РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Губкин, Белгородской области 24 октября 2016 года
Губкинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Сотниковой В.Н.,
при секретаре Давыденко О.А.,
с участием: представителей административного истца по доверенности от 23. 04. 2016 года Яровицыной А.Л., в соответствии с ч. 5 ст. 57 КАС РФ Киблер Е.Н.,
представителя административного ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Белгородской области – Алтуховой Ю.Г.,
заинтересованного лица Киблер И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуГладких к Федеральному государственному бюджетному учреждению « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Белгородской области, кадастровому инженеру Бредихину о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Белгородской области об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка,
установил:
Гладких С.А., на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником общей долевой собственности земельного участка
09 августа 2016 года представитель административного истца его представитель Яровицына А.Л., действующий на основании доверенности, обратилась с заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Белгородской области о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка, принадлежащего Гладких С.А.
Решением филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка, со ссылкой на то, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Белгородская область Губкинский район в границах АОЗТ « Мелавское». Отказ обоснован тем, что размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным ( минимальным и максимальным) размерам земельных участков. Также разъяснено, что с заявлениями, поданными в Филиал с 08. 08. 2016 года должны представляться межевые планы в 6 –ой версии ХМL – схемы.
Административный истец Гладких С.А. инициировал заявление о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Белгородской области об отказе в государственном кадастре учета земельного участка, расположенного Белгородская область Губкинский район в границах АОЗТ « Мелавское», так как это затрагивает его права собственника на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
В судебном заседании представители административного истца - Яровицына А.Л. и Киблер Е.Н. заявленные требования поддержали требования административного искового заявления в полном объеме,
Административный ответчик, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Белгородской области Алтухова Ю.Г. административный иск не признала.
Заинтересованное лицо Киблер И.Н., полагал требования Гладких С.А. подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы лиц, участвующих в административном деле и явившихся в судебное заседание, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам в совокупности и во взаимной связи, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов России.
Нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Последствием раздела земельного участка в целях его последующего оформления и включения в гражданский оборот, является постановка образованных в результате раздела земельных участков на кадастровый учет, в соответствии с требованиями Закона о кадастре, касающимися, в том числе, предельных размеров (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 5, ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 1 ст. 1).
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5 ФЗ-221).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16).
Судом установлено, что заявитель является правообладателем, на основании свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, из земель единого землепользователя АОЗТ « Мелавское»,, с местоположением участка: Белгородская область Губкинский район в границах АОЗТ « Мелавское» Земельный участок находится в общей долевой собственности, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, и выделен в счет земельных долей на основании свидетельств на право собственности на землю и свидетельств о праве на наследство по закону.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24. 07. 2007 года № 221 – ФЗ « О государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган, в установленном Законом о кадастре, порядка документов.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Гладких С.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок
09 августа 2016 года представитель административного истца Яровицына А.Л., действующая на основании доверенности, обратилась с заявлением в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка, принадлежащего Гладких С.А., в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером, расположенного: Белгородская область Губкинский район в границах АОЗТ « Мелавское».
С заявлением были представлены: свидетельство о государственной регистрации права, копия фрагмента газеты « Муниципальный Вестник», проект межевания земельных участков, межевой план.
Согласно решению филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области отказал в осуществлении кадастрового учета, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с тем, что имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка. Отказ обоснован тем, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24. 07. 2002 года №101 ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ч. 1 ст. 9 Закону Белгородской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области".
Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области, не может быть менее площади земельного участка, соответствующего доле в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определенной на момент бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан на соответствующей территории, указанной в свидетельстве в праве на земельную долю, а при его отсутствии в выписке из решения органа местного самоуправления о приватизации земель сельскохозяйственного назначения, принятого до вступления в силу Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», удостоверяющей право на земельную долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, площадь образуемого участка меньше доли в праве, безвозмездно передаваемой в собственность граждан на территории бывшего хозяйства АОЗТ « Мелавское»
Согласно ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов России.
Нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Последствием раздела земельного участка в целях его последующего оформления и включения в гражданский оборот, является постановка образованных в результате раздела земельных участков на кадастровый учет, в соответствии с требованиями указанного выше Закона о кадастре, касающимися, в том числе, предельных размеров (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Указанные положения согласуются с положениями п. п. 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закон о кадастре), согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ.
Как следует из п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей до 01. 03. 2015 года) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при осуществлении государственной регистрации прав, регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии со ст. 27 ч. 2 п. 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости»
орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
При выделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Указанные разъяснения соответствуют положениям пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Из изложенных норм права следует, что выдел доли земельного участка в натуре возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.
Из материалов дела следует, что размер земельного участка, на который заявитель просит зарегистрировать право общей долевой собственности, составляет меньше доли, передаваемой безвозмездно для хозяйства АОЗТ « Мелавское»
Также в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета дополнительно были указаны рекомендации к представленному межевому плану, так как согласно письма ФГБУ « ФКП Россреестра», актуальной версией XML – схемы, используемой для формирования XML документа межевого плана является 6 – я версия, введенная приказом Росреестра, что было доведено до сведения кадастровых инженеров, что, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре могло являться основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в случае, если бы организуемый земельный участок соответствовал установленным требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
То обстоятельство, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для государственной регистрации права общей долевой собственности на этот участок, поскольку регистрирующий орган в силу закона обязан проверять законность сделок и соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
С доводами представителя административного истца Киблер о том, что требования статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ч. 1 ст. 9 Закона Белгородской области, определяющих минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на заявителя не распространяются, суд согласиться не может.
Из содержания статей 21, 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что заявителю в числе прочих документов следует представить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Представителем административного лица, обратившимся в регистрирующий орган с целью государственной регистрации права общей долевой собственности не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он относится к лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем законные основания для государственной регистрации за ним права общей долевой собственности путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Белгородская область Губкинский район в границах АОЗТ « Мелавское», отсутствуют.
То, что в судебном заседании представлен договор аренды земельного участка о заключенный между Гладких С.А. в лице его представителя Яровицыной А.Л. и ИП Самсоновым А.Б. на передачу земельной доли, принадлежащей Административному истцу, не свидетельствует о признании отказа недействительным, так как при передаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, указанный документ предоставлен не был.
Суд также считает, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета продублировано решением об отказе осуществления кадастрового учета, так как являются аналогичными по тексту, с принятием в резолютивной части текста и по смыслу, решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Требования административного истца к административному ответчику, кадастровому инженеру Бредихину Н.Ю., не подлежит удовлетворению, ввиду того, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в соответствии с действующим законодательством - Приказ ФГБУ "ФКП Росреестра" "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации" п. 6.1.2. представлять интересы Учреждения в судебных органах, в том числе выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя или заинтересованного лица имеет право Филиал, и, не предусмотрена личная ответственность работников филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» за решения, принятые ими в рамках исполнения своих обязанностей.
Таким образом, вывод о незаконности решения Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Белгородской области об отказе Гладких С.А. в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, не соответствует установленным судом обстоятельствам и требованиям закона.
При этом, отказ административного ответчика, не препятствует повторному обращению административного истца, при устранении допущенных нарушений, в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Белгородской области, для осуществлении кадастрового учета земельного участка,
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований по административному иску Гладких к Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Белгородской области, кадастровому инженеру Бредихину о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Белгородской области об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение одного месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский районный суд Белгородской области.
Судья В.Н. Сотникова