ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4987/17 от 19.12.2017 Солнечногорского городского суда (Московская область)

дело № 2а-4987/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2017 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Антонове В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Амирханяна Сергея Самвеловича к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Амирханян С.С. обратился в суд с административным иском к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указал, что 20.07.2017 года он обратился в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, по основаниям, предусмотренным ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Поярково, площадью 1395 кв.м, кадастровый квартал № , категория земель - земли населенных пунктов, предоставив сформированный пакет документов: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копию паспорта заявителя. Однако в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка было отказано на основании имеющейся у администрации Солнечногорского муниципального района информации о том, что местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением ранее учтенного земельного участка, находящегося в частной собственности. Административный истец с отказом администрации не согласен, считает, что такая информация требует дополнительной проверки и подтверждения, отказ не содержит правовых оснований, в то время как принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям не предусмотренным Земельным кодексом РФ неправомерно и нарушает нормы действующего законодательства.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Амирханян С.С. просит признать отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 23.08.2017 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление № от 20.07.2017 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Ридель Т.А. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - администрации сельского поселения Лунёвское Солнечногорского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что 20.07.2017 г. Амирханян С.С. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, имеющего следующие характеристики: площадь 1395 кв.м, адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый квартал , территориальная зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2), категория земель - земли населенных пунктов.

Решением администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 23.08.2017 года исх. № огр-24003/2017 Амирханяну С.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду из земель, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку на основании информации имеющейся в администрации, местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением ранее учтенного земельного участка, находящегося в частной собственности.

Рассматриваемый земельный участок согласно заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка испрашивается Амирханяном С.С. в аренду без проведения торгов, возможность которого предусмотрена п. 15 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, либо на торгах, с особенностями, предусмотренными ст. 39.18. Земельного кодекса РФ.

Таким образом, объектом спорных правоотношений является конкретный земельный участок, а предметом спорных правоотношений право на заключение договора аренды. Следовательно, оспариваемый отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области возник на этапе предварительного согласования, который предшествует этапам формирования и предоставления земельного участка и сам по себе не влечет возникновения арендных правоотношений между заявителем и органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком. Административным истцом оспаривается не отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а промежуточное решение административного ответчика, которое является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 10.1 Земельного кодекса РФ).

Приведенные законоположения регулируют компетенцию органов власти по распоряжению объектами гражданских прав, перечисленных в ст. 128 КАС РФ.

Поскольку целью обращения Амирханяна С.С. явилось получение земельного участка по договору аренды для индивидуального жилищного строительства, подлежат применению положения ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса(пп. 15).

Далее, уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

Упомянутый порядок включает, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пп. 3 п. 1 ст. 39.14).

Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

Рассматривая оспариваемый административным истцом отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд приходит к выводу о том, что данный отказ не соответствует требованиям закона, поскольку не содержит ни одного из оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, позволяющих принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В данном случае администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного в порядке ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, по основаниям, не предусмотренным законом.

При решении вопроса о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду, администрацией не обоснованно сделана ссылка на совпадение земельного участка с местоположением ранее учтенного земельного участка, находящегося в частной собственности. Данное обстоятельство не подтверждено, доказательств, подтверждающих право собственности, либо иных прав, а также документов, позволяющих утверждать о наличии ранее учтенного земельного участка, границы которого совпадали бы с границами испрашиваемого земельного участка ответчиком суду не представлено.

Согласно Проекту Генерального плана сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области рассматриваемый земельный участок не находится в границах территорий общего пользования; земельный участок не находится в планируемых границах территорий общего пользования; земельный участок не находится в пределах особо охраняемых территорий; на земельном участке не находится особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия, музеи-заповедники; земельный участок не находится в составе земель, предназначенных для нужд организации всех видов транспорта; земельный участок не находится в границах первого и второго поясов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения; земельный участок не находится в составе земель лесного фонда; земельный участок не находится в зонах с особыми условиями использования территории; земельный участок находится в территориальной зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2), земельный участок расположен в границах населённых пактов сельского послания Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области, в категории земель - земли населенных пунктов; проект планировки и проект межевания территории в сельском поселении не разрабатывались, не утверждались.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что вышеназванным отказом администрации нарушено право Амирханяна С.С. на предварительное согласование приобретения земельного участка без проведения торгов на праве аренды.

Поскольку оспариваемый отказ администрации, изложенный в письме от 23.08.2017 года не отвечает требованиям закона, принят в отсутствие достаточных фактических к тому оснований, суд приходит к выводу о признании его незаконным и возложении на администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области обязанности по восстановлению прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Амирханяна С.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Амирханяна Сергея Самвеловича – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, содержащийся в письменном ответе от 23 августа 2017 года в предварительном согласовании Амирханяну Сергею Самвеловичу земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Поярково, в кадастровом квартале и обязать администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Амирханяна Сергея Самвеловича от 20 июля 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 22 декабря 2017 года.

Судья Байчоров Р.А.