ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-499/19 от 18.01.2019 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-499/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2019 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием административного истца ФИО1

представителя административного соответчика МРИ ФНС РФ №4 по РТ ФИО2

представителя административного соответчика Управления ФНС по РТ ФИО4

при секретаре Перваковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан, Управлению ФНС по Республике Татарстан о признании расчетов земельного налога, налогового уведомления, решения незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО3 (далее по тексту - административный истец, налогоплательщик) обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что в августе 2018 года ею было получено налоговое уведомление от 19 августа 2018 года о расчете земельного налога за 2017 год с налоговой ставкой в размере 1,3% с суммой исчисленного налога в размере 44334 рубля на принадлежащий ей земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Вместе с тем, категория земли и вид разрешенного использования не менялись. Более того, не менялась и налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых гаражами. По мнению административного истца, произведенный налоговым органом расчет земельного налог является ошибочным и подлежит изменению. Более того в полученном административным истцом налоговом уведомлении имеется графа перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению за 2015 год на вышеуказанный объект с налоговой ставкой в размере 1,3% и суммой исчисленного налога в размере 44334 рубля за вычетом суммы раннее исчисленного налога в размере 13641 рубль, сумма к доплате составила 30693 рубля. Налоговое уведомление за 2015 года административный истец получила в сентября 2016 года и ею была оплачена сумма исчисленного налога в размере 13641 рубль с налоговой ставкой в размере 0,4% согласно земельному налогу. По мнению административного истца произведенный перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению за 2015 год является незаконным, поскольку за 2015 год налог административным истцом был своевременно и в полном объеме оплачен по полученному налоговому уведомлению. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2015 года административным истцом была исполнена в полном объеме. Также административный истец указывает, что физические лица самостоятельно не могут осуществлять расчет земельного налога в силу положений закона, данную функцию выполняет налоговый орган, направляя соответствующее уведомление, в котором и указана сумма к выплате. Уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, следовательно перерасчет земельного налога за 2015 год является незаконным. Также в сентябре 2018 года административный истец получила налоговое уведомление от 13 сентября 2018 года, где перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению за 2016 год со ставкой 1,3% составил 443334 рубля за вычетом уплаченной административным истцом суммой в размере 13641 рубль, общая сумма к оплате составила 30693 рубля. Вместе с тем, 21 октября 2017 года административным истцом уже оплачивался земельный налог по ставке 0,4% в размере 13641 рубль, то есть обязанность по оплате земельного налога за 2016 год административным истцом также была исполнена своевременно и в полном объеме. названный перерасчет административный истец считает незаконным и необоснованным. С указанным вопросом административный истец обращалась в УФНС по РТ, где вышеназванные налоговые уведомления признали корректными и подлежащим уплате.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным расчет земельного налога в налоговом уведомлении от 19 августа 2018 года за 2017 год; привести расчет в соответствии с земельным налогом в г. Казани в отношении вышеуказанного земельного участка с налоговой ставкой в размере 0,4%; признать незаконным перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению за 2015 год и отменить сумму к доплате в размере 30693 рубля; признать незаконным налоговое уведомление от 13 сентября 2018 года за 2016 года и отменить сумму к доплате в размере 30693 рубля; признать решения УФНС по РТ незаконными и подлежащими отмене.

На судебном заседании административный истец требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС РФ №4 по РТ на судебном заседании требования не признал согласно письменных возражений на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика УФНС по РТ явился, требования не признал, согласно письменного отзыва на административное

Исследовав письменные материалы дела, выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать по следующим основаниям.

В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 15 НК РФ, к местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог.

Согласно части 2 статьи 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как указано в части 2.1 статьи 52 НК РФ, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Установленное в части 2.1 статьи 52 НК РФ положение о запрете перерасчета налога, в случае увеличения налоговой нагрузки было введено в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и вступило в законную силу 1 января 2019 года.

До 1 января 2019 года действовало положение о праве налогового органа беспрепятственно осуществлять перерасчет земельного налога за три предшествующих налоговых периодов.

Согласно части 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу частей 1 и 4 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу пункта 2 части 1 и части 2 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности одноэтажное нежилое здание (механическая мастерская ПСХ, гараж), общей площадью <номер изъят> кв.м., инв. <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 30 мая 2013 года (л.д. 19), и земельный участок категории земель – «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием – «под зданием (механическая мастерская ПСХ и гараж) с общей площадью 1556 кв.м. с кадастровым номером – <номер изъят> расположенный по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 апреля 2010 года (л.д. 18).

Административным истцом было получено налоговое уведомление от 19 августа 2018 года, согласно которого истцу был произведен перерасчет земельного налога за 2015 год в размере 44334 рубля, при этом сумма, подлежащая к уплате, составила 30693 рубля с учетом ранее произведенного расчета налога в размере 13641 рубль (л.д. 21).

Также административным истцом было получено налоговое уведомление от 13 сентября 2018 года с перерасчетом земельного налога за 2016 год в размере 44334 рубля, при этом сумма, подлежащая к уплате, составила 30693 рубля с учетом ранее произведенного расчета налога в размере 13641 рубль (л.д. 22).

С указанными доначислениями земельного налога административный истец не согласилась, в связи с чем обратилась с соответствующей жалобой в адрес УФНС по РТ.

8 октября 2018 года и 18 октября 2018 года УФНС по РТ рассмотрело по существу жалобы административного истца относительно доначисления земельного налога за 2015 и 2016 гг. и действия должностных лиц налогового органа, признав их законными и обоснованными (л.д. 23-24; 25-27). Так, административному истцу было разъяснено, что в результате анализа расчетов по земельному налогу за земельный участок, принадлежащего истцу, установлено, что у указанного объекта налогообложения имеется более одного вида разрешенного использования, в то время как налоговая ставка применялась в размере 0,4% от кадастровой стоимости объекта, вместо положенной к уплате максимальной ставки в размере 1,3%, установленного в случае наличия более одного вида разрешенного использования, на основании пункта 2 подпункта 2.1 Решения Казанской Городской Думы «О земельном налоге» от 11 ноября 2013 года №5-26.

Проанализировав материалы дела, действующее законодательство на период выставления оспариваемых требований, суд приходит к выводу, что по смыслу перечисленных выше положений НК РФ налоговым органом может быть проведен перерасчет налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, как в большую, так и в меньшую сторону, даже если налогоплательщик уплатил ранее исчисленную налоговым органом сумму налога.

В случае если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате (например, если ранее сумма налога исчислялась ошибочно с применением более низкой налоговой ставки), данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

До 1 января 2019 года действия налоговых органов по доначислению сумм земельного налога являются законными и обоснованными.

Таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан, Управлению ФНС по Республике Татарстан о признании расчетов земельного налога, налогового уведомления, решения незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 23 января 2019 года

Судья Д.А. Бусыгин