ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-498/2023УИД от 05.12.2023 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2а-498/2023 УИД: 66RS0060-01-2023-000561-03

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации05 декабря 2023 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Рогожниковой В.Л.,

с участием административного истца - Ф.,

представителя административных соответчиков - С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф. к Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, Главе Шалинского городского округа Ь. о признании незаконным решения комиссии и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Решением Шалинского районного суда Свердловской области от 23.05.2023 административные исковые требования Ф. к Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, Главе Шалинского городского округа Ь. о признании незаконным протокола заседания комиссии и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 07.09.2023 указанное решение отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления Ф.; признании незаконным решение Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, оформленное протоколом от 09.03.2023 года № 1; на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения представления, поданного группой граждан Шалинского городского округа, о присвоении Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Ф., о результатах сообщить административному истцу и в суд первой инстанции в течение 10 дней со дня вынесения апелляционного определения.

Во исполнение указанного апелляционного определения проведено заседание комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа», по итогам которого в форме протокола №2 от 16.10.2023 года принято решение о том, что Ф. не достоин присвоения звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа».

Ф. обратился в суд с административным иском к Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, Главе Шалинского городского округа Ь. о признании незаконным решения комиссии, оформленного протоколом №2 от 16.10.2023, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов в размере 310 руб., в том числе госпошлина 300 руб., и расходы за ксерокопирование документов в размере 10 руб. В обоснование требований указано, что в описательной части данного протокола зафиксировано, что особые заслуги перед городским округом в области развития производства Ф. подтверждаются наградными материалами, указанными в протоколе. В тоже время перечисляемые из п.3.1 Порядка использования почетного звания, наград и знака Шалинского городского округа, основания для присвоения Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа», которых у него не установлено, и отсутствие у него активной общественной и иной деятельности после выхода на пенсию, по его мнению, не имеет значение для рассмотрения комиссией данного вопроса. Так же в протоколе не в полной мере указаны его достижения, награды и занимаемые должности, подтверждающие его заслуги на благо Шалинского городского округа. Кроме того, мнение членов комиссии не в полной мере отражено в оспариваемом протоколе. Глава Шалинского городского округа Ь. в очередной раз не выполнил обязанность, установленную п.2.9 Порядка использования почетного звания, наград и знака Шалинского городского округа о направлении данного протокола для издания постановления главы.

В судебном заседании Ф. в полном объеме поддержал заявленные им требования к обоим административным соответчикам по указанным в административном иске основаниям. Кроме того показал, что для присвоения Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» кандидат не должен обладать всеми качествами, указанными в п. 3.1 Порядка использования почетного звания, наград и знака Шалинского городского округа. Считает себя достойным присвоения указанного звания, так как его заслуги перед городским округом в области развития производства подтверждаются представленными характеризующими его личность материалами на заседание комиссии.

Представитель административных соответчиков - С. просил административный иск Ф. оставить без удовлетворения по изложенным в возражениях основаниям. В возражениях указано, что оспариваемым протоколом на основании Апелляционного определения Свердловского областного суда от 07.09.2023, повторно рассмотрено представление группы граждан по присвоению Ф. Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа». Протокол содержит описание трудовой деятельности Ф., имеющихся у него наград и поощрений, данных, характеризующих личность Ф., перечислены требования к кандидатам, которым Ф. не соответствует, отражено мнение каждого члена по рассматриваемому вопросу, количество голосов за и против, и окончательное решение о том, что Ф. не достоин присвоения указанного Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа». Действиями/бездействием Ь. права и законные интересы Ф. не нарушены, так как при принятии оспариваемого решение реализованы дискретные полномочия комиссии, исходя из совокупности субъективных мнений ее членов. При опросе им членов комиссии, которых он так же представляет по доверенности, ими мнение, отраженное в оспариваемом протоколе, подтверждено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрена статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом, для признания действий (решений) должностного лица не соответствующими закону административный истец в силу пунктов 1, 2 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а так же соблюдение срока обращения за судебной защитой.

На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункты 3 и 4 части 9, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

То есть, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действий (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина, организации.

Реализуя положения, закрепленные в пункте 5 статьи 5 Устава Шалинского городского округа, принятого Решением Шалинской районной Думы от 02 июня 2005 года № 116, Дума Шалинского городского округа учредила Почетное звание, а также Порядок его использования, о чем принято Решение данного органа местного самоуправления от 24 ноября 2016 года № 43.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Порядка использования почетного звания, наград и знака Шалинского городского округа (далее - Порядок) Почетное звание является формой поощрения граждан за деятельность, направленную на обеспечение благополучия городского округа и рос благосостояния его населения, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд.

Почетного звания могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, внесшие значительный вклад в развитие городского округа.

Предварительное рассмотрение вопроса о присвоении Почетного звания возложено на Комиссию, персональный состав которой утверждается постановлением Главы городского округа (пункты 2,1., 2.3. Порядка), процедура рассмотрения вопроса присвоения Почетного звания определена пунктами 2.4. -2.9, основания и порядок его присвоения урегулированы разделом 3 Порядка.

В качестве основания для присвоения Почетного звания в пункте 3.1. Порядка поименованы: особые заслуги перед городским округом в области развития производства, предпринимательства, культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта; выдающиеся открытия, соответствующие уровню, передовых достижений и способствующие решению проблем городского округа; совершение мужественных поступков во благо населения городского округа; авторитет у жителей городского округа, обретенный долгой трудовой, общественной, культурной, научной, политической, благотворительной, а также иной деятельностью в городском округе.

Состав Комиссии утвержден постановлением Главы Шалинского городского округа от 16 марта 2020 года № 32.

Из материалов административного дела следует, что 16.10.2023 года Комиссией повторно рассмотрено представление, поданное группой граждан Шалинского городского округа, о присвоении Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Ф., решением Комиссии, оформленным протоколом от 16.10.2023 года № 2, определено, что административный истец не соответствует требованиям, установленным Порядком, предъявляемым к кандидату.

Согласно пункту 2.8 Порядка решение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии, которое может быть предметом проверки судом в порядке п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд не ставит под сомнение исключительные дискретные полномочия Комиссии по разрешению вопросов о присвоении Почетного звания исходя из субъективного усмотрения ее членов.

Однако мотивировка оспариваемого решения комиссии, ставит под сомнение ее выводы, поскольку установленные пунктом 3.1 Порядка требования, предъявляемые к кандидатам на присвоение Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» не предполагают наличие их всех в совокупности у рассматриваемого гражданина, а так же не ставят в зависимость наличие этих критериев от периода жизни или периода трудовой или иной деятельности кандидата.

С учетом изложенного, решение Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, оформленное протоколом №2 от 16.10.2023 года, нельзя признать законным, как содержащее неопределенность, неоднозначность его мотивировки и вывода. Указанное решение подлежит отмене с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем нового рассмотрения заявления в установленном порядке и принятии соответствующего решения.

При разрешении требований в отношении административного ответчика Главы Шалинского городского округа Ь., судом не установлено в его действиях/бездействии нарушений прав и законных интересов Ф., поскольку подписание им обжалуемого протокола входило в его полномочия как председателя комиссии по итогам голосования на основании п. 2.8 Порядка. Не направление указанного протокола для издания постановления главы (п. 2.9 Порядка), исходя из отрицательного решения комиссии по данному вопросу, не нарушило прав Ф., у которого не возникло оснований с учетом такого решения комиссии, на присвоение Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа». В этой части иск подлежит оставлению без удовлетворения.

Исходя из того, что судом административный иск удовлетворен на половину, только в отношении одного административного ответчика из двух, то в соответствии со ст. 103, ч.ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, судебные расходы, понесенные административным истцом в размере 310 руб., в том числе госпошлина 300 руб., и расходы за ксерокопирование документов в размере 10 руб. (л.д. 4-5), подлежат взысканию пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в сумме 155 руб. с Администрации Шалинского городского округа в пользу Ф.

Руководствуясь ст.ст. 175, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ф. к Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, Главе Шалинского городского округа Ь. о признании незаконным решения комиссии и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Комиссии по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа, оформленное протоколом №2 от 16.10.2023 года.

Возложить на Комиссию по присвоению Почетного звания «Почетный гражданин Шалинского городского округа» Администрации Шалинского городского округа обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Ф. путем нового рассмотрения заявления в установленном порядке и принять соответствующее решение, о чем сообщить административному истцу и в Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации Шалинского городского округа в пользу Ф. судебные расходы в размере 155 (сто пятьдесят пять) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 19.12.2023.

Председательствующий С.Н. Миронова