Дело №2а-496/2019
УИД 22RS0012-01-2019-000669-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Нелиной,
при секретаре А.М. Давлетовой,
с участием помощника прокурора Д.А. Олейникова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Славгородского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации г.Славгорода Алтайского края о возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации г. Славгорода Алтайского края о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование иска указал, что Славгородской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории г. Славгорода.
В состав муниципального образования город Славгород Алтайского края в том числе, входят частный сектор г. Славгорода, а также села, а именно: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Пригородное, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка, село Славгородское.
В рамках прокурорской проверки установлено, что в вышеназванных селах (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, вывоз мусора осуществляется бестарным способом.
При этом, на территории указанных населенных пунктов города Славгорода проживают граждане, осуществляют свою деятельность индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате чего образуются твердые коммунальные отходы.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
С учетом уточненных исковых требований административного иска, в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ, принятых к производству суда 19.09.2019 (т.2, л.л.д.47- 51), Славгородский межрайонный прокурор просит суд:
1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Славгород Алтайского края по не созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка в муниципальном образовании город Славгород.
2. Возложить на администрацию муниципального образования г.Славгород Алтайского края обязанность создать на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и внести их в реестр накопления твердых коммунальных отходов.
3. Возложить на администрацию муниципального образования г.Славгород Алтайского края обязанность разработать схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка муниципального образования г. Славгород Алтайского края.
Установить Администрации г. Славгорода Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01.08.2020.
В судебном заседании помощник прокурора Д.А. Олейников Д.А. административный иск, с учетом уточнений от 18.09.2019, поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в нем.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Славгорода Алтайского края К.Т.Г. административный иск, с учетом уточнений от 18.09.2019, не признала.
В суд от администрации г.Славгорода поступил отзыв на административный иск, а также уточнения к отзыву, в которых указано, что а администрация города Славгорода с требованиями прокурора не согласна (т.1, л.л.д. 40-42, т.2, л.л.д. 30-33).
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в границах городского округамуниципального образования город Славгород Алтайского края находятся город Славгород, сельские населенные пункты станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка, село Славгородское, которые не являются муниципальными образованиями, что подтверждается Уставом от 22 августа 2017 года принятым решением городского Собрания депутатов от 22.09.2015 N 8 (ред. от 21.06.2016) (т.2, л.д. 53-54).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Частью 1 ст. 51 данного Закона закреплено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие со ст.7 Закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено настоящим Законом, а также на межселенной территории.
В соответствие с п.п. 27-29 ст. 7 Устава муниципального образования г.Славгород Алтайского края к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Статьей 9.1 закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» установлены требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Так, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные: о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов
С 01 января 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которым определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.п. 1, 2).
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Согласно письму Минприроды России от 07.03.2019 № 08-25-53/5268 «О приобретении контейнеров» участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Установлено, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Славгороде осуществляется региональным оператором ООО «Позитив 88» в соответствие со схемой сбора и графиком вывоза отходов, схемы сбора твердых коммунальных отходов в уточненном иске прокурора указаны населенные пункты г. Славгорода (поселки и села), где отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов.
Постановлением администрации города Славгорода Алтайского края от 25.12.2018 № 1156 «Об определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования. По мере создания контейнерных площадок в Постановление администрации от 25.12.2018 № 1156 внесены дополнения и изменения от 06.03.2019 № 208, от 17.05.2019 № 428, от 22.05.2019 № 446, от 23.07.2019 № 653, от 29.07.2019 № 674, от 02.08.2019 № 699, от 16.08.2019 № 759, от 12.08.2019 № 731, от 30.08.2019 № 803.
Из отзыва административного ответчика следует, что в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края и схему размещения включено 620 мест накопления твердых коммунальных отходов. Куда вошли частный сектор г. Славгорода, с. Славгородское, с. Пригородное (т.2, л.д.30 -33).
Прокурором района в адрес муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Из пояснений сотрудника ООО «Позитив-88» свидетеля Д.Т.А. в судебном заседании следует, что на сегодняшний день обязанность по созданию и установке площадок лежит на органах местного самоуправления, т.к. на территории муниципального образования все земли, где необходимо расположить эти площадки находятся в ведении муниципалитета, а площадки делает собственник земельного участка, в селах все земельные участки в ведении администрации. В с. Селекционном на сегодняшний нет контейнерных площадок. В с. Селекционном, Пригородном, Славгородском, осуществляется бестарный способ сбора. Общество «Позиттив 88» является региональным оператором Славгородской зоны, куда входит муниципальное образование.
В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В ходе судебного заседания административным ответчиком не представлено доказательств наличия мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сел вышеуказанных населенных пунктов.
Поскольку обязанность по соблюдению требований СанПиН 2.1.7.1322-03 и СанПиН 42-128-4690-88 лежит на ответчике, которым в нарушение действующих норм права не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, не разработаны, не согласованы и не внесены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, то имеются правовые основания для удовлетворения требований в указанной части.
Недостаточность денежных средств для осуществления работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не является основанием для освобождения ответчика от исполнения требований закона и санитарно-эпидемиологических правил и норм, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что прокурор первоначальные требования административного иска не поддерживал, не настаивал на удовлетворении требований от 12.09.2019,тот факт, что срок исполнения обязанности должен быть определен датой, возможности ответчика по исполнению указанной обязанности, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что для исполнения обязанности ответчику следует предоставить разумный срок – до 01 августа 2020 года.
Руководствуясь ст. ст.218 -220 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Славгородского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Славгорода Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Славгород Алтайского края, выразившееся в несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка города Славгорода Алтайского края, муниципального образования г.Славгород Алтайского края.
Возложить на администрацию муниципального образования г.Славгорода Алтайского края обязанность создать на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка города Славгорода Алтайского края, муниципального образования г.Славгород Алтайского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и внести их в реестр накопления твердых коммунальных отходов.
Возложить на администрацию муниципального образования г.Славгорода Алтайского края обязанностьразработать схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка г. Славгорода Алтайского края, муниципального образования г. Славгород Алтайского края.
Установить администрации г.Славгорода Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 24 сентября 2019.
Председательствующий судья Е.Н. Нелина