ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4985/20 от 10.12.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-4985/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,

при секретаре Павленко Д.Э.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, Министерству культуры Российской Федерации, руководителю Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО4, заместителю руководителя управления – начальнику отдела культурного наследия Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 о признании незаконным распоряжения № 18-пр от 02.09.2020 года о проведении внеплановой документарной проверки управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края,

установил:

административный истец обратился с административным иском в суд к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным распоряжения -пр от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, в обоснование требований указав, что Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу издано распоряжение -пр от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края. Из содержания распоряжения следует, что проверка проводится в целях контроля за исполнением пунктов 1, 2, 3 предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ-пп, выданного по результатам проведения плановой проверки за полнотой и качеством осуществления региональным органом охраны объектов культурного наследия, переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с этим, в управление культурного наследия из управления Минкультуры России по ДФО ДД.ММ.ГГГГ поступил мотивированный запрос с требованием в течение 10 рабочих дней со дня его получения представить административному ответчику документы, указанные в пункте 13 распоряжения. Так, в качестве правовых оснований для проведения внеплановой документарной проверки административный ответчик указывает статьи 10, 11 Федерального закона от 25.06.2020 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) и часть 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.2020 № 184-ФЗ "О принципах организации законодательных (представленных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Закон № 184-ФЗ). Мотивированный запрос о предоставлении документов для проверки также обоснован положениями Закона № 294-ФЗ. Между тем, при принятии оспариваемого распоряжения административным ответчиком не учтено следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление № 438) в 2020 году при осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций которых применяются положения Закона № 294-ФЗ проводятся только: внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры; внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. Частью 5 Постановления № 438 установлено, что названные положения распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются в отношении всех видов государственного контроля (надзора), предусмотренного Законом № 294-ФЗ, за исключением только налогового и валютного контроля. Указанные основания для проведения внеплановых проверок, а также иные основания, установленные названным постановлением № 438 не допускают проведение внеплановых проверок в отношений юридических лиц в 2020 году. Управление культурного наследия является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и соответственно все требования, установленные Постановлением № 438 также распространятся на управление культурного наследия. Ссылка административного ответчика в распоряжении на нормы Закона № 184-ФЗ в качестве правового основания для проведения внеплановой проверки является неправомерной. До настоящего времени Министерством культуры Российской Федерации как уполномоченным органом, указанным в абзаце первом пункта 6 статьи 9.1 Закона № 73-ФЗ порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий в установленном порядке не принят. Вместе с тем, в пункте 5 распоряжения указано, что проверка проводится в рамках контроля за сохранением, использованием, популяризацией, и государственной охраной объектов культурного наследия, что свидетельствует о неясности и противоречивости оспариваемого распоряжения, поскольку из последнего не ясно в рамках какого вида контроля (надзора) проводится внеплановая проверка: за полнотой и качеством исполнения переданных полномочий либо за сохранением, использованием, популяризацией, и государственной охраной объектов культурного наследия. Указанное противоречие и несоответствие является важным и существенным, поскольку регламентируется различными нормативными правовыми актами и предусматривает различные меры, принимаемые по итогам проведения проверки. Таким образом, проведение проверок по контролю за полнотой и качеством осуществления региональными органами охраны объектов культурного наследия переданных полномочий, включая проведение внеплановых проверок выданных предписаний, могут проводиться с учетом внесенных в апреле 2020 г. изменений в Закон № 73-ФЗ только после утверждения Минкультуры России соответствующего порядка. Иное толкование позволяло бы произвольно проводить такого рода проверки без законных на то правовых оснований и субъективно оценивать качество и эффективность переданных полномочий и выданных в связи с этим предписаний. Учитывая изложенное, у управления Минкультуры России по ДФО отсутствуют правовые основания для проведения внеплановой проверки в отношении управления культурного наследия и оснований для издания оспариваемого распоряжения не имелось, а правовые основания, указанные в пункте 9 распоряжения относятся к разным видам контроля (надзора).

Просит суд признать незаконным распоряжение управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ-пр о проведении внеплановой документарной проверки в отношении управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец предоставил дополнения к административному иску, в которых указал, что имеются дополнительные основания для признания проверки незаконной. В качестве одного из правовых оснований для проведения внеплановой документарной проверки административный ответчик указывает п.3ч.2ст.10 ФЗ от 25.06.2020 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Мотивированный запрос о предоставлении документов для проверки также обоснован положениями Закона № 294-ФЗ. При принятии оспариваемого распоряжения административным ответчиком не учтено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в 2020 году при осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций которых применяются положения Закона № 294-ФЗ проводятся только: внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры; внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора). Орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. Кроме того, частью 5 Постановления № 438 установлено, что названные положения распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются в отношении всех видов государственного контроля (надзора), предусмотренного Законом № 294-ФЗ, за исключением только налогового и валютного контроля. Указанные основания для проведения внеплановых проверок, а также иные основания, установленные названным постановлением № 438, не допускают проведение внеплановых проверок в отношении юридических лиц в 2020 году. Управление культурного наследия является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и соответственно, все требования, установленные Постановлением № 438, также распространяются на управление культурного наследия. Таким образом, у управления Минкультуры России по ДФО отсутствуют правовые основания для проведения указанной проверки в 2020 году.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 02.12.2020 года к участию в деле административными ответчиками привлечены Министерство культуры Российской Федерации, руководитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО4, заместитель руководителя управления – начальник отдела культурного наследия Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО5.

В судебное заседание административные ответчики ФИО4, ФИО5, представитель административного ответчика Министерства культуры Российской Федерации не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом дополнений поддержал, пояснив, что административный ответчик не имел право проводить проверку, отсутствуют полномочия на проведение проверки, проверка проведена за пределами сроков, установленными Указом Президента, в период так называемого моратория для проведения проверок в отношении юридических лиц, к которым относится административный истец.

Представитель административных ответчиков Управления Минкультуры России по ДФО, руководителя Управления Минкультуры России по ДФО ФИО4, заместителя руководителя Управления Минкультуры России по ДФО ФИО5, ФИО2, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Министерство культуры Российской Федерации в силу п.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

На основании п.4 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» Министерство культуры Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, вопреки утверждениям представителя административного истца, Министерство культуры Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные выше функции, вправе осуществлять контрольные и надзорные функции в сфере культурного наследия через свои территориальные органы, которым является Управления Минкультуры России по ДФО, контроль за деятельностью территориальных органов, также осуществляет Министерство культуры РФ.

В соответствии с пунктом 2 Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 07.02.2019 № 121 территориальный орган является органом государственной власти, находится в подчинении Министерства и осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких федеральных округов Российской Федерации.

Общую координацию деятельности территориальных органов и контроль за их деятельностью осуществляет в силу абзаца 2 пункта 3 Положения № 121 структурное подразделение Министерства культуры Российской Федерации, на которое возложено осуществление общей координации и контроля деятельности территориальных органов – Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России.

Применительно к рассматриваемому спору, Управление Минкультуры России по ДФО является органом государственной власти, находится в подчинении Министерства культуры РФ и осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких федеральных округов Российской Федерации.

Пунктами 6.1.2, 6.1.3, 6.2, 6.3.6.5-6.3.6.9, 6.11.1, 6.21.2, 6.27.9 Положения № 121 установлено, что территориальный орган в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний; осуществляет контроль за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов по указанным вопросам или о внесении в них изменений; анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, принимает меры по устранению выявленных нарушений; выдает предписания об отмене нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия по согласованию с уполномоченным структурным подразделением; о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочий; об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с курирующим заместителем Министра; об отмене решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, принятых с нарушением законодательства, или о внесении в них изменений; готовит и представляет в уполномоченное структурное подразделение материалы (предложения) об изъятии переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; направляет сведения о нарушениях, связанных с расходованием средств на осуществление переданных полномочий, выявленные в результате проведенных проверок полноты и качества исполнения переданных полномочий, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере; иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, иными нормативными правовыми актами в сфере деятельности территориального органа.

В соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, такие внеплановые проверки могут проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации без согласования с органами прокуратуры.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу административные исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ-пп, признании результатов плановой документарной и выездной проверки недействительной удовлетворены частично, постановлено признать пункт пятый предписания от ДД.ММ.ГГГГ-пп незаконным в части срока исполнения предписания (ДД.ММ.ГГГГ), в удовлетворении остальных административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Кассационным определением Девятого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (Управление Минкультуры России по ДФО) в отношении Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края (Управление ОКН) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная и выездная проверка полноты и качества осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

По результатам проверки административным ответчиком составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ-пп.

Судом установлено, что в целом предписание принято уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, за исключением пункта 5, касающегося срока выполнения предписания, а также принимая во внимание отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу о признании предписания незаконным в части срока исполнения пункта 5 предписания. В остальном оспариваемое предписание принято в рамках компетенции Управления Министерства культуры по дальневосточному федеральному округу, на основании действующего законодательства, подписано уполномоченным лицом, акт проверки принят с соблюдением порядка проведения проверки.Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Согласно п. , 2, 3 предписания -пп от ДД.ММ.ГГГГ Управление Минкультуры России по ДФО предписывает Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края: - обеспечить информационными надписями и обозначениями 11 (одиннадцать) ОКН федерального значения: 1) Дом ФИО6, 1900-е годы, <адрес>; 2) Доходный дом Люббена, кон.XIX - нач. XX вв. <адрес>; 3) Здание Государственного банка, 1904-107 гг., <адрес>; 4) Здание рефрижератора, 1912 г., <адрес>; 5) Памятник Е.П. Хабарову, 1958 г., <адрес>, привокзальная площадь; 6) Филипповская церковь, 1913 г., <адрес> Памятник жертвам белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1961 г., <адрес>, между домами № 8) Памятник героям, павшим за освобождение Дальнего Востока, 1956 г., г. Хабаровск, площадь Комсомольская; 9) Памятник В.И. Ленину, 1925 г., <адрес>, площадь им. ФИО10; 10) Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1961 <адрес>, между домами № и 136; 11) Памятник ФИО3, <адрес>, парк на берегу <адрес>; -обеспечить зонами охраны и режимами использования земель, и требованиями к градостроительным регламентам в границах данных зон 3 (три) объекта культурного наследия федерального значения: 1) «Памятник Невельскому Геннадию Ивановичу», <адрес>, Пионерский парк; 2) Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг; 3) Памятник жертвам белогвардейского террора, 1960 г.; -утвердить предметы охраны для 127 объектов культурного наследия федерального значения (10 - памятник архитектуры, 117- объектов археологического наследия) (Приложение к акту проверки). Срок исполнения выявленных нарушений, указанных в вышеназванных пунктах предписания -пп от ДД.ММ.ГГГГ установлен 01.09.2020 года. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. В силу ч. 2 ст. 11 указанного федерального закона организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. В соответствии с положениями ст. 14 указанного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 1 ст. 14). В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки; 5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки; 10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 14). Как следует из материалов дела, распоряжением -пр от ДД.ММ.ГГГГ управлением Министерства культуры России по ДФО организована внеплановая документарная проверка в отношении Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края с целью контроля исполнения региональным органом охраны объектов культурного наследия п. 1,2,3 предписания -пп от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации. Назначенная оспариваемым распоряжением внеплановая проверка является контролем исполнения законного предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ-пп (п. , 2, 3). При этом оспариваемое распоряжение содержит наименование предмета, задачи, цель, сроки проверки, определены правовые основания проверки. Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней, распоряжением указано о необходимости приступить к проведению проверки ДД.ММ.ГГГГ, закончить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Также указано, что проверка проводится в рамках осуществления функции по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Задачей проверки является соблюдение региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Правовые основания внеплановой документарной проверки, утвержденной распоряжением -пр от ДД.ММ.ГГГГ: ст. 10, 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ст. 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; ч. 5 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «О принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; пп. 6.1.3 Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 07.02.2019 № 121. Судом установлено, что оспариваемое распоряжение соответствует требованиям, установленным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в распоряжении указаны сведения, установленные ст. 14 указанного Федерального закона, распоряжение издано уполномоченным лицом, является законным и обоснованным. По результатам проверки Управлением Минкультуры России по ДФО составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ-пп, согласно которому в связи с тем, что сведения, содержащиеся в документах, имеющиеся в распоряжении управления Минкультуры России по ДФО, не позволяют оценить исполнение Управлением ОКН п. ,2,3 предписания -пп от ДД.ММ.ГГГГ, а также в условиях наложенных судом мер предварительной защиты, проведение проверки на основании распоряжения Управления Минкультуры России по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ-пр не представляется возможным. Доводы о незаконности оспариваемого распоряжения, указанные представителем административного истца в административном исковом заявлении, дополнении к нему, в судебном заседании, в том числе об отсутствия утвержденного порядка осуществления контроля за эффективностью качеством осуществления переданных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о недопустимости проведения в 2020 году проверок в отношении юридических лиц, к которым административный ответчик себя относит, являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм права Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены ограничения на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении отдельных категорий хозяйствующих субъектов. Частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только плановые и внеплановые проверки в отдельных случаях, перечисленных в пп. «а» - «и» п. 1 данного постановления. Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона и ч. 1.1. ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ Правительство Российской Федерации постановило, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в п. 1 Постановления , проводятся только внеплановые проверки, указанные в п. 1 Постановления ; плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 Постановления ; плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен исчерпывающих перечень субъектов, в отношении которых в 2020 году контрольно-надзорные мероприятия не проводятся. Указанные особенности проведения проверок в 2020 году и ограничения контрольно-надзорной деятельности не распространяются на проверки, проводимые контролирующими органами в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая, что проверки, проводимые контролирующими органами, в отношении органов государственной власти регулируются положениями ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указанные выше особенности проведения проверок в 2020 году и ограничения контрольно-надзорной деятельности не распространяются на организацию и проведение внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации - управления по охране объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.

Территориальные управления Минкультуры России при осуществлении функций по контролю и надзору руководствуются действующим Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия», утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.07.2010 № 383 (далее также Административный регламент).

При этом учитывается, что Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия упразднена Указом Президента Российской Федерации от 08.02.2011 № 155, а ее функции переданы Министерству культуры Российской Федерации, которое является правопреемником Росохранкультуры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Согласно п.п. 1, 2 Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для осуществления полномочий Российской Федерации по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

Государственная функция исполняется непосредственно Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами (в данном случае Управлением Минкультуры России по ДФО).

Применение данного Административного регламента не противоречит требованиям ст. 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с содержанием акта проверки пп от ДД.ММ.ГГГГ проведение проверки на основании распоряжения Управления Министерства культуры России по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ-пр не представляется возможным.

Пунктом 23.3 Административного регламента установлено, что внеплановые проверки, связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением предписаний об устранении выявленных ранее нарушений, проводятся строго после окончания срока устранения нарушений, указанного в предписании.

В силу п. 27.1 Административного регламента, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому выдано предписание, должен исполнить его в установленный срок и представить в территориальный орган Минкультуры России отчет о результатах исполнения предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

В связи с указанным, права, свободы, законные интересы административного истца оспариваемым распоряжением не нарушены.

Не принимаются во внимание доводы представителя административного истца о том, что произвольное установление проверок является нарушением прав и законных интересов административного истца, учитывая, что периодичность внеплановых проверок не установлена федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации», т.е. определяется с учетом необходимости проведения контрольных мероприятий и с обязательным обоснованием такой необходимости, что применительно к рассматриваемому делу обоснованно административным ответчиком.

Иные доводы административного истца, по мнению суда, вызваны позицией несогласия с требованиями оспариваемого распоряжения о предоставлении документов, подтверждающих исполнение пунктов 1,2,3 предписания.

Учитывая изложенное, распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-пр Управления Минкультуры России по ДФО, основано на законе и не подлежит отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В данном случае, оспариваемое распоряжение не нарушает каких – либо прав и свобод заявителя и соответствует закону, распоряжение вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках компетенции и полномочий Управления Минкультуры России по ДФО, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, при издании оспариваемого распоряжения административным ответчиком соблюдены требования вышеуказанных нормативных правовых актов, устанавливающих организацию и проведение внеплановой документарной проверки, кроме этого, содержание оспариваемого распоряжение соответствует требованиям Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «О принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В связи с указанным, оснований полагать, что действиями административных ответчиков затрагиваются, а также нарушаются права административного истца по изложенным выше обстоятельствам, не имеется, соответственно, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, Министерству культуры Российской Федерации, руководителю Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО4, заместителю руководителя управления – начальнику отдела культурного наследия Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 о признании незаконным распоряжения № 18-пр от 02.09.2020 года о проведении внеплановой документарной проверки управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2020 года.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Копия верна.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Решение не вступило в законную силу

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006382-77.

Подлинник находится в материалах дела № 2а-4985/2020 Центрального районного суда г. Хабаровска.

Секретарь Д.Э.Павленко