ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4997/19 от 24.10.2019 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Даниловой О.Н.,

при секретаре Гаджиевой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

24 октября 2019 г.

дело по административному исковому заявлению Прищепы Александра Витальевича к Главе г. Новокузнецка Кузнецову Сергею Николаевичу, администрации г. Новокузнецка об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Прищепа А. В. обратился в суд с административным иском к Главе г. Новокузнецка об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Просит суд признать незаконными решение Главы г. Новокузнецка от 27 августа 2019 г. об отказе в согласовании и проведении публичного мероприятия.

Требования мотивированы тем, что 27 августа 2019 г. (вх. № П-2337) Прищепой А. В. было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования на Площади Маяковского Центрального района г. Новокузнецка 30 августа 2019 г. в период с 18-00 часов до 20-00 часов. 27 августа 2019 г. был получен ответ Главы г. Новокузнецка Кузнецова С. Н., в котором было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, с указанием, что при подаче уведомления не было соблюдено требование ч. 1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку был нарушен срок подачи уведомления. Также в ответе указано, что в силу ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок. Указанное решение является незаконным, так как нарушает права административного истца, предоставленные ему ст. 31 Конституции РФ. Уведомление было подано в администрацию г. Новокузнецка в установленный законом срок, т. е. не позднее трех дней до даты проведения публичного мероприятия.

Административный истец Прищепа А. В., его представители Попов В. Б., Ли Э. Л., действующие на основании устного заявления, представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных административных исковых требований. При этом уточнили основания иска, указав, что административный ответчик в силу норм Федерального закона № 54-ФЗ обязан был направить в адрес организатора обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Орган публичной власти не может запретить проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место или время его проведения. Однако, Главой г. Новокузнецка было допущено нарушение указанных требований закона. Просят признать решение от 27 августа 2019 г. об отказе в проведении публичного мероприятия незаконным.

Административные ответчики Глава г. Новокузнецка, администрация г. Новокузнецка в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражения относительно удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав пояснения административного истца, его представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет порядок организации публичного мероприятия, которым признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, а также предусматривает ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 ФЗ №54-ФЗ (п. 1 ч. 4 ст. 5).

Как следует из положений части 1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Частью 5 ст. 5 ФЗ №54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок.

В судебном заседании установлено, что 27 августа 2019 г. Прищепой А. В. в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие – пикетирование 30 августа 2019 года с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, по адресу г. Новокузнецк, Площадь Маяковского, с предполагаемым количеством участников 15 человек. Цель публичного мероприятия: «Посвящается 2 этапу Всероссийской акции протеста: За честные выборы, в защиту Конституционных прав граждан РФ».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Закона Кемеровской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» следует, что уполномоченный орган местного самоуправления Кемеровский области, а именно администрация г. Новокузнецка, получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения

27 августа 2019 г., что Прищепой А. В. был получен ответ администрации г. Новокузнецка, в котором указано, что при подаче уведомления организатором не учтено положение ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, а именно, что при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем, не позднее четырех дней до его проведения. Также указано, что силу ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок.

Таким образом, администрацией г. Новокузнецка при получении уведомления были выполнены требования ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ, ответ организатору публичного мероприятия был дан в день подачи уведомления, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» указано, что сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях и исчисляемые в календарных днях, не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.

Соответственно, уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия.

Аналогичным образом исчисляются сроки, предусмотренные для подачи уведомления о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями и о проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения

Таким образом, уведомление о проведении пикетирования группой лиц, запланированного на 30 августа 2019 г., должно было быть подано в администрацию г. Новокузнецка не позднее 26 августа 2019 г. Подав уведомление 27 августа 2019 г., организатором был пропущен срок, установленный ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Данный факт также не оспаривался административным истцом в судебном заседании, пояснившим, что администрацией г. Новокузнецка в нарушение требований закона не было предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия.

Суд, оценивая указанные доводы административного истца, приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ №54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок.

Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен (часть 5 статьи 5, пункт 1 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Администрацией г. Новокузнецка требования указанных норм Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» было выполнено, организатору в письменном ответе от 27.08.2019 было указано на нарушение установленного ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ срока на обращение с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц.

Оснований для предложения изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия не имелось, так как уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного частью 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ, не подлежит рассмотрению.

Указанные доводы административного истца, как и указание на нарушение его конституционных прав на проведение публичного мероприятия являются необоснованными, продиктованными неверным толкованием норм права.

При этом суд считает обоснованными доводы административных ответчиков о том, что оспариваемый ответ не является решением администрации г. Новокузнецка об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку содержит лишь указание на нарушение срока обращения с уведомлением в орган местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок. При этом Законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления предложить организатору публичного мероприятия иное место и (или) время проведения мероприятия.

Положения Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.

Суд считает, что Прищепа А. В., получив ответ администрации, как организатор публичного мероприятия мог предпринимать иные меры к реализации своего конституционного права на свободу мирных собраний, в том числе путем направления иного уведомления о проведении публичного мероприятия в иное время с соблюдением требований ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, устанавливающей сроки обращения с уведомлением.

Суд полагает, что оспариваемый ответ администрации г. Новокузнецка об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных среди прочего статьей 31 Конституции Российской Федерации, не имеется.

Таким образом, оценивая указанные обстоятельства, суд считает, что доводы административного истца не нашли подтверждения в судебном заседании, так как административным ответчиком был предоставлен мотивированный ответ с указанием на нарушение срока подачи уведомления проведении публичного мероприятия. Оснований для рассмотрения уведомления по существу в силу пропуска срока его подачи, не имелось.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что административными ответчиками не допущено нарушений требований закона, прав административного истца, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Прищепы Александра Витальевича к Главе г. Новокузнецка Кузнецову Сергею Николаевичу, администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения Главы г. Новокузнецка от 27 августа 2019 г. об отказе в согласовании и проведении публичного мероприятия, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2019 г.

Председательствующий О. Н. Данилова