Дело №2а-49/2024 37RS0023-01-2023-002075-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года п. Савино Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при ведении протокола секретарем Карасевой Л.В.,
с участием представителя административного истца Савинского районного прокурора Тимонина А.Ф.,
представителя административного ответчика Администрации Савинского муниципального района, в лице Симаковой С.Г., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора Савинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить замечания, отраженные в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 для получения паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Савинского района Ивановской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению замечаний, отраженных в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 г. №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 и об обязании устранить замечания, отраженные в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 для получения паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Савинского района проведена проверка исполнения законодательства при подготовке к отопительному сезону. Решением Совета Савинского городского поселения Савинского муниципального района от 24 декабря 2015 года №17 администрации Савинского муниципального района переданы полномочия Савинского городского поселения по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области и имущество Савинского городского поселения. Решением Совета Савинского муниципального района от 24 декабря 2015 года № 79 - р данные полномочия и имущество приняты. Установлено, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора) проведена проверка готовности Савинского городского поселения Савинского муниципального района и Савинского муниципального района Ивановской области к отопительному периоду 2023-2024 годов. По результатам проверки, выявлены замечания, препятствующие получению Савинским городским поселением Савинского муниципального района и Савинским муниципальным районом Ивановской области паспортов готовности, поскольку в ходе проверки выявлены замечания, которые влияют на надежность прохождения отопительного периода 2023-2024 годов (замечания отражены в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023). Комиссией по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2023-2024 годов Управления, руководствуясь, в том числе актом готовности к отопительному периоду 2023-2024 годов от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023, сделан вывод о том, что Савинское городское поселение Савинского муниципального района и Савинский муниципальный район Ивановской области, не готовы к отопительному периоду 2023-2024 годов.
23.11.2023 определением о подготовке к судебному разбирательству в соответствии со ст.47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО «ТЕПЛОПРОМ» ОГРН № (<адрес>); ООО «КЭС-Савино» ОГРН № (<адрес>); Администрация Горячевского сельского поселения, Администрация Архиповского сельского поселения, ООО «ЖилСервис плюс», Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ЗАО «Надежда», Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимирской и Ивановской области.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Савинского района в лице Тимонина А.Ф. заявленный административный иск поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, просил суд требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Савинского муниципального района Ивановской области в лице Симаковой С.Г. по доверенности возражала против заявленного административного иска, суду пояснила, что акты проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 с указанными в них недостатками, в настоящее время являются не актуальными, поскольку отраженные недостатки были устранены, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлены новые акты проверок от 14.11.2023 г. №9.3-40-90АИ/2023 и №9.3-40-89АИ/2023. Доводы административного истца о бездействии администрации по непринятию мер по устранению замечаний отраженных в актах готовности к отопительному периоду 2023-2024 №9.3-40-20АИ/2023 и 9.3-40-19АИ/2023 от 20.10.2023 года необоснованные. Согласно выводам комиссии Савинский муниципальный район и Савинское городское поселение будут готовы к отопительному периоду 2023-2024 при условии устранения замечаний, отраженных в указанных актах в установленный комиссией срок. Администрация Савинского муниципального района с момента получения актов не бездействовала и предприняла все необходимые меры к устранению указанных в актах замечаний. По состоянию на 14.11.2023 г. были устранены замечания по пунктам 1,2,6,11,12,13,17,19 акта №9.3-40-19АИ/2023, по п.2, 4 (в части ООО «ЖилСервис-плюс»), 9,11,12,15,16 акта №9.3-40-20АИ/2023, что подтверждается актами проверки от 14.11.2023 №9.3-40-89АИ/2023 и №9.3-40-90АИ/2023, составленными центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору во Владимирской и Ивановской областях. Согласно актов от 14.11.2023 года имеются замечания к требованиям по готовности и к отопительному периоду 2023-2024 г.г., установлен срок для их устранения 13.12.2023 г. Администрацией 07.12.2023 г. в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору во Владимирской и Ивановской области были направлены пакеты документов в ответ на замечания, отраженные в актах от 14.11.2023 г. До настоящего времени акты проверок по устранению замечаний, отраженных в актах от 14.11.2023 г. администрацией не получены. В связи с изложенным в настоящее время требования прокурора является не актуальным и основано на актах, которые уже исполнены. Просила суд в удовлетворении заявленного административного иска отказать.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц ООО «ТЕПЛОПРОМ», ООО «КЭС-Савино», администрации Горячевского сельского поселения, Администрации Архиповского сельского поселения, ООО «ЖилСервис плюс», Савинского МУТПП «Альтернатива-2», ЗАО «Надежда», Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимирской и Ивановской области не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
От представителя заинтересованного лица администрации Архиповского сельского поселения, Горячевского сельского поселения Савинского муниципального района поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
От представителя заинтересованного лица ООО «КЭС-Савино» поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв на иск, в котором указано, что в соответствии с договором аренды имущества №01/08-А от 13.08.2021 между МУП ЖКХ «Теплоэнергетик» и ООО «КЭС-Савино» во временное пользование передаются объекты теплосетевого хозяйства, в соответствии с перечнем имущества (приложение №1) и актом приема-передачи (приложение №3). В соответствии с указанным в договоре перечнем имущества у ООО «КЭС-Савино» отсутствует оборудование для которого предусмотрено использование жидкого топлива. В эксплуатации отсутствует мазутное хозяйство. Котельные ООО «КЭС-Савино» осуществляют свою деятельность при использовании в качестве топлива исключительно газа, без альтернативных источников. Следовательно, требование о подтверждении наличия нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии является нецелесообразным, более того, представляющим опасность в случае хранения без цели использования запасов легковоспламеняющихся веществ. Полагает, что административным истцом не доказан факт нарушения прав, с учетом начала отопительного сезона 2023-2024 и оказанием коммунальной услуги надлежащего качества. Судебный акт должен отвечать требованиям исполнимости. В силу требований ст.16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда, решение суда должно быть исполнимым. Подготовка к отопительному сезону 2023-2024 закончена. Отопительный сезон начался. Срок выдачи паспортов готовности – не позднее 15.11.2023 г., дата подачи искового заявления 22.11.2023 г.
От представителя ООО «ЖилСервис-плюс» поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв на административный иск, в котором указано, что в акте проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. от 20.10.2023 №9.3-40-20АИ/2023 содержатся следующие замечания, имеющие отношение к ООО «ЖилСервис-плюс»: не представлены документы, подтверждающие выполнение требований по готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии; не представлены документы, подтверждающие наличие работоспособности приборов учета, а именно: акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии; не представлены документы, подтверждающие наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности, а именно: акты проверки наличия паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем инструкций для обслуживающего персонала; не представлены документы, подтверждающие наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов, а именно: акты проверки наличия пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов. Ознакомившись с перечнем указанных замечаний, ООО «ЖилСервис-плюс» 29.11.2023 г. представило в Администрацию Савинского муниципального района Ивановской области документы и сведения, подтверждающие отсутствие замечаний, которые могут повлиять на надежность прохождения отопительного периода 2023-2024, предусмотренные Приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду», также устранило все замечания, которые могли бы воспрепятствовать оформлению акта проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. и выдать паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024.
От представителя ЗАО «Надежда» поступил отзыв на административный иск, в котором указано, что в ходе проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. Центральным Управлением Ростехнадзора выявлены 3 замечания, применительно к ЗАО «Надежда». По этим замечаниям ЗАО «Надежда» возражает в полном объеме, поскольку они устранены, что подтверждается следующими документами: соглашением №1 об управлении системой теплоснабжения от 01.10.2023 г. между Савинским МУТПП «Альтернатива-2» и ЗАО «Надежда», заключением экспертизы промышленной безопасности №126-2023 от 06.10.2023 на здание котельной ЗАО «Надежда» (выписка), приказом ЗАО «Надежда» от 20.10.2023 о выводе котла №2 из эксплуатации, в связи с чем техническое диагностирование котла №2 не требуется (будет проведено после ремонта при вводе в эксплуатацию); утвержденный руководителем ЗАО «Надежда» график ремонта дымовой трубы от 12.05.2023 г., заключением экспертизы промышленной безопасности на дымовую трубу №141-2021 от 13.09.2021 (с планом ремонтно-восстановительных работ), паспорт промышленной трубы с журналом выполненных мероприятий, где указано, что в дату 20.09.2021 выполнены перечисленные в заключении экспертизы промышленной безопасности №141-2021 работы/мероприятия. Указанные документы, а также иные необходимые для получения паспорта готовности к отопительному периоду документы, ежегодно передаются ЗАО «Надежда» уполномоченному органу при подготовке к отопительному периоду, при этом ЗАО «Надежда» обеспечивает надежное снабжение потребителей тепловой энергией.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со ст.ст.14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Шуйского городского суда Ивановской области.
Заслушав стороны, изучив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу данной правовой нормы, а также требований ст.ст. 226, 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие решения закону и нарушение им прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст.20 ФЗ РФ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В соответствии с п.2 правил оценки готовности к отопительному сезону, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному сезону», проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе. теплоснабжения (далее - потребители тепловой энергии).
Согласно п. 5 Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 7 Правил результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки.
Согласно п. 9 Правил паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что решением Совета Савинского городского поселения Савинского муниципального района от 24 декабря 2015 года №17 администрации Савинского муниципального района переданы полномочия Савинского городского поселения по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области и имущество Савинского городского поселения. Решением Совета Савинского муниципального района от 24 декабря 2015 года № 79 - р данные полномочия и имущество приняты.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора) проведена проверка готовности Савинского городского поселения Савинского муниципального района и Савинского муниципального района Ивановской области к отопительному периоду 2023-2024 годов.
По результатам проверки, выявлены замечания, препятствующие получению Савинским городским поселением Савинского муниципального района и Савинским муниципальным районом Ивановской области паспортов готовности, поскольку в ходе проверки выявлены замечания, которые влияют на надежность прохождения отопительного периода 2023-2024 годов. Так, в акте проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-20АИ/2023 указаны следующие замечания:
- не представлены обосновывающие материалы и схема теплоснабжения Горячевского сельского поселения Савинского муниципального района;
- не представлены обосновывающие материалы и схема теплоснабжения Архиповского сельского поселения Савинского муниципального района, утвержденные в установленном порядке;
- в программе проверки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии не в полном объеме отражены объекты, подлежащие проверке, а именно отсутствуют многоквартирные жилые дома, расположенные в Горячевском сельском поселении Савинского муниципального района;
- не представлены документы, подтверждающие выполнение требований по готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, а именно ООО «ЖилСервис-плюс», также многоквартирных жилых домов в Горячевском сельском поселении Савинского муниципального района;
- отсутствуют документы, подтверждающие наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии (ООО «КЭС- Савино»), а именно, акты инвентаризации топлива (мазут), утвержденный в установленном порядке расчёт нормативных запасов топлива (мазут);
- отсутствуют документы, подтверждающие готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи (ООО «КЭС- Савино»), а именно: акты (заключения) технического обследования резервуаров хранения жидкого топлива и выполнение предложений по выполнению ремонтных работ и режима дальнейшей эксплуатации (мазут); оборудование топливного, хозяйства не обеспечивает своевременную бесперебойную подготовку и подачу резервного топлива в котельную (находится в нерабочем состоянии). Данная котельная включена в график перевода потребителей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях;
- не представлены договора поставки топлива, не допускающие перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива (газ (срок действия договора заканчивается в декабре 2023 г.), мазут) (ООО «КЭС- Савино»);
- отсутствуют документы, подтверждающие организацию коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии, а именно: акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, теплоносителя; акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии теплоснабжающей организации ООО «КЭС-Савино», Савинское МУТПП «Альтернатива-2»;
- отсутствуют документы, по проверке отсутствия фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации (ООО «КЭС- Савино»), а именно: акты контроля состояния металла тепловых сетей (тепловые сети); акт (технический отчёт) о проведении технического диагностирования (тепловые сети); технический отчёт о проведении технического диагностирования; при проверке документов установлено, что срок действия заключения экспертизы промышленной безопасности на трубопровод пара от вентиля № 5 до ЦТП 2 истек 04.04.2023;
- отсутствуют документы, подтверждающие гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей, а именно: - акты гидравлических испытаний с целью проверки прочности и плотности пробным давлением (согласно представленному акту от 06.05.2023 тепловая сеть от ЦТЦ 1 не выдержала испытания, испытания тепловой сети от ЦТП-2 не представлены);акты (отчёты) испытаний на максимальную температуру теплоносителя (представленный технический отчет от 11.09.2017); отчёты испытаний на определение фактических тепловых потерь через изоляцию;
- не представлен утвержденный руководителем ООО «КЭС-Савино график планово-предупредительного ремонта котельной, по выполнению ремонтно-восстановительных работ и компенсирующих мероприятий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности №115-022 рег. №16-ЗС-12766-2022;
- не представлен утвержденный руководителем ООО «КЭС-Савино» график планово-предупредительного ремонта дымовой трубы, по выполнению ремонтно-восстановительных работ и компенсирующих мероприятий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности №116-2022 per. № 6- ЗС-14875-2022; также, не представлены документы по выполнению части вышеуказанных работ со сроком исполнения не позднее 01.09.2023 (согласно экспертизе);
- признана не готовой к отопительному периоду теплоснабжающая организация ООО «КЭС-Савино», что подтверждено актом готовности к отопительному периоду комиссии муниципального образования;
- в перечне замечаний к акту готовности к отопительному периоду ООО «КЭС-Савино» не указаны сроки устранения замечаний;
- не представлены документы, подтверждающие наличие и работоспособность приборов учета, а именно: акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии МКОУ Архиповская СШ, МКДОУ Архиповский детский сад, МКОУ Горячевская, СШ, МКУ «Архиповский дом культуры»;
- не представлены документы, подтверждающие наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем, и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности, а именно акт проверки наличия паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала МКОУ Архиповская СШ, МКДОУ Архиповский детский сад, МКОУ Горячевская, СШ, МКУ «Архиповский дом культуры»;
- не представлены документы, подтверждающие наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов, а именно: акты проверки наличия пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов МКОУ Архиповская СШ, МКДОУ Архиповский детский сад, МКОУ Горячевская СШ, МКУ «Архиповский дом культуры».
В акте проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 указаны следующие замечания:
- не представлены обосновывающие материалы и схема теплоснабжения Савинского городского поселения Савинского муниципального района, утвержденные в установленном порядке, что не позволяет провести в необходимом объеме проверку требований по готовности к отопительному периоду для муниципального образования, а именно проверку наличия сведений в схемах теплоснабжения о мероприятиях, по установке (приобретению) резервного оборудования, организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть, резервированию тепловых сетей;
- не представлены документы, подтверждающие наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении (Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ЗАО «Надежда»);
- не представлены документы, подтверждающие проведение наладки тепловых сетей Савинское МУТПП «Альтернатива-2», а именно технический отчёт о наладке тепловых сетей;
- отсутствуют документы, по проверке отсутствия фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, а именно: акты контроля состояния металла тепловых сетей (тепловые сети Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром», ООО КЭС-Савино); акт (технический отчёт) о проведении технического диагностирования (тепловые сети Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром», ООО КЭС-Савино); срок заключения экспертизы промышленной на здание котельной ЗАО «Надежда» истек 01.09.2023; 23.10.2023 истекает срок технического диагностирования котла № 2 ЗАО «Надежда»;
- отсутствуют документы, подтверждающие гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей, а именно: акты (отчёты) испытаний на максимальную температуру теплоносителя (Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром», ООО КЭС-Савино (котельная больничный городок)); отчёты испытаний на определение фактических тепловых потерь через изоляцию (Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром», ООО КЭС-Савино (котельная больничный городок)); акты гидравлических испытаний с целью проверки прочности и плотности пробным давлением ООО «Теплопром»;
- не представлены документы, подтверждающие выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии (Савинское МУТПП «Альтернатива-2»);
- не представлены документы, подтверждающие определяющие разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями (Савинское МУТПП «Альтернатива-2»);
- признана не готовой к отопительному периоду теплоснабжающая организация Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром», что подтверждено актом готовности к отопительному периоду комиссии муниципального образования;
- в перечне замечаний к акту готовности к отопительному периоду (Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром») не указаны сроки устранения замечаний;
- отсутствуют, документы, подтверждающие организацию коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии, а именно: акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, теплоносителя; акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии теплоснабжающей организации Савинское МУТПП «Альтернатива-2», ООО «Теплопром», ООО КЭС-Савино (котельная Больничный городок);
- не представлен утвержденный руководителем ЗАО «Надежда» график планово-предупредительного ремонта дымовой трубы, по выполнению ремонтно-восстановительных работ и компенсирующих мероприятий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности №;
- не представлен утвержденный руководителем ООО КЭС-Савино график планово-предупредительного ремонта котельной, по выполнению ремонтно-восстановительных работ и компенсирующих мероприятий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности № № (котельная <адрес>);
- не представлены документы, подтверждающие готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения. Представленный температурный график на предстоящий отопительный период не согласован с администрацией Савинского муниципального района (ООО «Теплопром»);
- отсутствуют документы, подтверждающие наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии (ООО «Теплопром»), а именно акты инвентаризации топлива (мазут), утверждённый в установленном порядке расчёт нормативных запасов топлива (мазут);
- отсутствуют документы, подтверждающие готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи (ООО «Теплопром»), а именно: акты (заключения) технического обследования резервуаров хранения жидкого топлива и выполнение предложений по выполнению ремонтных работ и режима дальнейшей эксплуатации (мазут); оборудование топливного хозяйства не обеспечивает своевременную бесперебойную подготовку и подачу резервного топлива в котельную (находится в нерабочем состоянии). Данная котельная включена в график перевода потребителей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях;
- не представлены договора поставки топлива, не допускающие перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива (мазут) (ООО «Теплопром»);
- не представлены документы, подтверждающие функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб (ООО «Теплопром»), а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения. (График проверки знаний, утверждённый ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; График обучения (аттестации) сотрудников, занимающих должности, подлежащих обязательному обучению и аттестации в контрольных (надзорных) органах; Приказ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя, а также в структурных подразделениях; Протоколы (журналы) проверки знаний (аттестации) работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки; Инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции на рабочих местах и инструкции по охране труда согласно утверждённому перечню; Распорядительный документ об утверждении норм обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой персонала котельных и тепловых сетей; Утверждённый перечень комплектации инструментами и оснасткой, необходимых для производства работ; Утверждённый перечень комплектации оперативно-дежурного персонала средствами связи и транспортом; Утверждённый перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на котельных и тепловых сетях; Оперативный план тушения пожара на котельной);
- не представлены документы, подтверждающие наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей (ООО «Теплопром»);
- не представлены документы, подтверждающие наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов (ООО «Теплопром»);
- не представлены документы, подтверждающие наличие и работоспособность приборов учета, а именно: акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии ООО «ЖИЛЭКС», ООО «Савинская «ЖК», ООО «ЖилСервис-плюс», Администрация Савинского муниципального района, Савинский филиал «ОБУЗ Шуйская ЦРБ», ОП № 11 (п.г.т. Савино) МО МВД России «Шуйский), МКУ «Центр культуры и отдыха и народного творчества» Отдел образования Администрации Савинского муниципального района, МБОУ Савинская СШ, МКУ ДО «Центр дополнительного образования», МКДОУ Савинский детский сад № 1, МКДОУ Савинский детский сад № 2 МКДОУ Савинский детский сад № 3 МКУДОДШИ;
- не представлены документы, подтверждающие наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности, а именно акт проверки наличия паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала ООО «ЖИЛЭКС», ООО «Савинская «ЖК», ООО «ЖилСервис-плюс», Администрация Савинского муниципального района, Савинский филиал «ОБУЗ Шуйская ЦРБ», ОП № 11 (п.г.т. Савино) МО МВД России «Шуйский), МКУ «Центр культуры и отдыха и- народного творчества» Отдел образования Администрации Савинского муниципального района, МКУДО «Центр дополнительного образования», МКДОУ Савинский детский сад № 1, МКДОУ Савинский детский сад № 2 МКДОУ Савинский детский сад № 3 МКУДОДШИ;
- не представлены документы, подтверждающие наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов, а именно: Акты проверки наличия пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов ООО «ЖИЛЭКС», ООО «Савинская «ЖК», ООО «ЖилСервис-плюс», администрация Савинского муниципального района, Савинский филиал «ОБУЗ Шуйская ЦРБ», ОП № 11 (п.г.т. Савино) МО МВД России «Шуйский), МКУ «Центр культуры и отдыха и народного творчества», отдел образования Администрации Савинского муниципального района, МБОУ Савинская СШ, МКУДО «Центр дополнительного образования», МКДОУ Савинский детский сад № 2, МКДОУ Савинский детский сад №3;
- не представлены документы, подтверждающие наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально- техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок, а именно: справка из организации потребителя о наличии укомплектованного штата ремонтного персонала или договор на техническое обслуживание и ремонт тепловых энергоустановок; МКДОУ Савинский детский сад № 2.
Комиссией по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2023-2024 годов Управления, руководствуясь, в том числе актом готовности к отопительному периоду 2023-2024 годов от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023, сделан вывод о том, что Савинское городское поселение Савинского муниципального района и Савинский муниципальный район Ивановской области, не готовы к отопительному периоду 2023-2024 годов.
Между тем, в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2023 г. №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 административным ответчиком Администрацией Савинского муниципального района исполнены в части, их актуальность в настоящее время утрачена, так как устранены замечания по пунктам 1,2,6,11,12,13,17,19 акта №9.3-40-19АИ/2023, и по п.2,4 (в части ООО «ЖилСервис-плюс»), 9,11,12,15,16 акта №9.3-40-20АИ/2023, что подтверждается новыми актами проверок от 14.11.2023 №9.3-40-89АИ/2023 и №9.3-40-90АИ/2023.
Согласно актам проверок от 14.11.2023 имеются замечания к требованиям по готовности к отопительному периоду 2023-2024, установлен срок для их устранения 13.12.2023 г.
Из дела следует, что в соответствии с договором аренды имущества №01/08-А от 13.08.2021 между МУП ЖКХ «Теплоэнергетик» и ООО «КЭС-Савино» во временное пользование передаются объекты теплосетевого хозяйства, в соответствии с перечнем имущества (приложение №1) и актом приема-передачи (приложение №3). В соответствии с указанным в договоре перечнем имущества у ООО «КЭС-Савино» отсутствует оборудование для которого предусмотрено использование жидкого топлива. В эксплуатации отсутствует мазутное хозяйство. Котельные ООО «КЭС-Савино» осуществляют свою деятельность при использовании в качестве топлива исключительно газа, без альтернативных источников. Следовательно, требование о подтверждении наличия нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии является нецелесообразным, более того, представляющим опасность в случае хранения без цели использования запасов легковоспламеняющихся веществ.
ООО «ЖилСервис-плюс» 29.11.2023 г. представило в Администрацию Савинского муниципального района Ивановской области документы и сведения, подтверждающие отсутствие замечаний, которые могут повлиять на надежность прохождения отопительного периода 2023-2024, предусмотренные Приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду», также устранило все замечания, которые могли бы воспрепятствовать оформлению акта проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. и выдать паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024.
В соответствии с соглашением №1 об управлении системой теплоснабжения от 01.10.2023 г. между Савинским МУТПП «Альтернатива-2» и ЗАО «Надежда», заключением экспертизы промышленной безопасности №126-2023 от 06.10.2023 на здание котельной ЗАО «Надежда» (выписка), приказом ЗАО «Надежда» от 20.10.2023 выведен котел №2 из эксплуатации, в связи с чем техническое диагностирование котла №2 не требуется (будет проведено после ремонта при вводе в эксплуатацию). ЗАО «Надежда» утвержден график ремонта дымовой трубы от 12.05.2023 г., в соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности на дымовую трубу №141-2021 от 13.09.2021 (с планом ремонтно-восстановительных работ), паспорт промышленной трубы с журналом выполненных мероприятий, установлено, что на 20.09.2021 выполнены перечисленные в заключении экспертизы промышленной безопасности №141-2021 работы/мероприятия. Указанные документы, а также иные необходимые для получения паспорта готовности к отопительному периоду документы, ежегодно передаются ЗАО «Надежда» уполномоченному органу при подготовке к отопительному периоду, при этом ЗАО «Надежда» обеспечивает надежное снабжение потребителей тепловой энергией.
Таким образом, бездействия администрации Савинского муниципального района по устранению замечаний, отраженных в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 для получения паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г., судом не установлено.
Кроме того, ООО «КЭС»-Савино» суду представлен паспорт готовности к отопительному периоду 2023/2024 г.г. в отношении тепловых сетей <адрес>, оборудование котельных по адресу: <адрес>, принадлежащие ООО «КЭС-Савино». Основание выдачи паспорта готовности - акт проверки к отопительному периоду от 29.09.2023 г. №5.
Согласно частям 4, 6 статьи 20 ФЗ РФ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с п.18 Правил Минэнерго РФ от 12.03.2013 №103 оценки в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
4) выполнение требований названных Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 п.18 названных Правил (п.19), а также Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, согласно раздела IV которых полнота и качество документов, представленных муниципальным образованием для рассмотрения комиссии, организация эксплуатации и состояния объектов проверки должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов в области теплоэнергетики.
Согласно п.24 указанных Методических рекомендаций в рамках проверки выполнения мероприятий, предусмотренных п.23.4 названных Методических рекомендаций, необходимо проверить следующие вопросы: наличие распорядительного документа о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период (п.24.1); наличие программ проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования (п.24.2); наличие бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации (п.24.3); наличие графиков аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления поселения, наличие подтверждающих документов о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам (п.24.5); наличия перечня теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования (п.24.6); наличие перечня потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду (п.24.7); наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления (п.24.8); наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч.5 и 6 ст.18, п.24.9).
Таким образом, наличие паспортов готовности всех потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не отнесено.
07.12.2023 г. Администрация Савинского муниципального района Ивановской области направила в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимирской и Ивановской области документы в ответ на замечания, отраженные в актах от 14.11.2023 г. по сроку исполнения до 13.12.2023 г. До настоящего времени акты проверки по устранению замечаний не получены. Кроме того, на дату подачи административного иска 22.11.2023 г. срок устранения замечаний (13.12.2023 г.) не наступил, в связи с чем административный иск подан преждевременно.
В статьей 12 ГК РФ приведены способы защиты гражданских прав.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется административным истцом, при этом он должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.
Прокурор, обращаясь в суд с административным иском, просит устранить нарушения в иные сроки, чем те, которые указаны Центральным управлением Ростехнадзора, что будет противоречить требованиям Управления, указанным в Актах проверки.
Принимая во внимание, что Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимирской и Ивановской области проведена проверка по устранению административным ответчиком замечаний, отраженных в актах от 20.10.2023 г., административный ответчик осведомлен об имеющихся у него нарушениях, принимает меры к устранению этих нарушений, часть замечаний устранена, а также в настоящее время административным ответчиком устраняются замечания, отраженные в актах от 14.11.2023 г., в удовлетворении заявленного административного иска Прокурора Савинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить замечания, отраженные в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 для получения паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г., следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного административного искового заявления Прокурора Савинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить замечания, отраженные в актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2023 года №9.3-40-19АИ/2023 и 9.3-40-20АИ/2023 для получения паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г.. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд в течение месяца со дня принятия данного решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 26 января 2024 года.