Дело N 2а-49/2022
УИД 46RS0019-01-2022-000046-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пристенский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Е.Н.,
с участием административного истца - помощника прокурора Пристенского района Курской области Катыхиной И.В.,
при секретаре Агарковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать здание тактильными наземными указателями (напольными),
установил:
прокурор Пристенского района Курской области Кофанов А.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, инициировал обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области и возложении обязанности на администрацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать здание администрации, расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, х. Луг, ул. Школьная, д.7, тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопам ног в соответствии с ГОСТ P 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
В обоснование ссылаясь на то, что прокуратурой Пристенского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой в деятельности администрации Нагольненского сельсовета выявлены нарушения законодательства, а именно: в нарушение требований п. 5.1.10 Свода Правил информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) не обеспечена устройствами тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками, что препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Катыхина И.В. административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Административный ответчик – представитель администрации Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился. О слушании извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Федеральный закон от 24.11.1995г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п.1,5 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблей от 13.12.2006) меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Согласно ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона N 384-ФЗ проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий, закреплены в «СП 59.13330.2020 доступность зданий и сооружений маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр (введенных в действие 01.07.2021) (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. 46-ФЗ «O ратификации Конвенции o правах инвалидов».
B соответствии c пп. 5.1.10 Свода Правил информацию для инвалидов с нарушениями зрения o приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам пешеходным переходам и т.д.) следyет обеспечивать устройством тактильно- контрастных наземных указателей по ГОСТ P 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути c подобными характеристиками.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 22 ноября 2018 г. N 1029-ст утвержден ГОСТ P 52875 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению» (далее — Стандарт).
Указанный Стандарт распространяется на тактильные наземные указатели (ТНУ), распознаваемые инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения, основные правила применения и обустройства.
Подпунктом 4.1.1 Стандарта установлено, что тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению o препятствиях и опасных местах путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
B соответствии c п.п. 4.1.4 ТНУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий коммуникационных путях.
Подпунктом 4.3.1 Стандарта установлено, что напольные ТНУ обустраивают на коммуникационных путях в жилых зданиях, в которых проживают инвалиды по зрению, в производственных зданиях предприятий BОС и других предприятий, на которых организуют рабочие места для инвалидов по зрению, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения, на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на автовокзалах автостанциях, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена) предупреждения инвалидов по зрению o возможных опасностях на путях следования, a также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.
Проведенной проверкой установлено, что по адресу: Курская область, Пристенский район, х. Луг, ул. Школьная, д.7, расположено здание администрации Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области, относящееся к категории общественных зданий (административное здание). Данное здание является собственностью администрации.
B нарушение вышеуказанных требований, в здании администрации тактильные наземные указатели (напольные), распознаваемые инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, отсутствуют.
B связи c вышеизложенным, на момент прокурорской проверки в указанном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Таким образом, отсутствие тактильных наземных указателей, распознаваемых инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в администрации Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области, препятствует социальной адаптации лиц ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 52 Устава муниципального образования «Нагольненский сельсовет», утверждённого решением Собрания депутатов Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области № 18 от 22 ноября 2010 года, к вопросам местного значения поселка относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности совета. Органы местного самоуправления от имени Нагольненского сельсовета самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по оснащению здания, в котором администрация Нагольненского сельсовета осуществляет свою деятельность, тактильными наземными указателями (напольными) и/или посредством осязания стопами ног, необходимо возложить на администрацию.
Круг лиц в защиту прав и свобод которых обращается прокурор с административным исковым заявлением не определен.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая заявленные требования, исходя из того, что указанный объект не соответствует требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, отсутствие предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, провоцируют ситуации риска и влекут нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что не соответствует направлению социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, суд соглашается с доводами прокурора и считает необходимым удовлетворить иск прокурора, поданный в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 187 КАС, устанавливая срок для исполнения требований, суд исходит из объема тех мероприятий, которые необходимо выполнить администрации с соблюдением для этого установленной законом процедуры, и соглашаясь с прокурором полагает необходимым установить срок с учетом требований прокурора – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования прокурора Пристенского района Курской области Кофанова А.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Нагольненского cельсовета Пристенcкого района Курской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопам ног в соответствии с ГОСТ P 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», незаконным.
Возложить обязанность на администрацию Нагольненского сельсовета Пристенского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу: оборудовать здание администрации, расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, х. Луг, ул. Школьная, д.7, тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопам ног в соответствии с ГОСТ P 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 28 февраля 2022 года.
Председательствующий судья (подпись) Е.Н. Воробьева