ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-49/2021 от 27.01.2021 Печорского районного суда (Псковская область)

Дело № 2а-49/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**.****г. г. Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Виноградовой О.В., при секретаре Мерцаловой Н.В., с участием заместителя прокурора Печорского района Федоровой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Печорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Печорского района Псковской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по сносу аварийного расселённого дома по адресу: Псковская область, г. Печоры, ...., указав в обоснование, что прокуратурой Печорского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой в деятельности Администрации Печорского района выявлены нарушения в части исполнения обязанности по сносу домов, признанных аварийными и расселенными.

Проверкой установлено, что в соответствии с областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 30.04.2013 № 190 (далее - Программа), участником которой является и МО Печорский район, .... в г. Печоры подлежал сносу в 4 квартале 2017 года, однако до настоящего времени не снесен, свободный доступ на данный объект не ограничен.

В соответствии со ст. 37 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ, следует, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения, его собственник должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среды, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание и сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Снос указанного дома на момент проверки не осуществлен. Обязанность по ликвидации существующего жилищного фонда, предусмотренной как Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», так и Программой, в которую включен, в том числе вышеуказанный дом, признанный аварийным. Таким образом, ответчик не обеспечил соблюдение разумных сроков по сносу аварийного дома. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» обязывает органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. Таким образом, Администрация района обязана обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан и имущества физических лиц на территории Печорского района. Доступ на данный объект не ограничен, как для несовершеннолетних, так и для остального населения, в том числе лиц, способных совершать преступные действия в сфере терроризма. Таким образом, бездействие Администрации Печорского района влияет на безопасность граждан, а также создает угрозу совершения террористического акта. В связи с чем просит признать бездействие ответчика незаконным и возложить на Администрацию Печорского района обязанность в срок до 31.05.2021 организовать работы по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: Псковская область, г. Печоры, .....

В судебном заседании заместитель прокурора Печорского района Псковской области Федорова Е.Л. поддержала заявленные исковые требования, и уточнила их в части срока организации работ, до 31.07.2021 года ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Печорского района Псковской области Давлатмиров Р.Ш. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что действительно работы по сносу расселённого аварийного дома по адресу: г. Печоры, ...., в настоящее время не выполнены, но принимаются меры к устранению допущенных нарушений, просил изменить срок исполнения до 31.07.2021 года, пояснил, что решением собрания депутатов Печорского района от 26.01.2021 года, указанный дом включен в список жилых помещений, подлежащих переводу в нежилые с последующей продажей вместе с земельным участком. Данная процедура требует временных затрат.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Статьей 37 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ закреплено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» следует, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, жилой дом, расположенный по адресу: Псковская область, г. Печоры, ...., признан аварийным и подлежит сносу в 4 квартале 2017 года.

Как следует из представленных материалов до настоящего времени снос аварийного дома ответчиком не произведен. Данный факт не отрицается ответчиком.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий.

Невыполнение ответчиком данной обязанности создает угрозу жизни и здоровью населения, причиняет вред окружающей среде муниципального образования, может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39,218 КАС РФ. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению, поскольку администрацией допущено незаконное бездействие по сносу аварийного дома, которое нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Вместе с тем, принимая во внимание аргументы со стороны представителя административного ответчика, позицию прокурора Федоровой Е.Л., суд приходит к выводу, что срок выполнения работ следует определить до 31.07.2021 года, находя его разумным и достаточным для выполнения заявленных работ.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по сносу аварийного расселённого дома по адресу: Псковская область, г. Печоры, .....

Возложить на Администрацию Печорского района Псковской области обязанность в срок до 31.07.2021 года организовать работы по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: Псковская область, г. Печоры, .....

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Виноградова

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.