ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-499/18 от 30.11.2018 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего Солохина С.А.

при секретаре Юленковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края ФИО1 к Иршинскому поселковому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании незаконным решения Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, суд

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании незаконным решения Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края по тем основаниям, что 21.03.2018 г. Иршинский поселковый Совет депутатов принял решение № 34-97Р «Об утверждении отчета о результатах деятельности главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края за 2017 год» согласно пункту 2 которого деятельность главы поселка Ирша признана неудовлетворительной.

Порядок представления и рассмотрения ежегодного отчета главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края о результатах деятельности утвержден решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 13.02.2017 № 21-61Р (далее также Положение об отчете главы).

В соответствии с п.3 раздела 5 указанного Положения об отчете главы: В случае неудовлетворительной оценки деятельности главы п. Ирша в Решении Иршинского поселкового Совета депутатов об отчете главы п. Ирша указываются причины, по которым деятельность главы оценена Иршинским поселковым Советом депутатов неудовлетворительно.

В нарушение данного муниципального правового акта в решении от 21.03.2018 № 34-97Р «Об утверждении отчета о результатах деятельности главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края за 2017 год» не указаны причины по которым деятельность главы п. Ирша признана неудовлетворительной.

Кроме того, пункт 3 раздела 2 содержит отсылочную норму на Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» согласно которого оценка деятельности определяется по критериям установленным Постановлением Правительства РФ.

В нарушение пункта 3 раздела 2 Положения деятельность главы п. Ирша не оценивалась по указанным в Положении критериям, что подтверждается протоколом заседания Иршинского поселкового Совета депутатов от 21.03.2018 г.

Из системного толкования законодательства следует, что спорное решение от 21.03.2018 № 34-97Р должно соответствовать ст. 43 ФЗ N 131 и Порядку представления и рассмотрения ежегодного отчета главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края.

Оспариваемым решением Иршинского Совета депутатов нарушены права и законные интересы ФИО1 как главы муниципального образования, так как оспариваемое решение может в дальнейшем стать основанием для досрочного удаления главы п. Ирша в отставку.

На основании изложенного, просит признать пункт 2 решения от 21.03.2018 № 34-97Р «Об утверждении отчета о результатах деятельности главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края за 2017 год» незаконным, нарушающим права и законные интересы главы поселка Ирша Рыбинского района ФИО1; отменить пункт 2 решения от 21.03.2018 № 34-97Р; обязать Иршинский Совет депутатов Рыбинского района исключить пункт 2 решения от 21.03.2018 № 34-97Р и опубликовать в периодическом печатном издании «Новости поселка» об отмене вышеназванного решения в части признания неудовлетворительной деятельности главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края в 2017 году.

Административный истец глава п. Ирша Рыбинского района Красноярского края ФИО1 в судебном заседании поддержал административные исковые требования по доводам изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала, и пояснила, что она является председателем Иршинского поселкового Совета депутатов. Главным критерием, по которому работа главы оценена неудовлетворительно, является плохое состояние автомобильных дорог в поселке. В Совет депутатов обращались жители по работе главы по дорогам, так как была потрачена определенная сумма денег на содержание автомобильных дорог, но состояние автомобильных дорог не только не улучшилось, но и ухудшилось. По критерию удовлетворенности населения по транспортному обслуживанию тоже есть нарекания, потому что сократились автобусы, и глава ничего не предпринимал по данному поводу, хотя люди обращались. Отчёт главой не был предоставлен депутатам, а зачитывался сразу на сессии, то есть депутаты даже не были ознакомлены с ним.

В судебном заседании свидетель ФИО3 показал, что зимой из за того, что дороги не были очищены от снега на ул.Зеленая машина скорой медицинской помощи не могла проехать к дому больной. Водитель мусоровоза жаловался, что не возможно подъехать к мусорным бакам, так как дороги не чищены. Ему жаловались жители поселка, что дороги были отсыпаны глиной.

В судебном заседании свидетель ФИО4 показала, что у нее как жительницы ул.Пионерской в п.Ирша нет претензий к главе по поводу содержания дороги, вывозки мусора по ее улице. Глава помог на ее улице сделать освещение и нормализовать водоснабжение.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 21.03.2018 г. №34-97 Р «Об утверждении отчета о результатах деятельности главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края за 2017 год» большинством голосов, согласно протоколу 34 сессии Иршинского поселкового Совета депутатов от 21.03.2018 г. деятельность главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края в 2017 г. признана неудовлетворительной.

Оценивая законность принятого решения, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1241-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (части 1 и 5 статьи 36).

Как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, глава муниципального образования принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа.

В соответствии с п.10 ч.10 и ч.11.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Аналогичные полномочия представительного органа содержатся в ст. 20 Устава п. Ирша Рыбинского района Красноярского края.

Пунктом 7 Раздела 4 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края о результатах деятельности, утвержденного Решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 13.02.2017 №21-61 Р установлено, что при оценке деятельности главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края депутатам необходимо руководствоваться: -приоритетностью направления деятельности главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края; -целесообразностью принятого решения, действия (бездействия) главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края.

В соответствии с Разделом 5 указанного Положения по результатам отчета главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края Иршинский поселковый Совет депутатов принимает решение. Решение Иршинского поселкового Совета депутатов об отчете главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края принимается тайным или открытым голосованием большинством голосов от установленной численности Иршинского поселкового Совета депутатов. Решение Иршинского поселкового Совета депутатов об отчете главы п. Ирша включает в себя: удовлетворительную или неудовлетворительную оценку деятельности главы поселка. В случае неудовлетворительной оценки деятельности главы поселка указываются причины по которым деятельность главы оценена Иршинским поселковым Советом депутатов неудовлетворительной; неудовлетворительная оценка деятельности Главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед Иршинским поселковым Советом депутатов, данная два раза подряд, является основанием для удаления Главы муниципального образования в отставку.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

По смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ особенностью ежегодного отчета, представляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.

Учитывая положения вышеназванного Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу. Глава муниципального образования представляет представительному органу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Таким образом, суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

В этой связи, суд не вправе также оценивать целесообразность принятого депутатами решения и соответственно давать оценку проделанной главой муниципального образования работе.

При этом, по смыслу приведенных норм действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения. Решения о неудовлетворительной оценке деятельности главы муниципального образования не должны носить произвольный характер, а процедура их принятия подлежит судебной проверке.

Вопреки утверждениям истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, суд находит, что указанное решение было принято в соответствии с установленным порядком.

В соответствии с ч.2 ст. 18 Устава п. Ирша Рыбинского района Красноярского края, принятого решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 05.02.1998 №4-18Р (с изменениями и дополнениями от 16.02.18 №33-92Р), Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет.

Согласно, ч. 4 ст.21 Устава заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует 50 и более процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст. 4.5 Регламента Иршинского поселкового Совета депутатов, утвержденного решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 23.06.2015 года № 61-185Р, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, Совет депутатов принимает путем голосования: -решения Совета депутатов (нормативные, ненормативные правовые акты); протокольные решения. Решения Совета депутатов принимаются простым большинством голосов от установленного числа его депутатов, если иное не предусмотрено действующим законодательством, Уставом поселка Ирша или настоящим Регламентом. Протокольные решения принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

Судом установлено, и следует из протокола 34 сессии Иршинского поселкового Совета депутатов от 21.03.2018 г., что на заседании Иршинского поселкового Совета депутатов 21.03.2018 г. присутствовали 8 депутатов из 10 избранных в поселковый Совет депутатов. В повестке дня данного заседания значился отчет главы п. Ирша о проделанной работе за 2017 год. По данному вопросу, в ходе заседания 21.03.2018 г. депутатами Иршинского поселкового Совета депутатов был заслушан глава п. Ирша ФИО1 После заслушивания отчета главы, депутатами были заданы вопросы. После чего поступило предложение оценить работу главы поселка неудовлетворительной. По данному вопросу проведено голосование: за неудовлетворительную оценку проголосовало 6 депутатов, против 2, при этом, заседание депутатов являлось правомочным в соответствии с ч.4 ст.21 Устава п. Ирша Рыбинского района Красноярского края, кворум имелся (8 депутатов из 10).

Решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 21.03.2018 г. №34-97 Р «Об утверждении отчета о результатах деятельности главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края за 2017 год» большинством голосов, деятельность главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края в 2017 г. признана неудовлетворительной.

Таким образом, поскольку при рассмотрении административного дела судом не было установлено процессуальных нарушений порядка принятии решения об оценке деятельности главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом п. Ирша Рыбинского района Красноярского края и другими муниципальными правовыми актами, гарантии и процедура были соблюдены, оспариваемый акт принят уполномоченным органом, учитывая, что суд не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию представительных органов местного самоуправления по оценке эффективности деятельности главы муниципального образования, суд находит обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

На заседании сессии депутатами задавались главе п.Ирша вопросы касающиеся приоритетных направлений деятельности главы п. Ирша и целесообразности принятых решений, действий (бездействия) главы п. Ирша, а именно вопросы освоения средств выделенных на ремонт здания ДК, расселения жителей аварийного дома, работы программ по развитию малого бизнеса, установки дорожных знаков, переноса детской площадки, некачественной отсыпки дороги, не очистки дорог в зимний период, отключения уличного освещения, образования стихийных свалок, из которых видно причины по которым депутаты приняли оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах, не указание в решении причин, по которым деятельность главы оценена неудовлетворительно и не указание критериев по которым проходила оценка деятельности главы не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления главе п. Ирша Рыбинского района Красноярского края ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, которое было изготовлено 05 декабря 2018 года.

Судья: подпись

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья Солохин С.А.