановления исполнительного производства предусмотрены ст. ст. 39, 40 ФЗ "Об исполнительном производстве". Само обращение должника в суд с заявлением об отсрочке исполнения не предусмотрено законом в качестве основания для запрета судебному приставу-исполнителю на совершение исполнительных действий, поскольку в противном случае это служило бы фактическим предоставлением отсрочки исполнения исполнительного документа, в то время как реализация права должника на отсрочку исполнения возможна только после ее предоставления судом. Таким образом, до предоставления определением суда отсрочки исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель вправе был совершать все предусмотренные законом исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, включая взыскание с должника исполнительного сбора. Учитывая, что отсрочка исполнения судебного решения на момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора не предоставлялась, исполнительное производство не приостанавливалось, срок, установленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа на момент принятия судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления истек, полагает, что постановление от 12.10.2018 года вынесено при наличии достаточных к тому оснований, предусмотренных законом, и в соответствии с имеющимися у судебного пристава-исполнителя полномочиями.

Представитель УФССП по Кировской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, в котором указал, что 03.08.2018 года в отношении муниципального образования Советский муниципальный район возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ВС , предмет исполнения: признать за Ч.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить Ч.А.Л. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 06.08.2018 года. 08.08.2018 года в Советский районный суд Кировской области заявителем направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 07.05.2018 года по делу , вступившего в законную силу 14.06.2018 года. 09.10.2018 года Советским районным судом Кировской области по делу вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что решение суда должником не исполнено, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы судебному приставу-исполнителю не представлено. В связи с этим и на основании ст. 112 Закона №229-ФЗ судебным приставом-исполнителем 12.10.2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и об установлении нового срока исполнения. Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом. Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению. Должником не представлено доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие именно непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как то предусмотрено ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Не может быть отнесено к таким доказательствам обращение должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, поскольку такое заявление было оставлено без удовлетворения. Кроме того, обращение в суд с таким заявлением не является обстоятельствами непреодолимой силы и не освобождают должника от уплаты исполнительского сбора и от исполнения требований исполнительного документа (ч. 2 ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Также заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым постановлением. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и об установлении нового срока исполнения от 12.10.2018 года соответствует закону и не нарушает прав заявителя. Пунктом 5 ч. 7 ст. 36 указанного Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков по исполнительному производству. Период рассмотрения судом заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда не включается в общий срок исполнения. При этом подача такого заявления не исключает обязанность должника исполнить требования исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок и не приостанавливает исполнительное производство, поскольку основания приостановления исполнительного производства предусмотрены ст. ст. 39, 40 ФЗ "Об исполнительном производстве". Таким образом, срок, предоставленный должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не может увеличиваться на периоды времени, упомянутые в ч.7 ст.36 Закона об исполнительном производстве, так как сроки, установленные ст.36 Закона №229-ФЗ, определяют сроки исполнения судебным приставом содержащихся в исполнительных документах требований. А правила ч.7 ст.36 Закона об исполнительном производстве не распространяются на сроки для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Помощник прокурора Советского района Кировской области М.М.Л. в судебном заседании пояснила, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями ч.4 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

По смыслу положенийст.ст.218, ст.227 КАС РФ признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Из содержания ст.ст.14, 15, 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Решение о возбуждении исполнительного производства оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов. Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, подлежащие неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, закреплена законодательно (ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В силу ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Указанная санкция относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства.

Материалами дела подтверждается, что решением Советского районного суда Кировской области от 07.05.2018 года за Ч.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было признано право на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на администрацию Советского района была возложена обязанность предоставления Ч.А.Л. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

03.08.2018 года в отношении муниципального образования Советский муниципальный район возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ВС .

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

08.08.2018 года в Советский районный суд Кировской области заявителем направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 07.05.2018 года по делу № 2-2/61/2018, вступившего в законную силу 14.06.2018 года.

09.10.2018 года Советским районным судом Кировской области по делу № 13-2/19/2018 вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В ходе совершения исполнительных действий установлено, что решение суда должником не исполнено, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы судебному приставу-исполнителю не представлено и 12.10.2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и об установлении нового срока исполнения.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 ч. 7 ст. 36 указанного Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков по исполнительному производству.

Из системного толкования норм права следует, что период рассмотрения судом заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда не включается в общий срок исполнения. При этом подача такого заявления не исключает обязанность должника исполнить требования исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок и не приостанавливает исполнительное производство, поскольку основания приостановления исполнительного производства предусмотрены ст. ст. 39, 40 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Проанализировав доказательства в их совокупности, учитывая, что отсрочка исполнения судебного решения на момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора должнику не предоставлялась, исполнительное производство не приостанавливалось, срок, установленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа на момент принятия судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления истек, а также, учитывая, что заявителем не представлено доказательств того, что обстоятельства, воспрепятствовавшие неисполнению решения суда в установленный срок, являются обстоятельствами непреодолимой силы, суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 12.10.2018 года о взыскании исполнительского сбора вынесено при наличии достаточных к тому оснований, предусмотренных законом, в соответствии с имеющимися у судебного пристава-исполнителя полномочиями.

На основании изложенного, учитывая, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек, суд полагает требования администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области, УФССП по Кировской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,219, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковые требований муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области, УФССП по Кировской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 12.10.2018 года – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Кировский областной суд через Советский районный суд.

Судья М.В.Марченко