ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4988/18 от 03.04.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-787/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года <...>

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Ветровой С.В.,

при секретаре Рыжовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по городу Костроме о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась к ИФНС России по городу Костроме о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени. Свои требования мотивировала тем, что с <дата> - по <дата> истец была зарегистрирована в ИНФС России по г. Костроме в качестве налогоплательщика ИНН и была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя. <дата> ее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена и она была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. В период ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя согласно справки 308351 о состоянии по налогам, сборам, страховым взносам по состоянию на <дата>, выданной ИФНС России <адрес> у административного истца образовалась задолженность по обязательным платежам и пени, а именно: задолженность за 2011 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа: в бюджет ФФОМС в размере 1610,76 руб в бюджет ТФОМС в размере 1039,20 руб., пени в размере 1321,42руб —задолженность за 2012 год: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3319,92 руб.пени в размере 2752,13 руб. задолженность за 2013 год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 32456,39 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3185,46 руб. пени в размере 5054,28 руб. —задолженность за 2014 год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 17328,48 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3399,05 руб., пени в размере 7976,77 руб. —задолженность за 2015 год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 18610,48 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3650,58 руб., пени в размере 2874,31 руб. Итого: задолженность по страховым взносам: 84600,64 руб., пени:20490,77 руб. Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В соответствии с абзацем 2 п. 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. <дата>, <дата><дата> мировым судьей участка № 5 Свердловского судебного района г. Костромы были вынесены судебные приказы , , по заявлению административного ответчика о взыскании вышеуказанной задолженности. Определениями от <дата>, <дата> и <дата> данные судебные приказы были отменены по заявлению административного истца. В суд для взыскания недоимки и пеней в порядке искового производства административный ответчик не обращался. Следовательно, возможность принудительного взыскания административным ответчиком утрачена, так как срок для подачи административного иска вышеуказанной задолженности истек <дата>, <дата> и <дата> соответственно. Между тем, административному истцу стало известно, что указанная задолженность по обязательным платежам и пени по ним согласно данным административного ответчика до сих пор числится за ним, что подтверждается справкой о состоянии по налогам, сборам, страховым взносам по состоянию на <дата>, выданной ИФНС России г. Костроме, а также информацией из УПФР в г. Костроме Костромской обл. от <дата> В июле 2018 г. года истец обратилась в налоговый орган с требованием признать данную задолженности безнадежной во внесудебном: порядке, однако данная претензия по настоящее время административным ответчиком не удовлетворена.Затем истец обратилась в УФНС России по Костромской области с жалобой на действия ИФНС, по данной жалобе получено отрицательное решение от <дата>

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил признать безнадежной к взысканию и прекратившейся задолженность за 2011 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа: в бюджет ФФОМС в размере 1610,76 руб. в бюджет ТФОМС в размере 1039,20 руб., задолженность за 2012 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 2821,93 руб., задолженность за 2013 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 32456,39 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3185,46 руб., —задолженность за 2014 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 17328,48 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3399,05 руб., задолженность за 2015 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 18610,48 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3650,58 руб., задолженность за 2016 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13657,07 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 37 445,49 руб., — пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 8 935,62 руб..

В судебное заседание ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала требования подлежащими удовлетворению, доверитель была предпринимателем с 1995 года по 2016 год. Взаимоотношения между ПФ РФ и истцом регулировались п.20 и п.21 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212, с <дата> ФИО1 не является ИП. Орган контроля взыскивает задолженность в судебном порядке, ПФ РФ инициировал взыскания страховых взносов в адрес должника, Постановлением СП прекратилось исполнительное производство с невозможностью взыскания. Полагает, что списанию подлежит вся задолженность, поскольку срок для обращения за взысканием данной задолженности истек. Справки, полученный из Пенсионного фонда соответствуют всем расчетам истца, в настоящее время вновь обратились о взыскании пени, в тоже время, все судебные приказы были отменены.

Представитель ИФНС России по городу Костроме на основании доверенности ФИО3 исковые требования не признала, письменный отзыв по существу заявленных требований приобщен к материалам дела, дополнительно пояснила, что самостоятельно налоговая инспекция в данном случае списание не осуществляет, должно быть решение суда, все задолженности были взысканы в установленном законом порядке.

Как следует из представленного отзыва, административный истец был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, в связи с чем, у нее возникла обязанность по уплате страховых взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С <дата> полномочия по администрированию страховых взносов перешли к Федеральной налоговой службе России, в связи с чем, деление ПФР по Костромской области передало в УФНС России по Костромской пасти сведения о задолженности, числившейся за ФИО1 по состоянию <дата> :по страховым взносам в ПФР - 429 227,20 руб. и пени - 64 843,20 руб.; по страховым взносам в ФФОМС - 19 996,63 руб. и пени - 5 998,23 руб. После получения информации об отсутствии у ФИО1 доходов от предпринимательской деятельности за 2014, 2015 и 2016 годы ПФР сделал перерасчет страховых взносов и пеней за указанные периоды, а также признал безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженность по страховым взносам и пени за 2010 год, по пени за 2002 - 2009 годы в сумме 16 681,58 руб. Задолженность по страховым взносам в ПФР, подлежащая взысканию, образовалась в результате их начисления по следующим периодам: 2013 год -32 456,39 руб.; 2014 год - 17 328,48 руб.; 2015 год- 18 610,80 руб. Задолженность по страховым взносам в ФФОМС образовались в результате их начисления по следующим периодам: 2011 год - 2 649,96 руб.; 2012 год - 2 821,93 руб.; 2013 год - 3 185.,46 руб. 2014 год- 3 399,05 руб.; 2015 год - 3 650,58 руб.; Из документов, представленных Пенсионным фондом, следует, что меры по взысканию данной задолженности применены в полном объеме, служба судебных приставов вынесла постановления об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания в от задолженности по страховым взносам: 32 456,39 руб. (постановление от <дата>), 328,48 руб. (постановление от <дата>), 610,80 руб. (постановление от <дата>), 2 649,96 руб. (постановление от <дата>), 821,93 руб. (постановление от <дата>), 185,46 руб. (постановление от <дата>), 3 399,05 руб. (постановление от <дата>), 3 650,58 руб. (постановление от <дата>).

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица УПФ РФ в городе Костроме Костромской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Гражданин, согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Начисление и уплата страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее -Федеральный закон № 212-ФЗ).

В соответствии с п.п. «б» п.1 ч.1 ст.5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу ч.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере, а также оплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации зависит от дохода плательщика. Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:

1) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 настоящего Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно выписки из ЕГРИП ФИО1 был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов в период с 07.02.2009г. по 14.09.2016г.

Исходя из данных УПФР по <адрес>, на <дата> за ФИО1 числится задолженность:

2011 год: взносы 16159,56 руб., пени 1321,42 руб.,

2012 год взносы 17208,25 руб., пени 2752,13 руб.,

2013 год взносы 35664,66 руб., пени 5054,28 руб.,

2014 год взносы 20727,53 руб., пени 7976,77 руб.,

2015 год взносы 22261,38 руб., пени 2874,31 руб.,

2016 год взносы 16335,96 руб., пени 511,86 руб., доначисленные пени за 2011-2014 г.г. 22369,19 руб. (л.д. 20-21)

Согласно справке (л.д.15-16), задолженность по состоянию на <дата> ФИО1 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС составляет 19996,63 руб., пени – 9130,59 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии 82052,74 руб., пени 37445,49 руб.

Дополнительный отзыв ИФНС по г. Костроме содержит сведения о том, что задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование 82052,74 руб. образовалась:

- за 2013 г. 32 456,39 руб. – требование УПФ от <дата>, Решение УПФР от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата> исполнительное производство окончено

- за 2014 г. 17328,48 руб. - Требование УПФ от <дата>, Решение УПФР от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата> исполнительное производство -ИП окончено.

- за 2015 г. 18610,8 руб. - Требование УПФ от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата> исполнительное производство -ИП окончено.

-за 2016 г. 13657,07 руб. Требование УПФ РФ от <дата>.

задолженность в сумме 18385,87 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование:

2011 г. - 2649,96 руб. - Требование УПФР от <дата>/ постановление УПФР от <дата> Постановление УФССП от <дата>/ исполнительное производство окончено

2012 г. - 2821,93 руб. Требование УПФР от <дата>, Решение УПФР от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата> исполнительное производство окончено.

2013 г. - 3185,46 руб. Требование УПФР от <дата>, Решение УПФР от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата>, исполнительное производство окончено.

2014 г. – 3399,05 руб., Требование УПФР от <дата>, Решение УПФР от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата>, исполнительное производство -ИП окончено.

2015 г. - 3650,58 руб., Требование УПФР от <дата>, постановление УПФР от <дата>, Постановление УФССП от <дата> исполнительное производство -ИП окончено.

2016 г. - 2678,89 руб., Требование УПФ РФ от <дата>

Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет. (ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 493-ФЗ).

Как следует из разъяснений, данных в п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой страховых взносов за 2011 год, ГУ-УПФР по г. Костроме выставлено требование от <дата> ФИО1 (л.д. 94) на общую сумму недоимки 13509,6 руб., (страховая часть), 2649,96 руб. (обязательное медицинское страхование 1610,76 руб. – федеральной фонд, 1039,20- территориальный фонд), пени 1134,84 руб. на недоимку по страховым взносам, 79,08 в ФФОМС, 107,5 в ТФОМС.

В связи с неоплатой данной задолженности по требованию от <дата>, <дата> вынесено Постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика, <дата> судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по Давыдовским и Центральным округам г. Костромы исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 96,99).

Поскольку исполнительное производство окончено по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», а с момента образования недоимки за 2011 год - <дата>, прошло более 5 лет, недоимка в заявленной сумме 2649,96 руб. подлежит признанию безнадежной к взысканию.

В связи с неуплатой страховых взносов за 2012 год, ГУ-УПФР по г. Костроме выставлено требование от <дата> ФИО1 (л.д. 86) на сумму недоимки 14386,32 руб., (страховая часть), 2821,93 руб. (обязательное медицинское страхование) пени на недоимку по страховым взносам в ПФ 2333,24 в ФФОМС – 230,46 руб.. в ТФОМС 188,43 руб..

В связи с неоплатой данной задолженности по требованию от <дата>, <дата> вынесено Постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика , <дата> судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по Давыдовским и Центральным округам г. Костромы исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 90,93).

Поскольку исполнительное производство окончено по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», а с момента образования недоимки за 2012 год - <дата>, прошло более 5 лет, недоимка в заявленной сумме 2821,91 руб. подлежит признанию безнадежной к взысканию.

В связи с неуплатой страховых взносов за 2013 год, ГУ-УПФР по г. Костроме выставлено требование от <дата> ФИО1 (л.д. 70) на сумму недоимки 32479,20 руб., (страховая часть), 3185,46 руб. (обязательное медицинское страхование ФФОМС), пени на недоимку по страховым взносам в ПФ 4298,68 в ФФОМС – 755,6 руб.

В связи с неоплатой данной задолженности по требованию от <дата>, <дата> вынесено Постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика , <дата> судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по Давыдовским и Центральным округам г. Костромы исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 77,83).

Поскольку исполнительное производство окончено по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», а с момента образования недоимки за 2013 год - <дата>, прошло более 5 лет, недоимка в заявленной сумме 32456,39 руб. на страховую часть пенсии и 3185,46 руб. в бюджет ФФОМС подлежит признанию безнадежной к взысканию.

В связи с неуплатой страховых взносов за 2014 год, ГУ-УПФР по г. Костроме выставлено требование от <дата> ФИО1 (л.д. 55), в связи с неоплатой данной задолженности по требованию от <дата>, <дата> вынесено Постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика , <дата> судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по Давыдовским и Центральным округам г. Костромы исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 62,68).

В связи с неуплатой страховых взносов за 2015 год, ГУ-УПФР по г. Костроме выставлено требование от <дата> ФИО1 (л.д. 44), в связи с неоплатой данной задолженности по требованию от <дата>, <дата> вынесено Постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика , <дата> судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по Давыдовским и Центральным округам г. Костромы исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 48,68).

Вместе с тем, несмотря на то, что в данных случаях исполнительные производства окончены по основаниям. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», с момента образования недоимки за 2014 и 2015 годы - соответственно <дата>,<дата> не прошло более 5 лет, недоимка в заявленной сумме не подлежит признанию безнадежной к взысканию.

Данные недоимки налоговым органом взысканы, соответственно не имеется оснований полгать, что уполномоченный орган утратил возможность для взыскания недоимки. В настоящем случае, применительно к положениям ст. 59 НК РФ не имеет правового значения срок, установленный ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для предъявления исполнительного документа к исполнению.

Относительно задолженности, образовавшейся за 2016 год, а также пени в связи с неуплатой страховых взносов суд полагает следующее.

В соответствии с Делом , судебный приказ от <дата> вынесен на сумму 18513,62 (в т.ч.: страховые взносы в ПФР до <дата> - 13657,07 руб. и пени-1982,69 руб., страховые взносы по ОМС в ФФОМС до <дата> -2678,89 руб. и пени-194,97 руб.), определением от <дата> судебный приказ отменен, ИФНС обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам 2678,89 руб., пени 194,97 руб.(дело ), решением суда требования удовлетворены. При этом период образования задолженности по платежам в решении указан как до <дата>, пени начислены за периоды 2017 г.

Суд полагает данная задолженность в сумме 2678,89 руб. относится к периоду 2016 года, что также следует из представленного дополнительного отзыва ИФНС по г. Костроме, соответственно данная задолженность взыскана в установленном порядке и списанию не подлежит.

В соответствии с судебным приказом по делу от <дата> взыскана сумма 7838,21 (в т.ч.: пени по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до <дата>- 1 147.05 руб., пени по страховым взносам на ОМС в ФФОМС до <дата>-599.07руб.,

пени по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до <дата>.-6 092.09 руб.), судебный приказ отменен <дата> в порядке искового производства налоговый орган о взыскании задолженности не обращался).

Судебный приказ по делу от <дата>. вынесен на сумму 136009.29руб. (в т.ч.: страховые взносы в ПФР до <дата> - 95599,50 руб, пени-39142,13 руб., пени по страховым взносам по ОМС в ФФОМС до <дата>- 1 267.66 руб.), определением от <дата> судебный приказ отменен.

В связи с отменой судебного приказа ИФНС обратилась в суд с исковым заявлением, гражданское дело о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов 24224 руб. 51 коп., пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС - 1267,66 руб.

Производство по делу приостановлено до рассмотрения настоящего административного дела.

Вместе с тем, задолженность по налогам и сборам за 2016 год ФИО1 составляет 16 335 руб. 96 коп., из них взыскана сумма задолженности 2678,89 руб., соответственно остаток задолженности 13657,07 руб.

Как следует из дела , требование об оплате недоимки 13657,07 руб. и 2678,89 сроком оплаты <дата> направлено ФИО1 <дата>, в суд с заявлением о выдаче судебного приказа ИФНС по г. Костроме обратилось <дата>, судебный приказ от <дата> отменен <дата>, далее в суд с исковым заявлением уполномоченный орган обратился о взыскании задолженности 2678,89 руб., с требованиями о взыскании задолженности 13657,07 руб. после отмены судебного приказа <дата> налоговый орган до настоящего времени не обращался.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Согласно пункту 3 статьи 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку после отмены судебного приказа <дата> прошло более 6 месяцев, уполномоченный орган не обратился в суд с заявлением о взыскании данной задолженности, соответственно на момент рассмотрения административного дела утратил возможность для взыскания данной суммы, в связи с чем имеются основания о признании задолженности в сумме 13657,07 руб. безнадежной ко взысканию на основании ч. 1 ст. 59НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

На основании п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.

Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.

Положения п. 5 ст. 75 НК РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ", направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - п. 1 ст. 70 НК РФ), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.

Поскольку обязательства по оплате налога за 2011 г. (в бюджет ФФОМС 1610,76 руб., в бюджет ТФОМС 1039,20 руб.), 2012 г. (в бюджет ФФОМС в размере 2821 руб. 93 коп.), 2013 г. (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 32456,39 руб., в бюджет ФФОМС 3185,46 руб.), 2016 г. (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13657,07 руб.) прекращены, соответственно отсутствуют основания для сохранения обязанности пот оплате пени за данные периоды.

Административным истцом заявлена к признанию безнадежной к взысканию задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 37 445 руб. 49 коп., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 8935,62 руб.

Согласно пояснениям истца и исковому заявлению данная сумма рассчитана из представленной справке о состоянии расчетов по налогам и сборам от <дата> л.д. 15, согласно данным ИФНС России по г. Костроме задолженность по пени до <дата> на страховые взносы на обязательное медицинское страхование 9789 руб. 52 коп., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 41 922 руб. 84 коп.

Исходя из справки Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Костроме от <дата>, по состоянию на <дата> числится задолженность по пени: 2011 г.- 1321,42 руб., 2012 г. 2752,13 руб., 2013 г. 5054,28 руб., 2014 г. 7976,77 руб., 2015 г. 2874,31 руб., 2016 г. 511,86 руб., доначисленные пени за 2011 – 2014 г 22369,19 руб., итого 42859,96 руб.

Суд полагает, что поскольку обязательства по оплате налога за за 2011 г. (в бюджет ФФОМС 1610,76 руб., в бюджет ТФОМС 1039,20 руб.), 2012 г. (в бюджет ФФОМС в размере 2821 руб. 93 коп.), 2013 г. (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 32456,39 руб., в бюджет ФФОМС 3185,46 руб.), 2016 г. (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13657,07 руб.) прекращены, подлежит признанию безнадежной ко взысканию и недоимка по пени, начисленным на задолженность по налогам и сборам за указанные периоды на данные суммы задолженности, при этом указание на конкретный размер пени, подлежащий списанию в данном случае не требуется, поскольку начисление пени на сумму задолженности осуществлялось как по состоянию на <дата>, так и в последующем в соответствии со п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, соответственно до вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к ИФНС России по городу Костроме о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить частично.

Признать безнадежными ко взысканию задолженности и обязанности по оплате прекращенной:

- задолженность за 2011 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа: в бюджет ФФОМС 1610,76 руб., в бюджет ТФОМС 1039,20 руб.

- задолженность за 2012 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 2821 руб. 93 коп.

- задолженность за 2013 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 32456,39 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3185,46 руб.

- задолженность за 2016 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13657,07 руб.

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку, начисленную в связи с неуплатой данных взносов в 2011,2012,2013,2016 г.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.

Судья Ветрова С.В.

Копия верна