Дело № 2а-49/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курильск |
Курильский районный суд Сахалинской области в лице председательствующего Оськиной А.В. с участием:
помощника прокурора Курильского района Сахалинской области Романовой А.С.,
при секретаре Слушной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Курильского района о признании незаконным бездействия судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области по исполнению решения Курильского районного суда от 11 ноября 2010 года и об обязании отдела судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области предпринять необходимые меры по исполнению решения Курильского районного суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курильского района Сахалинской области обратился в Курильский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия отдела судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (далее по тексту – ОСП по Курильскому району) по исполнению решения суда от 11 ноября 2010 года по гражданскому делу №, а также о возложении обязанности на ОСП по Курильскому району предпринять необходимые меры по исполнению указанного судебного решения.
В своём заявлении прокурор указал на выявленные в ОСП по Курильскому району нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. Так, решением Курильского районного суда по гражданскому делу № на муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» (далее по тексту – МУП «Жилкомсервис») была возложена обязанность в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать периметр Океанской ГеоТЭС ограждением, исключающим случайный проход людей (животных), въезд транспорта, затрудняющим проникновение нарушителя на территорию данного объекта; оборудовать помещение Океанской ГеоТЭС техническими средствами охранной и тревожной сигнализации; разработать порядок взаимодействия должностных лиц Океанской ГеоТЭС с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта; оборудовать территорию Океанской ГеоТЭС периметральными системами охраной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при её срабатывании, а также системой видеоконтроля или системой телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера; организовать допуск людей на территорию Океанской ГеоТЭС, автомобильного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей; организовать дистанционный контроль за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникацией технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на Океанской ГеоТЭС; обеспечить контроль за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации. Это судебное решение вступило в законную силу 01 октября 2010 года и было обращено к принудительному исполнению. При этом, 24 ноября 2010 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Курильскому району ФИО3 было возбуждено исполнительное производство №. Между тем, в нарушение требований ч.ч. 1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 229-ФЗ) должностные лица ОСП по Курильскому району не предпринимали мер к исполнению судебного решения.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству от административных ответчиков – должностных лиц ОСП по Курильскому району поступили письменные возражения на административное исковое заявление прокурора.
В судебное заседание явилась помощник прокурора Курильского района Сахалинской области Романова А.С.
Административный ответчик – ОСП по Курильскому району в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение об его времени и месте, не явился. Об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили и ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.
Учитывая указанные обстоятельства, мнение присутствующих лиц, суд, руководствуясь ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Помощник прокурора в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении требований в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы исполнительного производства и административного дела, исследовав в судебном заседании имеющиеся по делу доказательства, суд установил следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 39 и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть судебного разбирательства.
Решением Курильского районного суда Сахалинской области от 16 сентября 2010 года по гражданскому делу № на МУП «Жилкомсервис» возложена обязанность в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать периметр Океанской ГеоТЭС ограждением, исключающим случайный проход людей (животных), въезд транспорта, затрудняющим проникновение нарушителя на территорию данного объекта; оборудовать помещение Океанской ГеоТЭС техническими средствами охранной и тревожной сигнализации; разработать порядок взаимодействия должностных лиц Океанской ГеоТЭС с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта; оборудовать территорию Океанской ГеоТЭС периметральными системами охраной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при её срабатывании, а также системой видеоконтроля или системой телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера; организовать допуск людей на территорию Океанской ГеоТЭС, автомобильного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей; организовать дистанционный контроль за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникацией технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на Океанской ГеоТЭС; обеспечить контроль за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации. Это судебное решение вступило в законную силу 01 октября 2010 года и было обращено к принудительному исполнению. Соответственно, 24 ноября 2010 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Курильскому району ФИО3 было возбуждено исполнительное производство № (в настоящее время – №).
Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения по гражданскому делу № нарушает права и законные интересы находящихся на территории муниципального образования «Курильский городской округ» граждан на благоприятные условия проживания, поскольку ненадлежащая организация безопасности Океанской ГеоТЭС, как объекта повышенной опасности, может создать угрозу их жизни, здоровью, повреждения или уничтожения их имущества.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ в Российской Федерации принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов и её территориальные органы. Полномочия должностных лиц этих органов определяются настоящим Федеральным законом, федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В силу положений ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Полномочия старшего судебного пристава и судебного пристава исполнителя, в том числе их обязанности, регулируются ст. 10 и 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах». При этом в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В свою очередь, старший судебный пристав, возглавляющий структурное подразделение службы судебных приставов субъекта РФ, организует работу этого подразделения, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности, в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя.
В свою очередь ч. 2 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Более того, ст. 113 Федерального закона № 229-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, в связи с чем виновное лицо может быть подвергнуто как административной, так и уголовной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (по ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (по ст. 315 УК РФ).
В результате, суду не представлены убедительные и достоверные доказательства, свидетельствующие о принятии должностными лицами ОСП по Курильскому району каких-либо мер, направленных на своевременное и эффективное исполнение исполнительного документа в отношении МУП «Жилкомсервис».
В силу положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Курильского района Сахалинской области о признании незаконным бездействия судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области по исполнению решения Курильского районного суда от 11 ноября 2010 года и об обязании отдела судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области предпринять необходимые меры по исполнению решения Курильского районного суда - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие отдела судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области – по исполнению решения Курильского районного суда от 11 ноября 2010 года о возложении на муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» обязанности в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать периметр Океанской ГеоТЭС ограждением, исключающим случайный проход людей (животных), въезд транспорта, затрудняющим проникновение нарушителя на территорию данного объекта; оборудовать помещение Океанской ГеоТЭС техническими средствами охранной и тревожной сигнализации; разработать порядок взаимодействия должностных лиц Океанской ГеоТЭС с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта; оборудовать территорию Океанской ГеоТЭС периметральными системами охраной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при её срабатывании, а также системой видеоконтроля или системой телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера; организовать допуск людей на территорию Океанской ГеоТЭС, автомобильного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей; организовать дистанционный контроль за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникацией технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на Океанской ГеоТЭС; обеспечить контроль за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации.
Обязать отдел судебных приставов по Курильскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области предпринять необходимые меры по исполнению решения Курильского районного суда от 11 ноября 2010 года оборудовать периметр Океанской ГеоТЭС ограждением, исключающим случайный проход людей (животных), въезд транспорта, затрудняющим проникновение нарушителя на территорию данного объекта; оборудовать помещение Океанской ГеоТЭС техническими средствами охранной и тревожной сигнализации; разработать порядок взаимодействия должностных лиц Океанской ГеоТЭС с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта; оборудовать территорию Океанской ГеоТЭС периметральными системами охраной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при её срабатывании, а также системой видеоконтроля или системой телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера; организовать допуск людей на территорию Океанской ГеоТЭС, автомобильного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей; организовать дистанционный контроль за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникацией технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на Океанской ГеоТЭС; обеспечить контроль за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Курильского районного суда | А.В. Оськина |