ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4990/18 от 24.10.2018 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Безденежной И.Ю.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора г. Тольятти Шиндяпина Д.О.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению прокурора г. Тольятти к администрации г.о. Тольятти об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Тольятти обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Тольятти, из которого следует, что прокуратурой г. Тольятти во исполнение задания прокуратуры Самарской области проведена проверка администрации г.о. Тольятти на предмет исполнения законодательства в сфере инвестиционной деятельности. В ходе проверки было установлено, что в г.о. Тольятти имеет место не полное нормативно-правовое регулирование правоотношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

Так, Федеральным законом от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» участниками формирования промышленной политики и ее реализации являются, в том числе органы местного самоуправления.

В части 1 ст. 16 указанного Федерального закона раскрывается понятие специального инвестиционного контракта, по которому одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

В силу ч.ч. 2,4 ст. 16 Федерального закона № 488-ФЗ в целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 года № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» утверждены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов. В соответствии с п. 4 которых сторонами специального инвестиционного контракта наряду с Российской Федерацией могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование в случае осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) привлеченных им иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Однако проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие нормативного правового акта- порядка заключения специального инвестиционного контракта администрацией г.о. Тольятти не приняты, вследствие чего нарушаются права неопределенного круга лиц- субъектов предпринимательской деятельности при обращении в орган местного самоуправления в целях заключения специального инвестиционного контракта, поскольку отсутствие правового регулирования в указанной сфере порождает бесконтрольность при заключении специальных инвестиционных контрактов муниципальным образованием, диктует свободу действий на неограниченное усмотрение должностных лиц.

Представление прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы г.о. Тольятти ФИО2 с требованием о принятии мер, направленных на разработку и принятие порядка заключения специального инвестиционного контракта оставлено без исполнения.

На основании изложенного административный истец просил признать бездействие администрацию г.о. Тольятти в части непринятия нормативного правового акта- порядка заключения специального инвестиционного контракта незаконным и обязать администрацию г.о. Тольятти разработать и принять нормативный правовой акт – порядок заключения специального инвестиционного контракта.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно статье 9 Федерального закона № 488-ФЗ стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки развития их кадрового потенциала, осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности на территории городского округа, не относится к вопросам местного значения.

Согласно ч.2 ст. 16.1 указанного Закона органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии с ч. 4.1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

В настоящий момент Уставом г.о. Тольятти не установлены меры стимулирования (поддержки) деятельности в сфере промышленности на территории г.о. Тольятти. Отсутствует также решение Думы г.о. Тольятти о реализации права на осуществление указанных полномочий.

В связи с чем, право на осуществление в городском округе мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, не реализовано. Это является правом, а не обязанностью муниципального образования.

Поскольку городским округом не реализовано право на осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, то он не может являться наряду с Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации стороной специального инвестиционного контракта.

Исходя из того, что принятие порядка заключения специального инвестиционного контракта муниципальным образованием должно являться следствием реализации права на осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, то без реализации данного права принятие такого порядка будет незаконным.

На основании изложенного представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении требований административного истца.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Федеральным законом от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» участниками формирования промышленной политики и ее реализации являются, в том числе органы местного самоуправления.

В части 1 ст. 16 указанного Федерального закона раскрывается понятие специального инвестиционного контракта, по которому одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

В силу ч.ч. 2,4 ст. 16 Федерального закона № 488-ФЗ в целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 года № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» утверждены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов. В соответствии с п. 4 которых сторонами специального инвестиционного контракта наряду с Российской Федерацией могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование в случае осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) привлеченных им иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Из административного искового заявления следует, что прокуратурой г. Тольятти во исполнение задания прокуратуры Самарской области проведена проверка администрации г.о. Тольятти на предмет исполнения законодательства в сфере инвестиционной деятельности. В ходе проверки было установлено, что в г.о. Тольятти имеет место не полное нормативно-правовое регулирование правоотношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, а именно: до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие нормативного правового акта- порядка заключения специального инвестиционного контракта администрацией г.о. Тольятти не приняты. Представление прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы г.о. Тольятти ФИО2 с требованием о принятии мер, направленных на разработку и принятие порядка заключения специального инвестиционного контракта оставлено без исполнения.

Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком, полагавшим, что на администрацию г.о. Тольятти не может быть возложена обязанность по разработке и принятию указанного нормативного правового акта, поскольку осуществление мер стимулирования в сфере промышленности является правом городского округа, данное право может быть реализовано только в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации такого права, однако такого решения представительным органом не принималось, ввиду чего оснований для принятия соответствующего нормативного правового акта не имеется.

Однако, суд полагает указанные доводы административного ответчика несостоятельными, поскольку необходимость разработки и принятия нормативного правового акта, регулирующего основания и порядок заключения специального инвестиционного контракта прямо вытекает из вышеприведенных положений Федерального закона от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Правил заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных Постановлением Правительства от 16.07.2015 года № 708.

Вышеприведенные возражения административного ответчика, которые сводятся к тому, что право на осуществление мер стимулирования в сфере промышленности муниципальным образованием не реализовано, суд находит несостоятельными, поскольку требования прокурора, изложенные в административном исковом заявлении, сводятся не к понуждению исполнительного органа местного самоуправления осуществлять меры стимулирования, а к выполнению действий по разработке и принятию нормативного правового акта, в соответствии с которым будут определяться основания и порядок осуществления соответствующих мер.

Ввиду вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные прокурором г. Тольятти требования.

В силу п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает административному ответчику срок для устранения выявленных нарушений – три месяца с момента вступления решения суда в силу.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Тольятти удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.о. Тольятти, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, регулирующего оснований и порядок заключения специального инвестиционного контракта.

Обязать администрацию г.о. Тольятти в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий основания и порядок заключения специального инвестиционного контракта.

Обязать администрацию г.о. Тольятти сообщить об исполнении решения суда прокурору г. Тольятти и суду в течение десяти дней с момента исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: