ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-49/19 от 02.10.2019 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а – 49/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2019 года город Торжок

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Логиновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е.С.,

помощнике судьи Ивановой Л.Ю.,

с участием представителя административного истца – Торжокского межрайонного прокурора – помощника Торжокского межрайонного прокурора Новиковой С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Тверецкое сельское поселение к администрации муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области о возложении обязанности привести муниципальный правовой акт в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации,

установил:

Торжокский межрайонный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением и уточненным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области о возложении обязанности привести муниципальный правовой акт в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В обоснование административного искового заявления указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что отдельные положения принятого администраций муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области Постановление № 9а от 27 июня 2014 года «О Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ» (далее по тексту Порядок), регламентирующего вопросы принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации. В нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 39 Порядка не установлены сроки проведения экспертизы проекта муниципальной программы; в Порядке отсутствуют положения о том, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу; пунктом 62 Порядка не установлены сроки утверждения внесения изменений в ранее утвержденные муниципальные программы; Порядком не предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Указанное нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе, жителей муниципального образования Тверецкое сельское поселения Торжокского района, а также лиц, временно пребывающих на указанной территории.

На основании изложенного, просит возложить на администрацию муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района обязанность в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление администрации Тверецкое сельского поселения от 27 июня 2014 года № 9а «О Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ» (далее НПА), а именно:

- установить в НПА положения о приведении муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу (абз. 4 ч. 2 ст. 179 БК РФ);

- установить в НПА сроки утверждения внесения изменений в ранее утвержденные муниципальные программы (абз. 3 ч. 2 ст. 179 БК РФ);

- установить в НПА положение, что представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (абз. 3 ч. 2 ст. 179 БК РФ).

В судебном заседании представитель административного истца – Торжокского межрайонного прокурора – помощник Торжокского межрайонного прокурора Новикова С.Э., административный иск поддержала в полном объёме по указанным в нём основаниям.

Административный ответчик – администрация муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя, решение по существу оставил на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо – администрация Торжокского района Тверской области, будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав в нем, что решение по заявленным требованиям оставляют на усмотрение суда.

Участвующие в деле лица извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Торжокского межрайонного суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

О наличии в производстве Торжокского межрайонного суда Тверской области настоящего дела участвующие в нем лица извещались судом надлежащим образом, таким образом, судом в полном объеме была обеспечена возможность реализации прав указанных лиц, предусмотренных статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной не признавалась, с последующим направлением копий решения суда в порядке статьи 182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав представителя административного истца Новикову С.Э., исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 15 устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Целью муниципального нормотворчества является принятие муниципальных актов, эффективно регулирующих правовые отношения в сфере местного самоуправления, отвечающих потребностям развития муниципальных образований, учитывающих общественные интересы, не противоречащих действующему законодательству, принятых в рамках компетенции органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, направленных на достижение определенных результатов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Как установлено статьей 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Полномочия по изданию муниципальных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии со статьей 10 Устава муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области (далее по тексту – Устав) также закреплены за органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии со статьями 24, 31 Устава Администрация Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области является исполнительно-распорядительным органом и входит в состав органов местного самоуправления.

Реализуя полномочия органа местного самоуправления, являясь субъектом правотворческой инициативы, Администрацией муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области 27 июня 2014 года было вынесено постановление № 9а «О порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ».

Разрешая административные исковые требования и оценивая оспариваемое постановление на предмет его соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, судом установлено следующее.

Согласно абзаца 3 части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с абзацем 4 части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Как следует из пункта 34 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а, в срок до 01 октября года, предшествующего году начала срока реализации муниципальной программы, главный администратор (администратор) муниципальной программы представляет проект муниципальной программы, заполненную форму ОБАС с дополнительными материалами на экспертизу в финансовый отдел администрации Торжокского района, уполномоченный по решению вопросов финансов и бюджета, отдел экономики и прогнозирования администрации Торжокского района, уполномоченный по решению вопросов экономики.

Согласно пункта 35 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а, финансовый отдел администрации Торжокского района, уполномоченный по решению вопросов финансов и бюджета, проводит экспертизу проекта муниципальной программы, заполненной формы ОБАС с дополнительными материалами.

В соответствии с пунктом 39 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а, в срок до 10 ноября года, предшествующего году начала срока реализации муниципальной программы, главный администратор (администратор) муниципальной программы обеспечивает рассмотрение и принятие местной администрацией проекта постановления об утверждении муниципальной программы.

В пункте 62 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а, указано, что главный администратор (администратор) муниципальной программы в установленном порядке обеспечивает рассмотрение и принятие местной администрацией проекта постановления о внесении изменений в муниципальную программу.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Торжокской межрайонной прокуратурой при проведении проверки соблюдения бюджетного законодательства в деятельности Администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области были выявлены нарушения, а именно: в Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а не установлены сроки проведения экспертизы проекта муниципальной программы; отсутствуют положения о том, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствии с решением о бюджете не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу; не установлены сроки утверждения внесения изменений в ранее утвержденные муниципальные программы, а также не предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, принятое Администрацией муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области Постановление № 9а от 27 июня 2014 года «О порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ» не содержит положений, предписанных Бюджетным кодексом Российской Федерации, что в свою очередь противоречит основным целям и задачам муниципального правового акта.

Административный ответчик – Администрация Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области возражений на административные исковые требования Торжокского межрайонного прокурора не представила.

Из анализа вышеприведенных норм и совокупности приведенных доказательств, следует, что обязанность по принятию муниципального правового акта, отвечающего требованиям, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке компетенции, установленной Уставом и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лежит на административном ответчике – Администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области.

Из материалов дела следует и в судебном заседании не оспорено, что Администрацией Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области действительно были допущены нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки бюджетного законодательства.

Исходя из изложенного, суд считает, что в результате действий административного ответчика, выразившихся в принятии муниципального правового акта, не соответствующего в части положений требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, снижена эффективность урегулирования правовых отношений в сфере местного самоуправления, отвечающего потребностям развития муниципального образования, учитывающего общественные интересы, что непосредственно привело к нарушению прав неопределенного круга лиц и муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области.

В силу положений Методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России, изменения в муниципальный акт рекомендуется оформлять приложением к муниципальному акту в случае, если изменения необходимо внести в большое количество муниципальных актов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административный иск Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, муниципального образования Тверецкое сельское поселение к Администрации муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области о возложении обязанности привести муниципальный правовой акт в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению.

Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор, сроки, необходимые для внесения изменений в муниципальный правовой акт, а также тот факт, что в настоящей редакции он нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области, суд считает необходимым обязать административного ответчика привести в соответствие с положениями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу и в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока сообщить об исполнении решения в Торжокский межрайонный суд Тверской области и административному истцу.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Тверецкое сельское поселение к администрации муниципального образования Тверецкое сельское поселение Торжокского района Тверской области о возложении обязанности привести муниципальный правовой акт в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, – удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с положениями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление администрации муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а «О порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ».

Дополнить Приложение к постановлению администрации Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области от 27 июня 2014 года № 9а, включив в Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области, следующие положения:

- о приведении муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу;

- о сроках утверждения внесения изменений в ранее утвержденные муниципальные программы и рассмотрении проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Возложить на администрацию муниципального образования Тверецкого сельского поселения Торжокского района Тверской области обязанность в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока сообщить об исполнении решения в Торжокский межрайонный суд Тверской области и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы, представления.

Решение в окончательной форме принято 04 октября 2019 года.

Председательствующий О.В. Логинова