Дело № 2а-4997/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года г.о. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при помощнике судьи Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО4 к Администрации муниципального образования Пекшинское Петушинского района Владимирской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к Администрации муниципального образования Пекшинское Петушинского района Владимирской области указав в его обоснование, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером: № площадь: 1002908 +/- 8939, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 550 м по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: . Истцом в установленном законом упрощенном порядке осуществлен кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом с кадастровым номером: № площадь: 31,9 кв.м., назначение: жилое, наименование: жилой дом, количество этажей 1. Жилой дом расположен на вышеуказанном земельном участке. Административный истец зарегистрирован как Крестьянское (фермерское) хозяйство №
Среди основных видов деятельности Административного истца как КФХ указаны: разведение овец и коз, разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, производство иных молочных продуктов. Животноводство подразумевает под собой постоянное нахождение на земельном участке, а следовательно, строительство жилого дома обусловлено видами деятельности КФХ и разрешено законом.
Для осуществления деятельности КФХ, получения государственной поддержки фермерской деятельности, КФХ должно быть зарегистрировано по месту своей деятельности – по месту нахождения земельного участка для КФХ и расположенного на нем жилого дома. КФХ Административного истца зарегистрировано как деятельности индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, в связи с чем, для государственной регистрации ИП КФХ ФИО1 по месту фактического осуществления деятельности необходимо присвоение адреса жилому дому.
Административный истец обратился в Администрацию муниципального образования Пекшинское Петушинского района с заявлением о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером: №.
19.04.2022г. Административным ответчиком было принято решение об отказе в присвоении адреса, со ссылкой на п. 5в и п. 40 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»:
п. 5в: объектом адресации является: земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства).
п. 40г: В присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Административный истец полагает вышеуказанный отказ в государственной регистрации права собственности незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем, просит признать незаконным решение об отказе в присвоении объекту адресации с кадастровым номером: № адреса или аннулировании его адреса от 19.04.2022 года и обязать Администрацию муниципального образования Пекшинского Петушинского района принять положительное решение по заявлению ФИО1 ФИО7 о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером: с кадастровым номером №, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №
В судебном заседании административный истец требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального образования Пекшинское Петушинского района Владимирской области в суд не явился, через приемную суда представлен письменный отзыв на административный иск.
Представитель заинтересованного лица в суд не явился, извещен.
Суд, выслушав административного истца, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений :
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст.60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Как указано выше законом с 01.03.2022г. разрешено строительство жилых домов на земельных участках, предназначенных для сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П Вводя в правовое регулирование в качестве публично-правового механизма фиксации свободно избранного человеком места жительства институт регистрационного учета и закрепляя обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что именно с местом жительства связывается, как правило, реализация гражданами Российской Федерации принадлежащих им прав и свобод как в публично-правовой, так и в частноправовой сферах, равно как и исполнение ими своих конституционных обязанностей перед обществом и государством, в том числе вытекающих из статей 57 и 59 Конституции Российской Федерации, а также возлагаемых на них законом либо договором обязанностей и обязательств перед другими гражданами, что согласуется с предписанием статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом федеральный законодатель учитывал взаимосвязь и взаимообусловленность свободы выбора места пребывания и жительства и другого права, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения, - права на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), в свою очередь предполагающего для гражданина Российской Федерации свободу в выборе жилого помещения для постоянного или преимущественного проживания, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и обладание правом пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П).
Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия "место пребывания" и "место жительства" определены в Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания).
Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но - применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам - может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе право пользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны - привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на земельных участках безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения, сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.
Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. То есть помещение является частью объема здания, а здание (жилой дом) в свою очередь это результат строительства, и представляет собой систему, включающую в себя помещения.
Кроме того, согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, что соответствует требованиям статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, площадь: 1002908 +/- 8939, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ). Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 550 м по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Истцом в установленном законом упрощенном порядке осуществлен кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом с кадастровым номером: №, площадь: 31,9 кв.м., назначение: жилое, наименование: жилой дом, количество этажей 1. Жилой дом расположен на вышеуказанном земельном участке. Административный истец зарегистрирован как Крестьянское (фермерское) хозяйство ОГРНИП №
Среди основных видов деятельности Административного истца как КФХ указаны: разведение овец и коз, разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, производство иных молочных продуктов. Животноводство подразумевает под собой постоянное нахождение на земельном участке, а следовательно, строительство жилого дома обусловлено видами деятельности КФХ и разрешено законом.
Для осуществления деятельности КФХ, получения государственной поддержки фермерской деятельности, КФХ должно быть зарегистрировано по месту своей деятельности – по месту нахождения земельного участка для КФХ и расположенного на нем жилого дома. КФХ Административного истца зарегистрировано как деятельности индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, в связи с чем, для государственной регистрации ИП КФХ ФИО1 по месту фактического осуществления деятельности необходимо присвоение адреса жилому дому.
Административный истец обратился в Администрацию муниципального образования Пекшинское Петушинского района с заявлением о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером: №
19.04.2022г. Административным ответчиком было принято решение об отказе в присвоении адреса, со ссылкой на п. 5в и п. 40 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»: п. 5в: объектом адресации является: земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства).; п. 40г: В присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Вместе с тем, 01.03.2022г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021г. №299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с поправками которого: в законодательство для крестьянских (фермерских) хозяйств установлена возможность построить для семьи жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе занятых сельхозугодьями.
Допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, если общая площадь дома составляет не более 500 квадратных метров, а площадь застройки под ним составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка.
При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Кроме того, на уже построенные фермерами жилые дома распространено действие части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", позволяющей поставить на кадастровый учёт и зарегистрировать недвижимость в рамках так называемой дачной амнистии.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 названного Постановления, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
Согласно п. 2 Правил: "идентификационные элементы объекта адресации" - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства;
Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (п. 5 Правил).
Присвоение объектам адресации адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (п. 7 Правил).
В силу пп. "а" п. 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером административного истца расположен относительно ориентира, сформирован и поставлен на кадастровый учет, имеет адресный ориентир, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
С учетом приведенных норм и законоположений суд, установив, что объект адресации находится в границах земельного участка, прошел государственный кадастровый учет и регистрацию, с заявлением о присвоении адреса в уполномоченный орган обратилось лицо, которому он принадлежат на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке, основания, приведенные в оспариваемом решении не являются основанием отказа в присвоении адреса объекту адресации, предусмотренном вышеприведенными Правилами, препятствий к присвоению адреса объекту не имеется, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, оспариваемое решение является незаконным и противоречит принципам действующего законодательства.
Незаконным решением административного ответчика существенным образом нарушаются права и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Проанализировав представленные доказательства суд считает необходимым признать незаконным и отменить решение Администрации муниципального образования Пекшинское Петушинского района Владимирской области от 19 апреля 2022 года №1 об отказе в присвоении Объекту адресации адреса или аннулировании его адреса по объекту адресации и обязать административного ответчика устранить нарушения и повторно рассмотреть вопрос о принятии решения о присвоении адреса объекту адресации.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 ФИО8 - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Администрации муниципального образования Пекшинское Петушинского района Владимирской области от 19 апреля 2022 года № об отказе в присвоении Объекту адресации адреса или аннулировании его адреса по объекту адресации – с кадастровым номером №
Обязать Администрации муниципального образования Пекшинское Петушинского района Владимирской области устранить нарушения и повторно рассмотреть вопрос о присвоении адреса объекту адресации- жилому дому с кадастровым номером с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Разумовская Н.Г.