РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Стрельниковой Н.Н.,
с участием
представителя административного истца Потребительского газо – эксплуатационного кооператива «Доброе семя» по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Тульской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4/2018 по административному исковому заявлению Потребительского газо – эксплуатационного кооператива «Доброе семя» к Министерству строительства и ЖКХ Тульской области, администрации МО Дубенское Дубенского района Тульской области о признании незаконными действий по реализации подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» и обязании принять решение о предоставлении субсидии в 2018 году на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов в д. <адрес> и д. <адрес>»,
установил:
административный истец ПГЭК «Доброе семя» обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчику министерству строительства и ЖКХ Тульской области, указывая, что кооператив создан жителями деревень Бредихино и Доброе семя с целью газификации их жилых домов в рамках Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.».
Постановлением Правительства Тульской области №660 от 19.11.2016 г. утверждена Государственная программа Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской <адрес>».
В рамках указанной программы утверждена Подпрограмма «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.», задачами которой являются удовлетворение потребностей населения в природном газе; повышение уровня газификации населенных пунктов Тульской области; развитие системы газоснабжения.
Управление реализацией подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем – министерством строительства и ЖКХ Тульской области.
Подпрограмма определяет порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам на софинансирование расходов по газификации населенных пунктов.
Согласно п.п. 3 п. 6.4.7.1 Подпрограммы субсидии предоставляются муниципальным районам Тульской области на следующих условиях: наличие заявки муниципального образования на предоставление субсидий с указанием перечня мероприятий; наличие муниципальной программы (подпрограммы), направленной на достижение целей настоящей подпрограммы; наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, и документации по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, согласования с собственниками земельных участков по трассе прохождения газопровода; заключение соглашения между уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тульской области и министерством строительства и ЖКХ Тульской области; наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства муниципального образования; обязательство органом местного самоуправления Тульской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых муниципальными программами, значением показателей и результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством и органом местного самоуправления Тульской области о предоставлении субсидий; предоставление субсидий осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии».
В 2013 году Глава администрации МО Дубенский район ФИО3 на сходе жителей д. Доброе семя и д. Бредихино разъяснил жителям, что они имеют возможность газифицировать свои дома в рамках Подпрограммы. Для этого жители должны создать кооператив, за счет взносов в который оплатить стоимость разработки проектно – сметной документации на газопровод.
В соответствии с указанными разъяснениями жители создали Потребительский газо – эксплуатационный кооператив «Доброе семя», обеспечили и оплатили разработку проектно – сметной документации на объект «Строительство газопроводов высокого и низкого давлений для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>». Проектно – сметная документация подготовлена проектным бюро ЗАО «Тулагоргаз» в 2015 году.
Положительное заключение ГАУ ТО «Управление экспертизы» в части проверки достоверности определения сметной стоимости и результатов инженерных изысканий получено 21.12.2015 г.
Указанные документы поступили в администрацию МО Дубенский район в декабре 2015 г. Администрация сформировала заявку на предоставление субсидий и направила в министерство строительства и ЖКХ Тульской области с приложением документов в декабре 2015 г.
В связи с допущенными недостатками в оформлении документов заявка с приложениями дважды повторно направлялась администрацией МО Дубенский район в министерство строительства и ЖКХ в 2016 году. Факт направления заявок в 2015 и 2016 г.г. подтверждается письмом администрации МО Дубенский район от 03.08.2016 г.
Министерство строительства и ЖКХ Тульской области отклонило все заявки, указав, что одним из основных условий включения объекта в Подпрограмму является предел стоимости подключения одного домовладения – 150 тыс. руб., но по объекту стоимость газификации составляет 251, 8 тыс. руб. (стоимость монтажных работ – 6801, 08 тыс., а количество газифицируемых домов – 27).
Административный истец полагает отклонение заявок необоснованным, поскольку администрацией Дубенского района и министерством ЖКХ ошибочно рассчитан лимит путем деления стоимости строительно – монтажных работ 6801, 08 тыс. на количество домов, финансировавших проектные работы – 27, получив стоимость газификации одного домовладения – 251 888 тыс. руб.
Указывает, что администрация и Министерство не учли, что проектной документацией на газификацию д. Бредихино и д. Доброе семя предусмотрено строительство газопровода с перспективой на 69 домов.
Должностные лица администрации МО Дубенский район и министерства строительства и ЖКХ Тульской области на протяжении 2016 года давали недостоверные разъяснения жителям по вопросу включения в Подпрограмму газификации: на многочисленные запросы разъясняли, что для включения деревень в Программу газификации необходимо либо согласие граждан финансировать за свой счет превышение лимита газификации одного дома, либо необходимо внесение на законодательном уровне изменений в Программу в части увеличения лимита.
Административный истец указывает, что имеется репортаж телеканала «Первый Тульский» от 07.06.2016 г., в котором заместитель Министра строительства и ЖКХ Тульской области ФИО4 дает разъяснения о том, что невозможно газифицировать деревни в связи с превышением лимита со 150 тыс. до 253 тыс. руб. При этом ФИО4 говорит о необходимости дофинансирования либо со стороны жителей либо со стороны муниципального бюджета.
В ноябре 2016 г. министерство строительства и ЖКХ разъяснило, что нет необходимости ходатайствовать об увеличении стоимости газификации одного дома, достаточно приложить к заявке гарантийные письма как минимум от 19 жителей и протокол схода граждан. Требуемые документы были представлены жителями в администрацию Дубенского района, администрация оформила заявку от 02.12.2016 г., которая поступила с приложением документов в Министерство 06.12.2016 г. Однако срок для включения в Подпрограмму 2017 года был упущен, так как заявки рассматриваются до 01.10.2016 г.
Жители со своей стороны выполнили все необходимые действия для газификации домов – создали кооператив, оплатили проектную документацию, получили технические условия, положительное заключение госэкспертизы. Необходимые документы были готовы в декабре 2015 г. Жители не могут нести неблагоприятные последствия ошибок, которые допущены уполномоченными органами при формировании заявок на включение в Подпрограмму, следовательно, датой заявки на включение Объекта в Подпрограмму должна быть дата - 21.12.2015 г.
Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Тульской области №660 министерство строительства и ЖКХ является органом, ответственным за реализацию Подпрограммы газификации, то именно Министерство строительства и ЖКХ Тульской области допустило нарушение прав граждан в результате неправильного информирования граждан о действиях, которые граждане должны предпринять для включения Объекта в Подпрограмму. Указанные действия являются нарушением права граждан на получение информации; неправильным определением стоимости газификации одного домовладения; необоснованным отказом в предоставлении субсидий (отклонение заявки на включение объекта в Подпрограмму газификации) на 2016, 2017 г.г.
Однако, даже после устранения вопроса о превышении стоимости газификации одного домовладения установленного лимита, нарушения прав граждан со стороны министерства строительства и ЖКХ продолжились: начиная с января 2017 г. Министерство информировало о том, что возможно включение Объекта в Подпрограмму на 2017 год с завершением строительно – монтажных работ в 2018 году при наличии значительной экономии бюджетных средств после проведения аукционов на выполнение строительно – монтажных работ по уже вошедшим в Подпрограмму объектам.
Административный истец указывает, что письмом от 06.04.2017 г. Министерство проинформировало о необходимости пролонгации технических условий и пересчете сметной стоимости проекта (так как ранее предоставленные документы в результате незаконных действий ответчиков стали неактуальны). Граждане были вынуждены понести дополнительные расходы на переоформление указанных Министерством документов, однако письмом от 17.08.2017 г. Министерство сообщило, что возможная экономия не может быть распределена между бюджетами в силу Закона Тульской области от 23.12.2016 г. №94-ЗТО. Но несмотря на то, что указанный закон принят еще 23.12.2016 г., Министерство в письмах и на личном приеме неоднократно сообщало гражданам в лице кооператива «Доброе семя» о возможном финансировании их Объекта за счет распределения экономии.
Таким образом, нарушения со стороны административного ответчика имеют длящийся характер и выражаются в ненадлежащем исполнении действий по реализации Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.».
Просит суд признать незаконными действия Министерства строительства и ЖКХ Тульской области по реализации Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденной Постановлением Правительства Тульской области №660 от 19.11.2016 г., выразившиеся в необоснованном отказе в предоставлении субсидий в 2016 г. и 2017 г. на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. Доброе Семя и д. Бредихино»; обязать министерство строительства и ЖКХ Тульской области принять решение о предоставлении субсидии в 2018 г. на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в дер. <адрес> и дер. <адрес>» в рамках реализации Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденной Постановлением правительства Тульской области №660 от 19.11.2016 г., определив датой подачи заявки – 21.12.2015 г.
Впоследствии административный истец заявленные требования уточнил, просил: признать незаконными действия министерства строительства и ЖКХ Тульской области и администрации МО Дубенский район Тульской области по реализации Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденной Постановлением Правительства Тульской области №660 от 19.11.2016 г., выразившиеся в необоснованном отказе в предоставлении субсидий в 2017 г. на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. Доброе Семя и д. Бредихино»; обязать министерство строительства и ЖКХ Тульской области принять решение о предоставлении субсидии в 2018 г. на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в дер. <адрес> и дер. <адрес>» в рамках реализации Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденной Постановлением правительства Тульской области №660 от 19.11.2016 г., указывая, что право административного истца на включение его в Перечень объектов газификации на 2017 год нарушено как Министерством строительства и ЖКХ Тульской области, так и администрацией МО Дубенский район Тульской области, поскольку Подпрограмма газификации населенных пунктов Тульской области предусматривает детальный перечень обязанностей каждого органа. В случае отказа в предоставлении субсидии Министерство в 5-дневный срок с момента принятия указанного решения направляет муниципальному образованию письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии в соответствующем году с указанием причины отказа. Распределение субсидий между муниципальными районами Тульской области и перечень объектов подпрограммы на очередной финансовый год утверждается распоряжением правительства Тульской области. Таким образом Министерство является органом, ответственным за реализацию Подпрограммы, то есть за достижение того экономического результата, ради которого и создавалась эта Подпрограмма. Учитывая, что на текущий момент исполнены все условия, для включения д. Бредихино и д. Доброе семя в перечень объектов газификации на 2018 год, то результатом надлежащего выполнения обязанностей Министерством является включение Объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>» в перечень объектов подпрограммы на 2018 год и предоставление субсидии в 2018 г. на софинансирование расходов на строительство указанного Объекта. Лицом, ответственным за исполнение Подпрограммы газификации в Тульской области, является Министерство строительства и ЖКХ Тульской области, администрации муниципальных образований являются соисполнителями. Это означает, что именно Министерство отвечает за достижение того экономического результата, ради которого и создавалась эта Подпрограмма. Следовательно, Министерство отвечает перед гражданами за то, что с 2016 г. не достигнут тот экономический эффект, ради которого граждане понесли существенные расходы. Д. Бредихино и д. Доброе семя не только не газифицированы, но даже не включены в Подпрограмму газификации. Ссылки Министерства на то, что администрация Дубенского района представила правильно оформленную заявку только в декабре 2016 г., что исключало ее включение в Подпрограмму газификации на 2017 год, доказывает, по мнению административного истца, факт незаконности действий администрации, но не исключает ответственности самого Министерства, так как Министерство получало заявки от администрации и до декабря 2016 г. – в 2015 г. и 2016 г., однако на протяжении всего периода времени Министерство разъясняло гражданам и администрации о необходимости либо доплатить превышение лимита газификации одного домовладения, либо дождаться внесения изменений в закон Тульской области в части увеличения лимита, не разъяснив при этом своевременно о необходимости предоставления протокола схода граждан, в результате чего был упущен срок подачи заявки на включение в Подпрограмму на 2017 г. Незаконность действий Министерства и администрации прежде всего заключается в том, что ими неправильно была рассчитана стоимость газификации одного домовладения. Проектной документацией на газификацию д. Бредихино и д. Доброе семя предусмотрено строительство газопровода с перспективой на 65 домов. О том, что достаточно представить протокол схода граждан Министерство сообщило только в ноябре 2016 г., когда был упущен срок на включение Объекта в Подпрограмму 2017 г. В результате действий ответчиков нарушено право административного истца на включение в перечень объектов газификации и получение субсидий в 2017 году. Административный истец считает, что его право может быть восстановлено путем принятия решения о предоставлении субсидий Министерством строительства и ЖКХ Тульской области бюджету муниципального образования Дубенский район на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в дер. <адрес> и дер. <адрес>». Министерство в целях исполнения обязанности по предоставлению субсидии обеспечивает подготовку и согласование проекта распоряжения правительства Тульской области, но указанная обязанность будет являться исполненной надлежащим образом после утверждения правительством Тульской области соответствующего распоряжения в отношении Объекта.
В отзыве на административное исковое заявление с учетом уточнения административный ответчик Министерство строительства и ЖКХ Тульской области указывает, что согласно нормам Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами; организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Тульской области от 19.11.2013 г. №660 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» утверждена подпрограмма «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.».
Ответственным исполнителем по реализации подпрограммы определено министерство строительства и ЖКХ Тульской области, соисполнителями являются администрации муниципальных районов и городских округов Тульской области.
Подпрограмма реализуется за счет средств бюджета области при обязательном софинансировании мероприятий подпрограммы из местных бюджетов. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов Тульской области, выполняющим условия предоставления субсидий и прошедшим отбор в соответствии со следующими требованиями (в редакции, действующей на момент подачи заявлений администрацией МО Дубенский район): предоставление в Министерство в срок до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году реализации подпрограммы заявки на соответствующий год, содержащей следующие документы: заявку на соответствующий год с указанием перечня мероприятий с технико – экономическим обоснованием необходимости их реализации; копию утвержденной в установленном порядке муниципальной программы (подпрограммы), направленной на достижение целей настоящей подпрограммы; выписку из нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, подтверждающую наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, или гарантийное письмо муниципального образования о софинансировании строительства объекта из муниципального бюджета; проектную документацию на объекты капитального строительства и реконструкции, имеющую положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства. Стоимость газификации одного домовладения не должна превышать 150 тыс. руб. Министерство отказывает муниципальному образованию в предоставлении субсидии в соответствующем году в случаях: несоблюдения условий предоставления субсидии; предоставления неполного объема документов; нарушения сроков подачи документов на предоставление субсидий; превышения суммы субсидии над суммой лимита средств, предусмотренного на финансирование подпрограммы в соответствии с законом Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год.
Проектно – сметная документация на строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов в д. <адрес> и д. <адрес> прошла государственную экспертизу только 21.12.2015 г., что исключало возможность принятия заявки администрации МО Дубенский район на включение д. Доброе семя в программу газификации на 2016 г.
Письмом от 25.04.2016 г. администрация МО Дубенский район предоставила в Министерство копию положительного заключения ГАУ ТО «Управление экспертизы» в части проверки достоверности определения сметной стоимости и результатов инженерных изысканий от 21.12.2015 г.
Однако, согласно технико – экономическим характеристикам объекта, представленным администрацией МО Дубенский район, стоимость строительно – монтажных работ составляет 6801, 08 тыс. руб., а количество газифицируемых домов – 27, то есть стоимость газификации на одно домовладение составило 251, 8 тыс. руб.
Превышение стоимости газификации одного домовладения свыше 150 тыс. руб. оплачивается за счет средств муниципального образования или за счет средств жителей.
Согласно постановлению Правительства Тульской области от 19.11.2013 г. №660 в этом случае в составе заявки муниципального образования на предоставление субсидий обязательно представляется протокол схода граждан, из которого определенно следует, что граждане, участвующие в сходе, выразили согласие на соответствующую оплату.
Вместе с тем соответствующий протокол администрацией МО Дубенский район представлен не был.
02.12.2016 г. в Министерство поступила заявка администрации МО Дубенский район с указанием увеличенного количества потенциальных потребителей с приложением протокола схода граждан и письмами жителей д. Доброе семя с гарантиями оплаты работ по подводке за свой счет.
Учитывая, что заявка администрации МО Дубенский район на включение объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>» в Министерство поступила 2 декабря 2016 г., объект не рассматривался при формировании подпрограммы газификации на 2017 год.
Сложившаяся экономия бюджетных средств по итогам проведенных аукционов в 2017 году не позволила включить данный объект в подпрограмму газификации, в том числе с учетом перераспределения экономии в рамках одного муниципального образования. Таким образом полагает, что требование административного истца о признании незаконными действий Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении субсидии на 2017 год, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Указывает, что в настоящее время Министерством подготовлен проект Подпрограммы на 2018 год, который проходит процедуру согласования, предусмотренную Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти и аппарате Правительства Тульской области, утвержденной Указом Губернатора Тульской области от 24.08.2012 г. №103.
Полагает, что министерство строительства и ЖКХ Тульской области осуществляло свои действия в соответствии с положениями Постановления Правительства Тульской области от 19.11.2013 г. №660 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утверждена подпрограмма «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 - 2021 г.г.».
Отмечает, что возложение в судебном порядке на органы исполнительной власти каких – либо обязанностей, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям материального права и бюджетного законодательства.
Несогласие административного истца с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения или органов исполнительной власти Тульской области, о наличии признаков нарушения действующего законодательства со стороны этих органов не свидетельствует. Кроме того, административным истцом не указано, какие именно его права, свободы и законные интересы нарушены Министерством строительства и ЖКХ.
У Министерства отсутствует обязанность газоснабжения поселений, данные полномочия отнесены к органам местного самоуправления. Подпрограмма направлена исключительно на софинансирование мероприятий по газификации, которые подлежат осуществлению органами местного самоуправления в рамках имеющихся полномочий и регулирует правоотношения, возникшие исключительно между Министерством и администрациями муниципальных районов и городских округов Тульской области.
Нормами подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» не предусмотрена обязанность министерства принять решение о предоставлении субсидии какому- либо иному лицу, кроме администраций муниципальных районов и городских округов Тульской области.
Таким образом, требование административного истца о принятии решения о предоставлении субсидии административному истцу противоречит нормам материального права, а к категории лиц, имеющих право на обращение в суд в защиту прав других лиц в защиту публичных интересов потребительских газо – эксплуатационный кооператив «Доброе семя» не относится.
Кроме того, по мнению административного ответчика, отсутствует совокупность условий, необходимых в соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ для признания незаконными действий министерства строительства и ЖКХ Тульской области.
Указывает, что проект распоряжения правительства Тульской области «Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидий, предоставляемых в 2018 году из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований» подготовлен Министерством и проходит процедуру согласования, предусмотренную Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти и аппарате Правительства Тульской области, утвержденной Указом Губернатора Тульской области от 24.08.2012 г. №103.
На основании изложенного просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 заявленные требования с учетом их уточнения поддержала, на их удовлетворении настаивала, пояснила, что с отзывом Министерства строительства и ЖКХ не согласна, полагая, что именно Министерство ответственно за реализацию Подпрограммы газификации населенных пунктов, то есть за достижение экономического эффекта, ради которого эта программа создавалась, считает несостоятельным довод Министерства о том, что оно действовало в пределах своих полномочий и рассматривало те документы, которые представляла администрация, что говорит о формальном отношении Министерства к исполнению своих обязанностей. В случае правильного анализа полученной проектно – сметной документации и правильного определения стоимости газификации одного домовладения, проект был бы включен в Подпрограмму на 2017 год. Министерством не учтено, что для того, чтобы Программа газификации вообще могла быть реализована, именно жители профинансировали и обеспечили подготовку проектно – сметной документации еще в 2016 г., но до сих пор заявка не включена в Подпрограмму газификации. Из требований также не следует, что административный истец просит предоставления субсидии для себя, вопреки доводу ответчика. Просит принять во внимание, что проект распоряжения Правительства Тульской области «Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидий, предоставляемых в 2018 году бюджетам муниципальных образований», подготовлен Министерством и проходит процедуру согласования. В финансировании проектных работ принимали участие ветераны, инвалиды, малоимущие и многодетные семьи, которые остро нуждаются в газификации своих домов, денежные средства (около 70 тыс. руб. с каждого дома) являются существенной суммой для жителей, и, потратив их еще в 2015 г., граждане до сих пор не получили газ, а проект не включен в Подпрограмму газификации.
Представитель административного ответчика министерства строительства и ЖКХ Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований с учетом уточнения возражала.
Определением от 29.11.2017 г. администрация МО Дубенский район Тульской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Представитель административного ответчика администрации МО Дубенский район Тульской области по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя административного ответчика администрации МО Дубенский район Тульской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные сторонами письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением правительства Тульской области от 19.11.2013 N 660 утверждена государственная программа Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области", ответственным исполнителем которой является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
В рамках указанной Программы утверждена Подпрограмма "Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 - 2021 годы", ответственным исполнителем которой также является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, задачами указаны развитие системы газоснабжения; повышение уровня газификации населенных пунктов Тульской области.
Подпрограмма определяет порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам на софинансирование расходов по газификации населенных пунктов.
Из ответа Министерства строительства и ЖКХ Тульской области от 17.05.2016 г. на обращение ФИО7, проживающей в д. <адрес>, по вопросу газификации д. Бредихино и д. Доброе семя следует, что для газификации данных населенных пунктов необходимо строительство межпоселкового газопровода. Строительство межпоселковых газопроводов осуществляется по программе «Газификация регионов РФ», которая финансируется и реализуется ОАО «Газпром». Правительством Тульской области направлены предложения по строительству объектов газораспределительных систем, предлагаемых для финансирования ООО «Газпром межрегионгаз» в составе Программы развития газоснабжения и газификации Тульской области на 2016 – 2020 г.г. В направленных предложениях данные населенные пункты отсутствуют, на сегодняшний день программа не представлена. Мероприятия по строительству внутрипоселковых газопроводов осуществляются в рамках подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2020 г.г.» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», разъяснены основные условия включения объектов в Подпрограмму. Указано, что по информации администрации МО Дубенский район получено положительное заключение госэкспертизы, но стоимость газификации одного домовладения составляет 251, 8 тыс. руб. При поступлении утвержденной программы развития газоснабжения и газификации Тульской области на 2016 – 2020 г.г., финансируемый ООО «Газпром межрегионгаз» будет рассматриваться вопрос о корректировке данной программы. Газификация д. Бредихино и д. Доброе семя будет возможна при принятии решения ООО «Газпром межрегионгаз» о строительстве межпоселкового газопровода.
В ответе от 13.08.2016 г. на обращения председателя ПГЭК «<адрес>» ФИО7 от имени жителей деревень <адрес> администрацией МО Дубенский район Тульской области разъяснено, что ПК «Доброе семя» подготовлена и представлена в администрацию МО Дубенский район проектно – сметная документация на объект «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>». Положительное заключение госэкспертизы объекта капитального строительства и проверки достоверности определения сметной стоимости выдано ГАУ ТО «Управление экспертизы» 21.12.2015 г. В 2015 году и в 2016 г. администрацией были направлены в Правительство Тульской области о включении объектов «Строительство газопроводов высокого и низкого давлений для газификации жилых домов в мероприятия подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2020 г.г.» государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», а также в ООО «Газпром межрегионгаз Тула» о включении в программу по развитию газоснабжения и газификации Тульской области на 2016 – 2020 г.г. Программа по газификации Тульской области на 2016 – 2017 г.г. сформирована и утверждена, в перечень мероприятий программы включены объекты, в которых стоимость газификации на одно домовладение составило не более 150 тысяч руб. В проектно – сметной документации по газификации дер. <адрес> и д. <адрес> стоимость строительно – монтажных работ составляет 6801, 08 тыс. руб., количество домов – 27, таким образом, стоимость газификации одного домовладения составляет 251, 08 тыс. руб. При значительном превышении стоимости над установленным лимитом правительство Тульской области обращается в ПАО «Газпром» для газификации населенных пунктов за счет инвестиций ПАО «Газпром» при условии софинансирования администрациями МО и возможного софинансирования жителями. 21.06.2016 г. администрацией было направлено письмо в Министерство строительства и ЖКХ Тульской области с просьбой внести изменение в Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам на газификацию населенных пунктов подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2020 г.г.» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденной постановлением Правительства Тульской области №660 от 19.11.2013 г., в части увеличения размера стоимости газификации одного домовладения. Министерством сообщено, что рассмотрение вопроса об увеличении лимита свыше 150 тыс. руб. будет возможно после реализации проектов, утвержденных на 2016 – 2017 г.г., где стоимость газификации одного домовладения составляет не более 150 тыс. руб., а также при увеличении лимита из бюджета Тульской области на финансирование подпрограммы на последующие годы, администрацией рекомендовано жителям, не финансировавшим подготовку проектно – сметной документации, участвовать в софинансировании строительства газопровода, обеспечив тем самым участие в государственной программе по газификации населенных пунктов на 2017 – 2018 г.г.
17.01.2017 г. Министерством строительства и ЖКХ Тульской области в адрес администрации МО Дубенский район сообщено, что в настоящее время подпрограмма «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» на 2017 год сформирована. При формировании подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» на 2018 год при наличии лимитов будет рассмотрен вопрос о включении объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давлений для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>» в подпрограмму.
22.03.2017 г. представителю ПК «Доброе семя» ФИО1 министерством строительства и ЖКХ Тульской области разъяснено, что основными условиями включения объектов в подпрограмму «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» является наличие утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, документации по межеванию и постановке на учет земельных участков по трассе прохождения газопровода, согласования с их собственниками и заявки муниципального образования, подтверждающей софинансирование из местного бюджета. Данная подпрограмма на 2017 год сформирована и утверждена. Вопрос о включении объекта газификации д. <адрес> и д. <адрес> в подпрограмму «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 20121 г.г.» будет рассматриваться министерством при ее корректировке по результатам экономии и формирования на последующие периоды.
06.04.2017 г. Министерством строительства и ЖКХ Тульской области в адрес администрации МО Дубенский район сообщено, что в срок до мая 2017 г. проводятся конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на выполнение строительно – монтажных работ по прокладке распределительных газопроводов, включенных в подпрограмму «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.». При наличии экономии по итогам конкурсных процедур будет рассмотрен вопрос включения объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>» на 2017 с завершением строительно- монтажных работ в 2018 г. Для включения объекта в подпрограмму «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014-2021 г.г.» необходима актуальная проектная документация и сметная стоимость в текущих ценах. Для включения объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов в д. Доброе семя и д. Бредихино» необходимо продление технических условий, а также пересчет сметной стоимости строительства объекта в подпрограмму не требуются.
17.08.2017 г. Министерством строительства и ЖКХ Тульской области жителям деревень сообщено, что заявка администрации МО Дубенский район, удовлетворяющая всем условиям включения объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давлений для газификации жилых домов, расположенных в д. <адрес> и д. <адрес>» в Подпрограмму поступила в Министерство 06.12.2016 г. Разъяснено, что в настоящее время проводятся конкурсные процедуры по объектам, включенным ранее, но образовавшаяся экономия после 1 июня текущего года в соответствии с Законом Тульской области от 23.12.2016 г. №94-ЗТО не может быть перераспределена между бюджетами муниципальных районов Тульской области. После газификации населенных пунктов, заявки по которым от администраций муниципальных образований поступили в министерство строительства и ЖКХ Тульской области до 06.12.2016 г., будет рассмотрен вопрос о газификации жилых домов в д. Доброе семя и д. Бредихино согласно разработанной проектно – сметной документации в рамках подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.»
Постановлением администрации МО Дубенский район Тульской области №37 от 19.01.2017 г. внесены изменения в постановление администрации МО Дубенский район от 20.02.2014 г. №186 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем и услугами ЖКХ населения муниципального образования Дубенский район», согласно приложению – паспорту подпрограммы «Газификация населенных пунктов МО Дубенский район», задачами подпрограммы является газифицирование в числе прочих д. <адрес> и д. <адрес> в 2017 году.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.4 ч.1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам на софинансирование расходов по газификации населенных пунктов предусмотрен Подпрограммой "Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 - 2021 годы".
Управление реализацией подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области и включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, выполнение, корректировку и контроль исполнения предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Механизм реализации подпрограммы состоит в согласованном нормативно-правовом, финансовом и организационном обеспечении реализации комплекса предусматриваемых подпрограммой мероприятий на уровне органов исполнительной и законодательной власти Тульской области и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы заключается в ежегодном утверждении статей расходов бюджета Тульской области и местных бюджетов в соответствии с объемами финансирования, необходимыми для выполнения комплекса мероприятий по реализации подпрограммы.
Средства из бюджета Тульской области местным бюджетам на проведение мероприятий по строительству межпоселковых газопроводов, распределительных газовых сетей, в том числе подводящих газопроводов к жилым домам, в соответствии с проектно-сметной документацией, врезке вновь построенных газопроводов в существующие распределительные сети газопровода, техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, подготовку технической документации на бесхозяйные газопроводы, расположенные на территории муниципальных образований, предоставляются в виде субсидий в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии с п.п. 2 п. 6.4.7.1 указанной Подпрограммы субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий по газификации населенных пунктов. Субсидии предоставляются министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Тульской области в пределах объемов бюджетных ассигнований, установленных законом Тульской области о бюджете области на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию мероприятий подпрограммы.
Субсидии предоставляются муниципальным районам (городским округам) Тульской области на следующих условиях: наличие заявки муниципального образования на предоставление субсидий с указанием перечня мероприятий; наличие муниципальной программы (подпрограммы), направленной на достижение целей настоящей подпрограммы; наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, и документации по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, согласования с собственниками земельных участков по трассе прохождения газопровода; заключение соглашения между уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тульской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (далее - Министерство); наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства муниципального образования; обязательство органов местного самоуправления Тульской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых муниципальными программами, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством и органом местного самоуправления Тульской области о предоставлении субсидий.
При этом стоимость газификации одного домовладения не должна превышать 150 тыс. рублей (данное условие не распространяется на объекты капитального строительства, имеющие утвержденную проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы до 01.08.2014, а также на объекты капитального строительства, обязательства по которым имеет правительство Тульской области в соответствии с план - графиком синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации). Превышение стоимости газификации одного домовладения свыше 150 тыс. рублей оплачивается за счет средств муниципального образования или за счет средств жителей. В последнем случае в составе заявки муниципального образования на предоставление субсидий обязательно представляется протокол схода граждан, из которого определенно следует, что граждане, участвующие в сходе, выразили согласие на соответствующую оплату.
Кроме того, Подпрограммой предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам в рамках реализации подпрограммы: в Министерство в срок до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году реализации подпрограммы, предоставляются заявки на соответствующий год (ред. от 23.09.2016 г.).
В случае недостаточности лимитов бюджета Тульской области на очередной календарный год в перечень объектов газификации Тульской области включаются объекты, прошедшие отбор, по заявкам муниципальных образований в порядке очередности, сформированной по дате подачи заявки.
Министерство отказывает муниципальному образованию в предоставлении субсидии в соответствующем году в случаях: несоблюдения условий предоставления субсидии, указанных в пункте 4 настоящих Правил; представления неполного объема документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; нарушения сроков подачи документов на предоставление субсидий, указанных в пункте 4 настоящих Правил; превышения суммы субсидии над суммой лимита средств, предусмотренного на финансирование подпрограммы в соответствии с законом Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год.
Между тем судом установлено, что заявка администрации МО Дубенский район Тульской области, удовлетворяющая всем условиям включения объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давлений для газификации жилых домов в д. Доброе семя и д. Бредихино» в Подпрограмму, поступила в министерство строительства и ЖКХ Тульской области 02.12.2016 г., в связи с чем объект не рассматривался при формировании подпрограммы газификации на 2017 год.
При этом довод административного истца о том, что срок предоставления заявки был упущен в связи с несвоевременным разъяснением Министерством о необходимости предоставления протокола схода граждан, является несостоятельным, поскольку данное условие предусмотрено Подпрограммой после внесения соответствующих изменений Постановлением правительства Тульской области от 14.01.2016 г.
Иные доводы административного истца о даче Министерством недостоверных разъяснений, об истечении срока годности проектно – сметной документации в случае невключения деревень в Подпрограмму в 2018 году, также не свидетельствуют о незаконности действий административных ответчиков.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, со стороны административного ответчика после принятия надлежащим образом оформленной заявки были приняты меры по реализации своих полномочий путем составления проекта распоряжения Правительства Тульской области «Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидий, предоставляемых в 2018 году из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований», который проходит процедуру согласования.
Таким образом, требование административного истца о признании незаконными действий Министерства строительства и ЖКХ Тульской области и администрации МО Дубенский район Тульской области по реализации Подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденной Постановлением правительства Тульской области №660 от 19.11.2016 г., выразившихся в необоснованном отказе в предоставлении субсидии в 2017 г. на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов, расположенных в д. Доброе семя и д. Бредихино», является необоснованным.
В силу п.п. 3, 4 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения. Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, разрешение вышеназванных вопросов подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, возложение в судебном порядке на Министерство строительства и ЖКХ Тульской области каких-либо обязанностей по решению вопросов, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации.
Таким образом, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п.7 ст. 333.19 НК РФ с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Потребительского газо – эксплуатационного кооператива «Доброе семя» к Министерству строительства и ЖКХ Тульской области, администрации МО Дубенское Дубенского района Тульской области о признании незаконными действий по реализации подпрограммы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2014 – 2021 г.г.» Государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» и обязании принять решение о предоставлении субсидии в 2018 году на софинансирование расходов на строительство объекта «Строительство газопроводов высокого и низкого давления для газификации жилых домов в д. <адрес> и д. <адрес>» отказать.
Взыскать с Потребительского газо – эксплуатационного кооператива «Доброе семя» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд.
Председательствующий