ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-499/2021 от 15.04.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,

при секретаре Березовском А.И.,

с участием административного истца - ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности по внесению объекта недвижимости в единый реестр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО3 обратились в суд с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности по внесению объекта недвижимости в единый реестр недвижимости.

В обоснование административных исковых требований указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО3 обладают правом владения на объект недвижимости – баню, общей площадью 16,9 кв.м., 1986 года строительства, находящуюся в кадастровом квартале , расположенную по адресу: <адрес> Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется. 06 ноября 2020 года представителем административных истцов ФИО4 посредством обращения в Филиал ГАУ «МФЦ № 3» г. Твери было подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости как ранее учтенного. К заявлению от 06 ноября 2020 года было приложено свидетельство о праве на наследство по завещанию от 07 декабря 1990 года № 689532, доверенность. 11 ноября 2020 года Ржевским межмуниципальным отделом Управления Росреестра до Тверской области было принято решение об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с указанием следующих оснований: площадь бани в правоустанавливающем документе отсутствует. Административные истцы считают данное решение незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административных истцов в части невозможности регистрации возникшего в 1990 году права собственности на недвижимое имущество, а также невозможности постановки на кадастровый учет бани и включение в ЕГРН сведений об объекте как о ранее учтенном объекте недвижимости. В соответствии с п. «г» Письма Росреестра от 02 октября 2009 года № 14-7828-ВК «Об ошибках, допущенных при ведении государственного кадастра недвижимости» одной из основных причин, по которым принятые решения о приостановлении или отказе признаны Росреестром необоснованными, являются решения, не содержащие определенных рекомендаций по устранению причин принятия соответствующего решения и рекомендаций по доработке представленных документов. Кроме того, ранее такое же основание указывалось в решении от 03 сентября 2020 года КУВД - 001/2020-12772082/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения. Данное уведомление обжаловалось в судебном порядке, и требования истца о признании действий Росреестра незаконными были удовлетворены судом в полном объеме. Полагают, что кадастровый номер объекта недвижимости, входящего в состав наследства, должен быть указан в свидетельстве о праве на наследство при его наличии, - если на момент выдачи такого свидетельства о праве на наследство сведения о соответствующем объекте недвижимости внесены в ЕГРН. Указывают, что право собственности на недвижимое имущество, по которому ранее у наследодателя возникло право собственности в порядке наследования возникает со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации такого права в ЕГРН, в порядке универсального правопреемства (наследования) к наследнику может перейти право наследодателя на недвижимое имущество, в том числе зарегистрированное в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом ст. 69 Закона о недвижимости предусмотрен порядок включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, которыми в том числе являются объекты недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен. Полагают, что

- в случае, если объект недвижимости, включенный в состав наследства, является в соответствии со ст. 69 Закона о недвижимости ранее учтенным, право на него возникло в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отношении него ранее открыто и оформлено наследство, но сведения о таком объекте недвижимости, в том числе о зарегистрированных правах на него, отсутствуют в ЕГРН, сведения о нем могут быть внесены в ЕГРН;

- при поступлении в орган регистрации прав межведомственного запроса о предоставлении сведений, направленного нотариусом в соответствии со ст. 47.1 Основ, на основании указанных в ч. 5 ст. 69 Закона о недвижимости документов, поступивших в связи с запросами органа регистрации прав от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления либо органов (организаций) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации;

- при поступлении в орган регистрации прав заявления заинтересованного лица - наследника, которому выдано свидетельство о праве на наследство, в котором отсутствует кадастровый номер включенного в состав наследства объекта недвижимости - о включении в ЕГРН сведений о ранее ученном объекте недвижимости и предусмотренного ч. 5 ст. 69 Закона о недвижимости документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право наследодателя на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

- в случае, если в свидетельстве о праве на наследство, представленном с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный в нем объект недвижимости, право на который возникло в установленном законом РФ порядке, отсутствует кадастровый номер этого объекта недвижимости, при этом включение в ЕГРН сведений о нем как о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 69 Закона о недвижимости, не представляется возможным (например, в связи с тем, что указанные в ч. 5 ст. 69 Закона о недвижимости документы безвозвратно утрачены), учитывая положения ч. 3 ст. 14 Закона о недвижимости, государственный кадастровый учет этого объекта недвижимости должен быть осуществлен одновременно с государственной регистрацией прав на основании соответствующего заявления и указанных в ч. 1 ст. 14 Закона документов. Согласно указанной нормы основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются свидетельства о праве на наследство. Просят признать незаконными уведомление Ржевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, КУВД-001/2020-22795452/1 от 11 ноября 2020 года об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, возложить на административного ответчика обязанность внести объект недвижимости – баню, общей площадью 16,9 кв.м., 1986 года строительства, находящуюся в кадастровом квартале , расположенную по адресу: <адрес>, в реестр недвижимости как ранее учтенный объект капитального строительства.

Определением судьи от 26 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.

В судебном заседании до объявления перерыва административный истец ФИО1 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, суду пояснила, что 06 ноября 2020 года к заявлению о государственном кадастровом учете в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости была приложена копия свидетельства о праве на наследство. Согласно телефонограмме после перерыва просила рассмотреть дело в ее отсутствие по имеющимся в деле доказательствам, ходатайство о вызове в судебное заседание в качестве специалиста кадастрового инженера не поддержала.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, согласно телефонограмме после перерыва просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – ФИО2 требования административного искового заявления не признала, просила в их удовлетворении отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.

Судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ч. 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц.

Ст. 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами..

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение; основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе свидетельства о праве на наследство; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц ( ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).

П. 2 ч. 8 ст. 69 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

В соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Как установлено в судебном заседании, 06 ноября 2020 года представителем ФИО3, ФИО1 - ФИО4 было подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – здания, расположенного по адресу: <адрес>, как ранее учтенного.

К заявлению от 06 ноября 2020 года было приложено свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность. Других документов приложено не было. Данное обстоятельство не отрицалось стороной административных истцов при рассмотрении дела.

Уведомлением Ржевского межмуниципального отдела Управления Росреестра до Тверской области от 11 ноября 2020 года было принято решение об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с указанием следующих оснований: площадь бани в правоустанавливающем документе отсутствует.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административными истцами доказательств, свидетельствующих о наличии у спорного объекта недвижимости статуса ранее учтенного объекта недвижимости, представлено не было. Таких документов не было представлено и при рассмотрении дела. При этом суд учитывает, что площадь объекта недвижимости – бани в свидетельстве о праве на наследство не указана, иных документов, из которых возможно установить площадь бани, представлено не было. Отсутствие сведений о площади не позволяет определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи либо в качестве ранее учтенного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл. 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав.

Обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства, не установлены.

Административные истцы имеют возможность повторного обращения к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – здания, расположенного по адресу: <адрес>, как ранее учтенного с приложением иных документов, позволяющих определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, в качестве ранее учтенного объекта недвижимости.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, имелись объективные основания для принятия такого решения, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона, а факт нарушения прав, свобод и законных интересов административным истцом не доказан, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Требования административного искового заявления ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности по внесению объекта недвижимости в единый реестр недвижимости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

1версия для печатиДело № 2а-499/2021 ~ М-25/2021 (Решение)