ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-49/18 от 10.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-49/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Симферополь 10 декабря 2018 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Хожаиновой О.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

с участием представителя административного истца Пугачёва М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым о ликвидации Региональной общественной организации «Крымские татары – Опора Крыма»,

с участием заинтересованного лица на стороне административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации «Крымские татары – Опора Крыма».

В обоснование заявленных требований указано на то, что 17 ноября 2015 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Региональной общественной организации «Крымские татары – Опора Крыма» при создании на основании решения о государственной регистрации, принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю (распоряжение от 28 октября 2015 г. № 2670-р) с присвоением основного государственного регистрационного номера 1159102058052. Осуществляя функции в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым установлено, что Региональной общественной организацией «Крымские татары – Опора Крыма» (далее Организация) допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер. В частности, в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации Организацией не представлены соответствующие отчёты за 2015 и 2016 года, в связи с чем судебными актами данная Организация была привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также, в связи с непредставлением отчётности за 2017 год в адрес Организации было направлено письменное предупреждение (№ 93-2883/18 от 23 апреля 2018 г.) об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации. Данное предупреждение Организацией не исполнено, в судебном порядке не обжаловано. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым Пугачёв М.В. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что нарушения законодательства, послужившие основанием для обращения в суд с административным иском, Организацией на день рассмотрения дела в суде не устранены.

Региональная общественная организация «Крымские татары – Опора Крыма», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, письменные возражения по существу административного иска не представили.

На официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым размещено извещение о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании, состоявшимся 16 ноября 2018 г. при явке представителя административного ответчика, Бекаев М-А.К. требования административного искового заявления признал. Пояснил, что общественная организация была создана, но активной работы не вела, не было возможности работать, отчёты не подавались, просил ликвидировать Региональную общественную организацию «Крымские татары – Опора Крыма».

Суд с учётом положений пункта 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Пугачёва М.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный Закон № 82-ФЗ).

Общественные объединения могут создаваться в организационно-правовой форме - общественная организация (статья 7 Федерального Закона № 82-ФЗ).

В силу статьи 8 Федерального Закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Обязанности общественного объединения закреплены в статье 29 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой).

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьёй, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 44 настоящего Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций установлен соответствующим Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее Положение № 705).

Согласно пункту 3 Положения № 705 государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

Пунктом 6 Положения № 705 предусмотрено, что предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.

Органы государственного надзора при осуществлении государственного надзора взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 8 Положения № 705).

Согласно пункту 12 Положения № 705 по результатам проверки должностные лица органа государственного надзора принимают меры, предусмотренные федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О противодействии экстремистской деятельности», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю от 28 октября 2015 г. № 2670-р «О государственной регистрации общественного объединения при его создании» осуществлена государственная регистрация Региональной общественной организации «Крымские татары – опора Крыма».

Указанная региональная общественная организация включена в Единый государственный реестр юридических лиц 17 ноября 2015 г. (ОГРН – 1159102128052).

Материалами дела подтверждено, что Региональная общественная организация «Крымские татары – опора Крыма» не направила в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, отчёт о своей деятельности за 2015 год, в связи с чем, постановлением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 3 августа 2016г. по делу № 5-1462/2016 была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также, в связи с непредставлением административному истцу отчёта о своей деятельности за 2016 г. Региональная общественная организация «Крымские татары – опора Крыма» постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района (Симферопольский муниципальный район) Республики Крым от 20 июня 2017 г. по делу № 05-0115/76/17/80/2017 была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

23 апреля 2018 г. за № 93-2888/18 административным истцом в адрес Региональной общественной организации «Крымские татары – опора Крыма» было вынесено предупреждение с указанием на нарушения требований статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в виде не направления в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, информации о продолжении своей деятельности за 2017 г., с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также информации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На административного ответчика была возложена обязанность устранить нарушения действующего законодательства, указанные в предупреждении, и предоставить документы, подтверждающие устранение указанных нарушений, до 28 мая 2018 г.

Данное предупреждение было направлено заказной почтовой корреспонденцией по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно: <адрес> Однако, конверт вернулся отправителю с отметкой почтовой службы об истечении срока хранения.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из требований приведённого законоположения, предупреждение, направленное Региональной общественной организации «Крымские татары – опора Крыма» по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считается доставленным адресату.

Предупреждение от 23 апреля 2018 г. № 93-2883/18 в судебном порядке не обжаловано, указанные в предупреждении нарушения в установленный срок не устранены.

Сведения об устранении нарушений не поступили от административного ответчика и на момент рассмотрения дела судом.

При этом, суд учитывает пояснения представителя административного ответчика Бекаева М-А.К., данные им в судебном заседании 16 ноября 2018г., о согласии с требованиями административного искового заявления в полном объёме.

Таким образом, неоднократное непредставление Региональной общественной организацией «Крымские татары – опора Крыма» в установленный срок отчётов о своей деятельности за 2015, 2016 и 2017 года, не устранение допущенных нарушений федерального законодательства на обоснованное предупреждение уполномоченного органа, в силу абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ является основанием для её ликвидации.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации региональной общественной организации предъявлено в суд уполномоченным органом.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию «Крымские татары – Опора Крыма» (ОГРН – 1159102128052, ИНН/КПП – 91090163301/910901001).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 14 декабря 2018 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова