ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-49/2018 от 26.03.2018 Осинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суховеркиной Т.В., при секретаре ФИО, с участием административных ответчиков Гаханова В.Я., представителя администрации Осинского муниципального района Бардамова Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-49/2018 по административному иску Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области к муниципальному потребительскому обществу «Осинский район», Гаханову В. Я., Трансбайкальскому потребительскому обществу «Землепользование и управление имуществом», обществу с ограниченной ответственностью «Звезда», администрации Осинского муниципального района о ликвидации юридического лица,

установил :

Межрайонная ИФНС №17 по Иркутской области обратилась с административным исковым заявлением к муниципальному потребительскому обществу (МПО) «Осинский район», Гаханову В. Я., Трансбайкальскому потребительскому обществу (ПО) «Землепользование и управление имуществом», обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Звезда», администрации Осинского муниципального района о ликвидации юридического лица. В обоснование заявленных исковых требований указано, что согласно статьи 1 Закона от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской федерации» потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, но территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительные документы юридического лица в двух экземплярах, документ об уплате государственной пошлины.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность, установленная законодательством Российской Федерации.

<дата обезличена> (входящий №.... в Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области представлен пакет документов для государственной регистрации МПО «Осинский район» при создании: заявление по форме №Р11001, протокол №.... учредительного собрания МПО «Осинский район» от <дата обезличена>, 2 устава юридического лица, гарантийное письмо, документ об оплате государственной пошлины. Согласно представленному заявлению по форме №Р 11001 заявителями (учредителями) по указанной регистрации являются: администрация муниципального образования «Осинский район», Трансбайкальское ПО «Землепользование и управление имуществом», ООО «Звезда», Гаханов В. Я.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона №129-ФЗ и в соответствии с разделом 5 листа «Н» заявления по форме №Р 11001 заявителем подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствую щи ми государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

На основании данного пакета документов, представленного для государственной регистрации, инспекцией <дата обезличена> принято решение о государственной регистрации МПО «Осинский район», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись и присвоен основной государственный номер №....

Уставом МПО «Осинский район» предусмотрено, что общество является юридическим лицом, а также, что оно создано и действует в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», с ГК РФ, другими законодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ, то есть с <дата обезличена>. При этом указанной главой ГК РФ не предусмотрено такой организационно-правовой формы юридического лица, как потребительское общество, так как п. 3 ст. 50 ГК РФ на момент создания МПО «Осинский район» предусматривал, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в определенных организационно-правовых формах.

Таким образом, решение о государственной регистрации создания МПО «Осинский район» принято на основании несоответствующего требованиям закона протокола №.... учредительного собрания МПО «Осинский район» от <дата обезличена> и устава юридического лица.

Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона №129-ФЗ, должны соответствовать установленной форме, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие установленной законом форме, не могли быть основанием для внесения записи в государственный реестр. Вместе с этим основания для признания незаконными действия регистрирующего органа по государственной регистрации отсутствуют в силу заявительного характера государственной регистрации, ограниченных возможностей регистрирующего органа по проверке представленных документов и принятию решения (п.4.1 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ).

Согласно п.2 ст.25 Федерального закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического липа в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

При создании МПО «Осинский район» грубо нарушены положения действующего законодательства, Федерального закона №129-ФЗ в части представления в инспекцию для государственной регистрации МПО «Осинский район» решения общего собрания учредителей MПО «Осинский район» и утверждения устава юридического лица, оформленного протоколом №.... учредительного собрания МПО «Осинский район» от <дата обезличена>, принятого с нарушением требований, установленных ч. 3 ст. 50 ГК РФ и ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Противоправные действия учредительного собрания МПО «Осинский район», выразившиеся в грубом нарушении общих положений о сущности юридического лица, установленных ГК РФ, Федеральным законом №129-ФЗ. затрагивают не только интересы государства, по также права и законные интересы третьих лиц, вступающих в финансово-хозяйственные отношения с МПО «Осинский район».

Более того, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ ведет государственные реестры и обеспечивает единство и сопоставимость содержащихся в нем сведений.

В соответствии со ст. 6 данного закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о конкретном юридическом лице могут быть предоставлены по запросу любого физического или юридического лица. Учитывая общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, содержание в реестре заведомо ложных сведений недопустимо.

В настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения от <дата обезличена> о регистрации создания МПО «Осинский район», что противоречит смыслу и задачам Федерального закона №129-ФЗ и полномочиям, возлагаемым законом на регистрирующий орган.

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от <дата обезличена> №ПК-20-04/251 создана Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области, на которую возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) и отдельные функции по учету налогоплательщиков на территории Иркутской области. Инспекция, как регистрирующий орган, в соответствии с положением об Инспекции, утвержденным распоряжением УФНС России по Иркутской области от <дата обезличена>№...., имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Истец Межрайонная ИФНС России №17 по Иркутской области просит ликвидировать МПО «Осинский район», возложить обязанности по ликвидации MПО «Осинский район» и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев, на учредителей – заявителей администрацию Осинского муниципального района, Трансбайкальское ПО «Землепользование и управление имуществом», ООО «Звезда», Гаханова В.Я.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области начальник инспекции Лалетина Н.В. была извещена о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административное дело без участия представителя истца, исковые требования поддержала полностью.

Представитель административного ответчика MПО «Осинский район» -председатель совета МПО «Осинский район» Баиров В.Д. был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное административное дело без его участия, заявленные административные исковые требования признал полностью.

Представитель административного ответчика Трансбайкальекого ПО «Землепользование и управление имуществом», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался, возражений по заявленным исковым требованиям суду не представил.

Административный ответчик ООО «Звезда» был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представитель глава Ильина Т.Т. просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признала полностью.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщи, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращался, возражений по заявленным исковым требованиям суду не представил.

Суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся представителей истца и ответчиков, третьего лица, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.

Представитель административного ответчика администрации Осинского муниципального района Бардамов Г.С., действующий на основании доверенности oт <дата обезличена>, в судебном заседании исковые требования признал полностью, суду пояснил, что регистрация юридического лица MПО «Осинский район» была произведена с нарушением требований закона, в связи с чем данное юридическое лицо должно быть ликвидировано.

Административный ответчик Гаханов В.Я. в судебном заседании исковые требования признал полностью, суду пояснил, что общество было создано, он был одним из учредителей, однако, с момента его создания общество никакой деятельности не осуществляло.

Учитывая позицию административного ответчика, заслушав объяснения явившихся административных ответчиков, признавших исковые требования полностью, учитывая признание иска неявившимися административными ответчиками, отсутствие возражений со стороны административного ответчика Трансбайкальского ПО «Землепользование и управление имуществом», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть I статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). В развитие названных конституционных положений Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяющий особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, установил, что юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве (пункт 1 статьи 11). В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческим и организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.25 Федерального закона №129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридическою лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Из представленного приказа Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от <дата обезличена>№.... усматривается, что создана Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области.

Положением о Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) и отдельные функции по учету налогоплательщиков на территории Иркутской области (л.д.78-82, 83-84).

Таким образом, Межрайонная ИФНС №17 Иркутской области является государственным органом, которому предоставлено право на предъявление требования о ликвидации юридического лица. Данная инспекция, являясь регистрирующим органом, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется установленный данным законом пакет документов. При этом достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с п.1 ст. 25 Федерального закона №129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность, установленная законодательством Российской Федерации.

МПО «Осинский район» в соответствии с требования законодательства для регистрации данного юридического лица <дата обезличена> представило в Межрайонную ИФНС России № 17 но Иркутской области пакет документов: заявление но форме №.... протокол №.... учредительного собрания МПО «Осинский район» от <дата обезличена>, 2 экземпляра устава юридического лица, гарантийное письмо, документ об оплате государственной пошлины, которые зарегистрированы за входящим номером 6324А.

Согласно представленному заявлению по форме №Р 11001 заявителями (учредителями) созданного юридического лица являются администрация муниципального образования «Осинский район», Трансбайкальское ПО «3емлепользование и Управление имуществом», ООО «Звезда», Гаханов В.Я.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона №129-ФЗ и в соответствии с разделом 5 листа «Н» заявления по форме №Р 11001 заявителем подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

На основании представленного для государственной регистрации пакета документов инспекцией <дата обезличена> было принято решение о государственной регистрации МПО «Осинский район», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный №.....

Уставом МПО «Осинский район» предусмотрено, что данное общество создано и действует в соответствии с Федеральным законом от 19 нюня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», с ГК РФ, другими законодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, из союзах) в Российской Федерации» определено, что потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с <дата обезличена>, юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ. При этом указанной главой ГК РФ не предусмотрено такой организационно-правовой формы юридического лица как потребительское общество, так как п. 3 ст. 50 ГК РФ на момент создания МПО «Осинский район» определял, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, которые определены данной статьей.

Решение о государственной регистрации создания МПО «Осинский район» принято на основании несоответствующего требованиям закона протокола №.... учредительного собрания MПО «Осинский район» от <дата обезличена> и устава юридического лица.

Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона №129-ФЗ, должны соответствовать установленной форме, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие установленной законом форме, не могли быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

В силу заявительного характера государственной регистрации, ограниченных возможностей регистрирующего органа по проверке представленных документов и принятию решения (п.4.1 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ) основания для признания незаконными действий регистрирующего органа по государственной регистрации отсутствуют.

В результате исследования представленных административным истцом доказательств установлено, что при создании МПО «Осинский район» были грубо нарушены положения действующего законодательства, Федерального закона №129-ФЗ в части представления в инспекцию для государственной регистрации юридического лица МПО «Осинский район» решения общего собрания учредителей MПО «Осинский район» и утверждения устава юридического лица, оформленного протоколом №.... учредительного собрания МПО «Осинский район» от <дата обезличена>, принятого с нарушением требований, установленных ч. 3 ст. 50 ГК РФ, ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Действия учредительного собрания МПО «Осинский район», выразившиеся в грубом нарушении общих положений о сущности юридического лица, установленных ГК РФ, Федеральным законом №129-ФЗ, затрагивают не только интересы государства, но также нрава и законные интересы третьих лиц, вступающих в финансово-хозяйственные отношения с созданным юридическим лицом.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 4, 6 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ведет государственные реестры и обеспечивает единство и сопоставимость содержащихся в нем сведений. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о конкретном юридическом лице могут быть предоставлены по запросу любого физического или юридического липа.

Учитывая общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, содержание в реестре заведомо ложных сведений недопустимо.

В настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения от <дата обезличена> о регистрации создания МПО «Осинский район», что противоречит смыслу и задачам Федерального закона №129-ФЗ и полномочиям, возлагаемым законом на регистрирующий орган.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В ст. 19 Закона предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в ст. 63 ГК РФ.

Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений. При этом исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям ч. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, ст.ст.20-22 Федерального закона №129-ФЗ.

Частью 3 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.

Таким образом, сведения о юридическом лице МПО «Осинский район» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.

Согласно ч. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Учитывая, что в нарушение указанных требований закона ответчик не выполнил своих обязанностей, предусмотренных законом, не проинформировал об устранении нарушений, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о ликвидации юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил :

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области к муниципальному потребительскому обществу «Осинский район», Гаханову В. Я., Трансбайкальскому потребительскому обществу «Землепользование и управление имуществом», обществу с ограниченной ответственностью «Звезда», администрации Осинского муниципального района о ликвидации юридического лица удовлетворить.

Ликвидировать муниципальное потребительское общество «Осинский район» №....

Возложить обязанности по ликвидации юридического лица муниципального потребительского общества «Осинский район» и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев, на учредителей-заявителей администрацию Осинского муниципального района, Трансбайкальское потребительское общество «Землепользование и Управление имуществом», Общество с ограниченной ответственностью «Звезда», Гаханова В. Я..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Осинского районного суда Т.В. Суховеркина