Дело № 2а-4997/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]
Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Толочного А.Н., при секретаре судебного заседания Антоновой Ю.Б., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Цветковой Н.Г. к администрации [Адрес], комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Цветкова Н.Г. обратилась в суд с указанным административным иском, который мотивирован следующим.
Цветковой Н.Г. на праве собственности принадлежит: гараж, назначение: нежилое, площадью 40 кв.м, кадастровый [Номер], [ДД.ММ.ГГГГ] год завершения строительства, государственная регистрация права от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] на основании решения [Адрес] районного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] вступившего в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ] (согласно выписке из ЕГРП от [ДД.ММ.ГГГГ]); объект незавершенного строительства (бетонированный фундамент под домовладение), проектируемое назначение – жилое, площадью 56 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 14%, кадастровый [Номер], государственная регистрация права от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] на основании решения [Адрес] районного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], вступившего в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ] (согласно выписке из ЕГРП от [ДД.ММ.ГГГГ]).
Указанные объекты находятся по адресу: [Адрес]
С [ДД.ММ.ГГГГ] года административный истец пользуется спорным земельным участком площадью 491 кв.м, на котором находятся указанные объекты, земельный участок огорожен забором, на нем находится сад и огород административного истца.
[ДД.ММ.ГГГГ] административный истец обратилась в администрацию [Адрес], Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами с заявлением о предоставлении земельного участка, находятся по адресу: [Адрес], в аренду. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] письмом от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] отказал в предоставлении в аренду указанного участка в связи с тем, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] утверждена документация по планировке территории, предусматривающая размещение линейного объекта «Участок [Адрес] высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] ([ ... ]). Участок «[Адрес]».
Цветкова Н.Г. с указанным отказом не согласна, так как на указанные выше объекты (гараж и объект незавершенного строительства) право собственности возникло на основании решения [Адрес] районного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] по делу [Номер], вступившему в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ].
Согласно указанному решению, на администрацию [Адрес] возложена обязанность по заключению с Цветковой Н.Г. договора аренды на спорный земельный участок сроком на три года. Указанный земельный участок не изъят в связи с размещением линейного объекта «Участок [Адрес] высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] ([ ... ])».
На основании указанного административный истец просил: признать незаконным отказ администрации [Адрес], выраженный в письме от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес]; возложить на администрацию [Адрес] в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Цветковой Н.Г., путём повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка по указанному адресу и принятия по этому вопросу законного и обоснованного решения по предоставлению указанного земельного участка Цветковой Н.Г. в аренду.
Представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика исковые требования не признала, полагала возможным в их удовлетворении отказать.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку всем имеющимся доказательствам, считая их достаточными для рассмотрения дела по существу, и установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, по смыслу закона, суд может признать незаконным решение, действие (бездействие), если оно не соответствует нормативным правовым актам и повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
То есть в соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Кроме того, из совокупности положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, ст.227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, должностного лица должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с указанием на способ восстановления такого права.
В силу части 1 статьи 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном КАС РФ, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
- о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
- связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Оценив характер предъявленных требований, а также правовую природу правоотношений, из которых они возникли, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Правоотношения, из которых возник спор, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках спорных правоотношений один из их участников (административный ответчика) реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другим участникам (административному истцу).
Суд учитывает, что исполнение обжалуемого административными истцами решения Комитета не привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абз. 3 пункта 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П, закрепленный в части 1 статьи 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом может быть обеспечен лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
В силу пункта 4 части 4 статьи 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
В связи с изложенным при толковании положений статьи 1 КАС РФ, определяющих круг дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, судом учитываются разъяснения, содержащиеся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также выводы, сформулированные Верховным Судом РФ при рассмотрении аналогичных дел, из которых следует, что оспаривание решений органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков производится по правилам административного судопроизводства (кассационные определения Верховного Суда РФ от 27.12.2017 № 87-КГ17-12, от 01.03.2017 № 14-КГ16-34, от 11.07.2017 № 14-КГ16-895, от 15.08.2017 № 14-КГ16-471, определения Верховного Суда РФ от 03.08.2016 № 18-КГ16-74, от 14.02.2017 № 18-КГ17-25 и др.).
Из материалов дела следует, что Цветковой Н.Г. на праве собственности принадлежит: гараж, назначение: нежилое, площадью 40 кв.м, кадастровый [Номер], [ДД.ММ.ГГГГ] год завершения строительства, государственная регистрация права от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] на основании решения [Адрес] районного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] вступившего в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ] (согласно выписке из ЕГРП от [ДД.ММ.ГГГГ]); объект незавершенного строительства (бетонированный фундамент под домовладение), проектируемое назначение – жилое, площадью 56 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 14%, кадастровый [Номер], государственная регистрация права от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] на основании решения [Адрес] районного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], вступившего в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ] (согласно выписке из ЕГРП от [ДД.ММ.ГГГГ]).
Указанные объекты находятся по адресу: [Адрес].
С [ДД.ММ.ГГГГ] года административный истец пользуется спорным земельным участком площадью 491 кв.м, на котором находятся указанные объекты, земельный участок огорожен забором, на нем находится сад и огород административного истца.
[ДД.ММ.ГГГГ] административный истец обратилась в администрацию [Адрес], Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами с заявлением о предоставлении земельного участка, находятся по адресу: [Адрес], в аренду. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] письмом от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] отказал в предоставлении в аренду указанного участка в связи с тем, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] утверждена документация по планировке территории, предусматривающая размещение линейного объекта «Участок [Адрес] высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] ([ ... ]). Участок «[Адрес]».
Сторонами не оспаривалось, что [ДД.ММ.ГГГГ] административный истец обратилась в администрацию [Адрес], Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: [Адрес], в аренду.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] письмом от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] отказал в предоставлении в аренду указанного участка в связи с тем, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] утверждена документация по планировке территории, предусматривающая размещение линейного объекта «Участок [Адрес] высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] ([ ... ]). Участок «[Адрес]».
Пунктом 7 ч.5 ст.27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Из информационного письма Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес] следует, что земельный участок, расположенный по адресу: [Адрес], не входит в зону планируемого размещения ВСЖМ «[Адрес]» и связанных с её строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также не включен в ведомость образуемых, изменяемых и обременяемых земельных участков. Департамент полагает, что правовых оснований для отказа в предоставлении в аренду указанного земельного участка не имеется [ ... ]
Согласно информации, имеющейся в распоряжении Минстроя России, спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом [Адрес] расположен в границах функциональной жилой зоны [Адрес]
В соответствии с правилам землепользования и застройки [Адрес], указанный земельный участок расположен в границах зоны индивидуальной низкоплотной жилой застройки ТЖи-1, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых домов преимущественно из отдельно стоящих жилых домов с приусадебными земельными участками.
в соответствии с ч.2 ст.45 ГрК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в ч.1. ст.45 ГрК РФ, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территории двух и более субъектов РФ, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, за исключением случая, указанного в ч.3.1 ст.45 ГрК РФ.
Из отзыва заинтересованного лица - Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес], следует, что указанный выше земельный участок не входит в зону планируемого размещения ВСЖМ «[Адрес]».
Исходя из п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Земельным кодексом РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Право собственности возникло на основании решения [Адрес] районного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] по делу [Номер], вступившему в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ].
Согласно указанному решению, на администрацию [Адрес] возложена обязанность по заключению с Цветковой Н.Г. договора аренды на спорный земельный участок сроком на три года.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По правилам ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Так, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (п. 6 ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ).
В ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ при этом предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из положений п.5 ст.39.17 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств того, что земельный участок изъят или ограничен в обороте, что свидетельствует о том, что оспариваемый отказ администрации [Адрес], выраженный в письме от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес][ ... ] является незаконным и в указанной части требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 43 Устава [Адрес], утв. Постановлением Городской думы [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], администрация [Адрес] от имени города владеет, пользуется, распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1.1 – 1.3 Положения о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес], утв. Постановлением администрации [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами создан в соответствии с федеральным законодательством о приватизации и правовыми актами органов местного самоуправления [Адрес] в целях осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе по приватизации объектов муниципальной собственности, управлению земельными ресурсами, находящимися в ведении или собственности [Адрес], а также осуществления иных возложенных на Комитет полномочий.
Комитет является органом по управлению муниципальным имуществом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города, осуществляет межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальной собственностью, выступает продавцом муниципального имущества.
Комитет входит в структуру администрации [Адрес].
Согласно пункту 2.1.3 Положения о Комитете одной из основных задач Комитета является управление земельными ресурсами города в пределах полномочий, определенных данным Положением.
Согласно пункту 3.1.22 Положения о Комитете в рамках решения основных задач комитет заключает договоры купли-продажи муниципального имущества.
Из отзыва на административное исковое заявление администрации [Адрес] следует, что администрация [Адрес] полномочия Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода по предварительному согласованию предоставления земельных участков не оспаривает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация [Адрес] и ее структурное подразделение – Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] – в силу статьи 39.2, пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ являются органами, уполномоченными управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности [Адрес], в том числе земельным участком, расположенном по адресу: [Адрес], и принятие решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду относится к полномочиям администрации [Адрес].
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно пункту 3 статьи 6, статье 9 КАС РФ одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
В соответствии со статьей 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в данной Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно ч.2 ст.181 КАС РФ в случае принятия решения суда против нескольких административных ответчиков суд указывает, каким образом подлежат устранению нарушения, допущенные в отношении административного истца, и кем из административных ответчиков должны быть устранены такие нарушения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего дела не были установлены какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии Цветковой Н.Г. права на предоставление в аренду земельного участка, суд считает возможным обеспечить защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца путем возложения на администрацию [Адрес] в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Цветковой Н.Г., путём подготовки в адрес Цветковой Н.Г., в течении месяца с момента вступления решения в законную силу, проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: [Адрес].
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Цветковой Н.Г. к администрации [Адрес], Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации [Адрес], выраженный в письме от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации [Адрес] в предоставлении земельного участка в аренду.
Возложить на администрацию [Адрес] в лице комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Цветковой Н.Г., путём подготовки в адрес Цветковой Н.Г., в течении месяца с момента вступления решения в законную силу, проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: [Адрес].
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Толочный