ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4972/17Г от 18.12.2017 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2а-4972/2017 г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«18» декабря 2017 года г. Белгород

Октябрьский районный суд города Белгорода (<...>, каб. № 210) в составе:

- председательствующего судьи………………………………………….Фурмановой Л.Г.,

- при секретаре………………………………………………………….....ФИО1,

- с участием административного истца………………………………….В.И.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление В.И.И. к ИЦ УМВД по Республике Мордовия, МВД по Республике Мордовия об оспаривании действий по внесению сведений о привлечении к уголовной ответственности в базу данных информационного центра,

у с т а н о в и л:

Административный истец В.И.И. в период с 04.1998 года по 04.2005 года состоял в должности <данные изъяты>, в настоящее время - с 30.08.2013 года состоит в должности <данные изъяты>. В ходе проведения проверочных мероприятий при переназначении срока службы, истцу стало известно о том, что ИЦ УМВД по Республике Мордовия в отношении него были внесены сведения о привлечении его к уголовной ответственности по ч.1 ст.199 УК РФ, а также о том, что данное уголовное дело 25.07.2001 года прекращено по основаниям, предусмотренным ст.7 УПК РСФСР.

Дело инициировано административным иском В.И.И.., который просит признать незаконными действия административного ответчика по внесению вышеуказанной информации в ИЦ УМВД по Республике Мордовия о привлечении его к уголовной ответственности и обязать исключить указанную информацию из информационной базы. В обоснование заявленных требований указал, что в отношении него никогда не осуществлялось уголовное преследование, факт привлечения его к уголовной ответственности является недостоверным, копии постановлений о возбуждении уголовного дела и постановления о прекращении дела ему не вручались, обвинение не предъявлялось.

В судебном заседании административный истец В.И.И. полностью поддержал заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик - представитель МВД по Республике Мордовия -И.Ю.А.., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, исследовав представленные сторонами по делу доказательства, суд приходит к следующими выводам.

В силу ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение прав либо свобод заявителя. В связи с чем, заявитель должен четко указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием) и подлежат восстановлению.

В соответствии с ч.ч.1, 2, п.4 ч.3 ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (утв. Приказом МВД России от 28.03.2002 года № 288), предусмотрено, что информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и так далее. Информационный центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.

К числу основных функций информационного центра относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации запрашиваемой информации.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

До 01.01.2006 года сведения в информационную базу вносились в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 66, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 418 от 14.12.1994 года, которым утверждена Инструкция о едином учете преступлений.

В соответствии с положениями параграфа 1 раздела 1 указанной Инструкции о едином учете преступлений, единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек). Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел. Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов и УВДТ. В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности по преступности. Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считается учтенным, когда оно внесено в карточку первичного учета (либо перенесено на магнитные носители), зарегистрировано в журнале учета преступлений и поставлено на централизованный учет в информационном центре (параграф 3 раздела 1 названной Инструкции).

Согласно указанной Инструкции учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем, органом дознания документов первичного учета на выявленное преступление.

В соответствии с параграфом 5 Инструкции статистическая карточка на выявленное преступление по форме 1 заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, санкционирования прокурором протокола в порядке ст.415 УПК РФ. Заполненные статистические карточки сдаются под расписку в орган внутренних дел, который в суточный срок производит соответствующие записи в журнале учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления и в тот же срок направляет статистические карточки в ИЦ.

В силу положений параграфа 11 раздела 2 данной Инструкции зарегистрированные преступления подлежат оставлению на учете, в случаях прекращения уголовных дел вследствие освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

С 01.01.2006 действует, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 39, МВД Российской Федерации № 1070, МЧС России № 1021, Министерства юстиции Российской Федерации № 253, ФСБ Российской Федерации № 780, Минэкономразвития Российской Федерации № 353, ФСКН Российской Федерации № 399 от 29.12.2005 года, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, которое определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Согласно п.2.2 Положения под учетом понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в п.2 Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

В силу п.п.27, 28 указанного Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения. Основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Согласно п.п.40, 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения. Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета.

В соответствии с п.8.13 Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций и предприятий системы МВД РФ с указанием сроков хранения (утв, Приказом МВД России от 19.11.1996 года № 615), прекращенные уголовные дела возбужденные по признакам статей Уголовного кодекса, предусматривающих лишение свободы до пяти лет хранятся пять лет.

С июля 2000 года формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов осуществлялось в соответствии с требованиями приказа МВД России от 12.07.2000 года <номер>. Далее порядок формирования и ведения данных учетов осуществлялся в соответствии с приказом МВД России от 09.07.2007 года <номер>. В настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании межведомственного приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.02.2014 года, <номер> «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».

Основания постановки на учет указаны в п.7 указанного Наставления: - постановление о возбуждении уголовного дела в отношении лица; протокол задержания лица в порядке, установленном ст.ст.91, 91 УПК РФ; - вступивший в законную силу приговор суда; постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение (акт); уведомление о подозрении в совершении преступления; постановление дознавателя, следователя или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого; постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием, по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ и т.д.

Также данным наставлением установлены учетные и корректирующие документы. К ним относятся учетная алфавитная карточка формы 1; дактилоскопическая карта; розыскная карточка; сообщение о внесении изменений в имеющиеся учеты; постановление дознавателя, следователя, судьи о прекращении уголовного дела, оправдательный приговор суда.

Оформление учетных документов осуществляется с момента получения предусмотренных в п.7 настоящего Наставления документов, служащих основанием для постановки лица на учет. Учетные документы направляются в ГИАЦ также и в электронном виде. Порядок и формат обмена устанавливается ГИАЦ.

Согласно п.п.«е» п.15.2 Наставления - в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализованы, - до достижения ими 80-летнего возраста.

Порядок контроля за полнотой и достоверностью учетных документов определен п.16.4 Наставления, которым предусмотрено, что в целях обеспечения качества, достоверности, полноты и своевременности предоставления учетных документов, осуществляется постоянный контроль за надлежащей фиксацией в них информации об объектах учета. Информационные центры используют следующие формы контроля за полнотой и достоверностью учетных документов: ведение контрольных картотек в отношении лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения (по СИЗО и датам применения меры пресечения); сверка статистических данных о лицах привлеченных в качестве обвиняемых, осужденных, а также сведений, полученных из органов внутренних дел, с наличием дактилокарт, учетных алфавитных карточек и содержащейся в них информацией; сверка сведений оперативно-справочного учета с данными розыскных, криминалистических учетов в ИЦ и учетов территориальных органов ФМС России. Сверка указанных сведений проводится ежеквартально.

Направление в ИЦ документов, являющихся основанием для постановки на учет и составления для этого карточек, направляемых в ИЦ, указанное Наставление не предусматривает.

При этом, в соответствии с положениями п.п.16.5, 16.6 Наставления, учетные документы, в которых при обработке обнаружены очевидные незначительные ошибки, корректируются на месте без уточнения, а при выявлении существенных расхождений подлежат немедленному возврату, при этом уточненные сведения должны быть сообщены в ИЦ и ГИАЦ МВД России в течение десяти дней с момента получения документов, содержащих ошибки.

При выявлении учетных документов, в которых отсутствуют сведения о решении следственных органов, органов дознания или суда, ИЦ незамедлительно направляет соответствующие запросы в указанные органы.

Аналогичные требования содержались в Наставлении, утвержденном приказом МВД РФ от 09.07.2007 года <номер>, согласно п.16.4 которого учетные документы, в которых при обработке обнаружены очевидные незначительные ошибки, корректируются на месте без уточнения, а при выявлении существенных расхождений подлежат немедленному возврату, при этом уточненные сведения должны быть сообщены в ИЦ и ГИАЦ в течении десяти дней с момента получения ошибочных документов.

Пунктом 16.5 данного Наставления предусмотрено, что запрещается производить коррекцию информации, не подтвержденную документально.

Таким образом, из приведенных положений ведомственных актов следует, что учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов.

Из представленных административным ответчиком документов следует, что алфавитная карточка формы 1 в отношении административного истца В.И.И. следователем Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Мордовия, производившего в 2001 году предварительное следствие в рамках уголовного дела <номер> в ИЦ МВД по Республики Мордовия не выставлялась.

Такая карточка формы 1 на В.И.И. заполнена сотрудником ИЦ МВД по Республике Мордовия на основании данных журнала регистрации уголовных дел следственного отдела Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Мордовия и статистического журнала за 2001 год о движении уголовных дел.

При этом журнал регистрации уголовных дел следственного отдела Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Мордовия не содержит сведений о лице, в отношении которого возбуждено уголовное дело за <номер> по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.199 УК РФ. В журнале статистического учета за 2001 год о движении уголовных дел также не имеется полных данных о лице в отношении которого осуществлено уголовное преследование.

Согласно информации Дубравной прокуратуры Республики Мордовия и прокуратуры по Республике Мордовия указанное уголовное дело уничтожено в связи с истечением срока хранения.

Вместе с тем, представленный Дубравной прокуратурой Республики Мордовия акт «О выделении к уничтожению документов, дел, не подлежащих хранению» № 1 от 31.01.2007 года, не содержит сведений о том, что уголовное дело <номер> было возбуждено непосредственно в отношении <номер> Согласно данному акту указанное уголовное дело значится прекращенным в 2001 году в отношении <К>.

Как следует из ответа прокуратуры Республики Мордовия, в прокуратуре отсутствует подлинник либо копия постановления о прекращении указанного уголовного дела.

При этом установлено, что при прохождении службы <данные изъяты>, в которой административный истец состоял с 12.2005 года по 08.2013 года, так и при назначении на должность <данные изъяты>, в которой В.И.И. состоит с 30.08.2013 года по настоящее время, по нему проводились проверки и сведений о привлечении его в 2001 году к уголовной ответственности, не имелось.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не добыто доказательств, подтверждающих сам факт возбуждения в 2001 году в отношении административного истца В.И.И. уголовного дела либо привлечения его в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу.

В частности, не имеется доказательств того, было ли предъявлено В.И.И. обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.199 УК РФ, разъяснялось ли ему его право возражать против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, вручена ли истцу копия постановления о прекращении уголовного дела и разъяснено ли ему право его обжалования.

Отсутствие уголовного дела, копии постановления о прекращении уголовного дела лишает истца права обжаловать постановления о возбуждении и о прекращении уголовного дела, что противоречит положениям ст.49 Конституции Российской Федерации, ч.1 которой предусмотрено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Из приведенных обстоятельств следует, что данных, подтверждающих факт возбуждения в отношении В.И.И. уголовного дела не подтвержден, как и не представлено доказательств прекращения в отношении него уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.7 УПК РСФСР.

Основной учетный документ - учетная алфавитная карточка формы 1 на истца в ИЦ МВД по Республике Мордовия, не поступал. Данные в информационную базу в отношении административного истца внесены ИЦ МВД по Республике Мордовия при отсутствии первичных учетных документов, в объеме, необходимом для учета преступлений и лиц, подвергавшихся уголовному преследованию.

При этом в соответствии с п.п.16.5, 16.6 вышеуказанного Наставления <номер> от 12.02.2014 года запрещено производить коррекцию информации, не подтвержденную документально. При выявлении учетных документов, в которых отсутствуют сведения о решении следственных органов, органов дознания или суда, ИЦ незамедлительно направляются соответствующие запросы в указанные органы. На основании сведений, полученных из запрашиваемых органов, руководством ИЦ принимается решение о дальнейших сроках хранения или изъятия учетных документов в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Доказательств того, что административными ответчиками по делу были исчерпаны все меры для установления решения по возбужденному в отношении В.И.И. уголовному делу в нарушение ст.62 КАС РФ, не представлено.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, приведенные положения закона и ведомственных актов, составление сотрудником ИЦ МВД по Республики Мордовия 27.07.2013 года алфавитной учетной карточки формы 1 на В.И.И.., заполнение в электронном виде статистической карточки в статистических учетах ИЦ и внесение сведений в базу ИЦ, без проведения проверочных мероприятий, при отсутствии основных учетных документов, основанных на процессуальных документах по делу (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение (акт); обвинительный приговор, постановление о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям и т.д.), не может быть признано обоснованным.

В соответствии со ст.8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Объективных данных, подтверждающих факт привлечения В.И.И. к уголовной ответственности, не представлено. В связи с чем внесение в ИЦ МВД по Республике Мордовия в отношении истца информации о прекращении в отношении него уголовного дела по нереабилитирующим основаниям без достаточных на то оснований, а именно при недоказанности самого события преступления, факта возбуждения уголовного дела и основания возбуждения уголовного дела в отношении истца, свидетельствует о незаконности таких действий и нарушении конституционных прав и свобод истца, что в силу ст.227 КАС РФ, является основанием для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования В.И.И. к ИЦ УМВД по Республике Мордовия, МВД по Республике Мордовия об оспаривании действий по внесению сведений о привлечении к уголовной ответственности в базу данных информационного центра, - удовлетворить.

Признать незаконными действия Информационного центра МВД по Республике Мордовия по внесению в базу данных информационного центра МВД РФ сведений о привлечении В.И.И. к уголовной ответственности по ч.1 ст.199 УК РФ и прекращении в отношении него указанного уголовного дела по ст.7 УПК РСФСР.

Обязать Информационный центр МВД по Республике Мордовия исключить из оперативно-справочной картотеки указанную информацию о привлечении В.И.И. к уголовной ответственности.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: