ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4/2022 от 14.01.2022 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

г. Бодайбо 14 января 2022 г.

Дело № 2а-401/2021

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Ермакова Э.С., при ведении протокола секретарем Полкановой И.А.,

с участием в судебном заседании: заместителя прокурора г. Бодайбо Шафикова Э.И., старшего помощника прокурора г. Бодайбо Михаленя Е.П., представителей административного истца: ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» к Прокуратуре Иркутской области, заместителю прокурора города Шафикову Эльдару Ильнуровичу о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок,

у с т а н о в и л :

Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» обратилось в Бодайбинский городской суд с административными исковыми требованиями к прокуратуре г. Бодайбо, в обоснование которого указало, что 30 октября 2020 года в сети «Интернет» им на информационно-телекоммуникационном сайте zakupki.gov.ru предприятие было размещено извещение и документация о проведении предварительного квалификационного отбора для проведения конкурса с ограниченным участием на право на поставку угля каменного. На момент окончания установленного срока было подано три заявки от 22 января 2021 года.

По результатам сопоставления заявок комиссией было принято решение о признании победителем и о заключении договора с участником конкурса ООО «Витим-Лес» как с предложившим наименьшую цену закупки каменного угля. Соответственно заявки других участников – ООО «Верхнеленское речное пароходство» и ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» с большей ценой предложения были отклонены.

Не согласившись с результатами конкурса, ООО «Верхнеленское речное пароходство» подало в Арбитражный суд Иркутской области исковое заявление о признании недействительным конкурса с ограниченным участием и договора на поставку угля каменного между МУП «Тепловодоканал» и ООО «Витим-Лес» от 22 января 2021 года, а так же с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области от 9 февраля 2021 года № 038/103/21.

Кроме того, ООО «Верхнеленское речное пароходство» направило заявление в прокуратуру г. Бодайбо по результатам рассмотрения которого и.о. прокурора г. Бодайбо - заместителем прокурора города Шафиковым Э.И. в адрес МУП «Тепловодоканал» внесено представление от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По мнению прокурора, нарушения при проведении конкурса и заключении договора выразились в том, что оплата по заключенному договору между МУП «Тепловодоканал» и ООО «Витим-Лес» от 22 января 2021 года будет производиться, в том числе за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (субсидий бюджета Иркутской области в целях возмещения предприятию недополученных доходов в связи с оказанием услуг тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод). В связи с этим, при проведении торгов по закупке угля каменного необходимо применять положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Административный истец с представлением прокурора не согласно, указывая, что услуги тепло -, водоснабжения, водоотведения предоставляются населению г. Бодайбо по регулируемым и утверждаемым в установленном порядке тарифам, превышающие затраты предприятия на производство этих услуг.

Ссылаясь на положения пункта 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 2 ст. 5, пункт 1 части 3 ст. 7, пункт 4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства РФ от 22 октября 2021 года № 1075, пунктом 4 Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 20 декабря 2018 года № 446-ФЗ, Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года № 439-п, полагает, что субсидии из областного бюджета предоставляются в целях возмещения предприятию неполученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газ-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, как разница между установленными для юридического лица, тарифами на коммунальные услуги и установленными тарифами на соответствующие коммунальные услуги для населения (неполученные доходы).

Для получения указанных субсидий в целях финансирования и обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, необходимых для проведения отопительного периода и предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения Иркутской области, заключается соглашение. Субсидия выделяется Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в первом полугодии следующего финансового года авансом в счет недополученных доходов следующего года.

При этом в силу положений пункта 13.1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан установить в контракте срок оплаты за поставленный товар, который должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 ст. 94 этого закона. В связи с отсутствием к моменту поставки товара необходимых денежных средств у предприятия, провести закупку на основании указанного закона не представляется возможным.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 февраля 2010 года по делу № 15187/09, субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с финансовым обеспечением затрат на приобретение и доставку топливо-энергетических ресурсов для оказания населению услуг тепло-, водо- снабжения, водоотведения, не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг.

Поэтому указанные субсидии являются доходами МУП «Тепловодоканал», а не целевым бюджетным финансированием на приобретение топливо-энергетических ресурсов, собственными оборотными средствами предприятия, в связи с чем, в этом случае положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении закупок не подлежат применению.

Как далее указал административный истец, он в силу положений части 12 ст. 8, части 42 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» произвел изменение и разместил в ЕИС положение о закупке и план закупки в срок до 1 октября 2018 года, что дало ему право проводить закупки без привлечения средств бюджетов по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

МУП «Тепловодоканал» обосновано провело закупку топлива в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» без привлечения средств бюджета.

Кроме того, Бодайбинский район относится к районам с ограниченным завозом, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем, должен быть обеспечен минимально необходимый норматив запаса топлива. Проведением процедур в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ не может быть определен поставщик, соответствующий требованиям к специфике поставке угля каменного в г. Бодайбо. Выбор поставщика, не имеющего достаточных ресурсов, может привести к срыву поставок и объявлению режима Чрезвычайной ситуации.

Дополнительно административный истец указал, что в оспариваемом предписании не определено, какие именно нарушения надлежало устранить МУП «Тепловодоканал» и какие меры принять для их устранения.

Исполнение данного предписания прокурора возможно лишь путем отмены проведения закупки. Однако после проведения закупки и заключения договора с победителем конкурентной процедуры, согласно положениям части 5 ст. 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ отмена конкурентной закупки по одному и более предмету закупки до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсной закупке. По истечении срока отмены конкурентной закупки и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, конкурс с ограниченным участием может быть признан недействительным только в судебном порядке, а МУП «Тепловодоканал» не имеет юридической возможности повлиять на завершенную процедуру закупки, поскольку срок подачи заявки по такой закупке истек 21 января 2021 года и 10 февраля 2021 года по её итогам был заключен договор с ООО «Витим-Лес».

Поэтому данное представление прокурора является неисполнимым.

По мнению административного истца, внеся данное представление, прокурор предрешил судебный спор, разрешаемый Арбитражным судом Иркутской области между МУП «Тепловодоканал» и участниками закупки: ООО «Витим-Лес» и ООО «ВЛРП» (Дело № А19-4406/2021), что недопустимо.

МУП «Тепловодоканал» полагает, что оспариваемое представление исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо от 26 апреля 2021 года * принято с нарушением процедуры проведения такой проверки, определенной Федеральным законом РФ от 17 января 1992 года № 2002-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в сокращенные сроки, в течение 2-х дней, что лишило проверяемое предприятие возможности представить мотивированную позицию по делу.

Определением Бодайбинского городского суда от 16 июня 2021 года произведена замена административного ответчика: вместо прокуроратуры г. Бодайбо привлечено должностное лицо, принявшее оспариваемое представление, - заместитель прокурора города Бодайбо Шафиков Эльдар Ильнурович, а так же к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Прокуратура Иркутской области.

В судебном заседании представители административного истца МУП «Тепловодоканал» - директор ФИО1, представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 14 января 2022 года * и диплома о высшем юридическом образовании от *** ВСГ *, требования по исковому заявлению поддержали в полном объеме.

Административные ответчики – заместитель прокурора г. Бодайбо Шафиков Э.И., представитель Прокуратуры Иркутской области, старший помощник прокурора г. Бодайбо Михаленя Е.П., действующий на основании доверенности от 5 июля 2022 года № 8/1-245-104, иск МУП «Тепловодоканал» не признали и дали согласованные возражения, в которых, основываясь на положениях пунктов 1,2, пункта 3 ст. 21 Закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полагал проведенную проверку принятой с соблюдением установленной процедуры и при наличии законных оснований.

В ходе этой проверки было установлено, что МУП «Теполоводоканал» является получателем средств из бюджета Иркутской области в виде субсидий, предоставленных в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. Суждения административного истца о том, что такая субсидия является собственными средствами предприятия и не относится к средствам областного бюджета, противоречит ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ, Закону Иркутской области от 16 декабря 2020 года № 114-оз «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а так же Постановлениям Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп, от 2 сентября 2015 года № 439-пп.

Намерение оплаты угля за счет средств указанной субсидии из областного бюджета, наряду с информацией Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, подтверждает заявление МУП «Тепловодоканал» в адрес Бодайбинского городского поселения о согласовании крупной сделки. В пункте 2 указанного заявления содержится информация о платежеспособности предприятия по сделке – субсидия за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

О необходимости осуществления муниципальными унитарными предприятиями закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субсидий из бюджетов соответствующих уровней в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, разъяснено в письмах Министерства финансов РФ от 13 февраля 2020 года № 24-04-07/9695 и от 17 июня 2020 года № 24-01-08/52188.

Таким образом, по мнению административных ответчиков, и.о. прокурора г. Бодайбо – заместитель прокурора города Шафиков Э.И. обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, внес представление в адрес МУП «Тепловодоканал» об устранении нарушений приведенного выше Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ при проведении предприятием закупки угля каменного путём проведения конкурса с ограниченным участием с проведением предварительного квалификационного отбора участников в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

Кроме того, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан предпринимателей, к которым относится внесенное и.о. прокурора г. Бодайбо – заместителем прокурора Шафиковым Э.И. представление, исходя из субъектного состава участвующих в деле лиц в соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года № 12/12, относится к подсудности арбитражных судов.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит, что административные исковые требования МУП «Тепловодоканал» к Прокуратуре Иркутской области, заместителю прокурора города Шафикову Э.И. о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что предметом надзора органов прокуратуры являются, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).

Согласно абзацам 3 и 4 части 3 указанного Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (часть 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).

В «Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 года (вопрос 19), разъяснено, что если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, МУП «Тепловодоканал» в соответствии с уставом является коммерческой организацией, созданной для осуществления видов деятельности, в том числе по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; распределению пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; распределение воды; удаление и обработка сточных вод (пункт 2.2.). Предприятие реализует свою продукцию, выполняет работы, оказывает услуги на основании заключенных договоров, а в случаях, предусмотренных законодательством или органом местного самоуправления – по установленным тарифам (пункт 2.6.).

МУП «Тепловодоканал» на основании Закона Иркутской области от 16 декабря 2020 года № 114-оз «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп, Постановлений Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп, от 2 сентября 2015 года № 439-пп, является получателем субсидий из бюджета Иркутской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

На основании Постановлением Правительства Иркутской области «с от 10 июля 2014 года № 336-пп, утвердившим «Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, тепло- и горячего водоснабжения», МУП «Тепловодоканал» заключило соглашение от 15 января 2021 года № 2 с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере тепло-, горячего водоснабжения, необходимого для проведения отопительного периода и предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Иркутской области.

Кроме того, 12 июля 2021 года между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и МУП «Тепловодоканал» заключено соглашение № 427 о предоставлении субсидий за счёт средств бюджета Иркутской области в целях возмещения неполученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Реализуя цели и направления деятельности, МУП «Тепловодоканал» 30 октября 2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ЕИС, https://zakupki.gov.ru) разместило извещение о закупке * о проведении предварительного квалификационного отбора для проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного.

На момент окончания определенного срока было подано три заявки от 22 января 2021 года и согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием для закупки * было оформлено следующе решение комиссии:

присвоить первый номер заявке, признать победителем конкурса и заключить договор с участником конкурса: ООО «Витим-Лес» ** с ценой договора – 274 240 000 рублей;

присвоить второй номер заявке ООО «Верхнеленское Речное Пароходство» ** ценой договора – 278 000 000 рублей;

предложенная цена договора участника закупки ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (*) составила 299 040 000 рублей.

По результатам конкурса 10 февраля 2021 года между МУП «Тепловодоканал» (покупатель) и ООО «Витим-лес» (поставщик) был заключен договор на поставку угля каменного *, предметом которого является поставка 40 000 тонн угля каменного, соответствующего требованиям ГОСТ 25543-2013 на условиях поставки франко-склад покупателя до 31 августа 2021 года с уплатой покупной цены в сумме 274 240 000 рублей в следующие сроки: 40% от цены договора – 109 696 000 рублей – после поставки всего объема продукции на склад покупателя на основании выставленного счета и акта приемки передачи; окончательный расчет в сумме 164 544 000 рублей – до 31 марта 2022 года.

15 февраля 2021 года на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru размещена информация о заключении договора * от 10 февраля 2021 года между МУП «Тепловодоканал» (покупатель) и ООО «Витим-лес» (поставщик) на поставку угля каменного на основании протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 22 января 2021 года *.

14 апреля 2021 года заместитель прокурора г. Бодайбо направил в МУП «Тепловодоканал» требование о предоставлении документов, связанных с указанной выше конкурсной процедурой, а 16 апреля 2021 года и.о. прокурора г. Бодайбо Шафиков Э.И. вынес в адрес указанного предприятия представление об устранении нарушения законодательства в сфере закупок.

Как указано в данном представлении, вопреки требованиям подпункта «а» пункта 5 части 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» пункта «в» части 2.1 статьи 15, ст. 24, ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» МУП «Тепловодоканал» на основании договора от 10 февраля 2021 года * осуществило закупку угля каменного в количестве 40 000 тонн в форме конкурса с ограниченным участием с проведением предварительного квалификационного отбора в соответствии с приведенным выше Федеральным законом № 223-ФЗ, оплата которого будет произведена, в том числе с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации. Данные нарушения привели к лишению возможности потенциальным участникам электронного аукциона снизить цену контракта ниже предложенной первоначально в заявке на участие в закупке, а предприятие – заключить контракт на более выгодных условиях и, тем самым, произвести экономию финансовых средств бюджета Иркутской области.

В связи с изложенным, прокурор потребовал рассмотреть внесенное представление (пункт 1); в течение одного месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению указанных в представлении нарушений законодательства, причин и условий им способствовавшим (пункт 2); о дате и времени рассмотрения настоящего представления заблаговременно сообщить в прокуратуру г. Бодайбо для участия в рассмотрении представления (пункт 3); о результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру г. Бодайбо (пункт 4).

Оспариваемое представление носит принудительный, властно-распорядительный характер, однако оно не содержит конкретных мер, которые должен предпринять МУП «Тепловодоводоканал» в условиях заключенного с ООО «Витим-Лес» 10 февраля 2021 года договора * на поставку угля каменного, в отношении которого стороны фактически приступили к его исполнению.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Бодайбо Шафиков Э.И., представитель Прокуратуры Иркутской области Михаленя Е.П. пояснили, что в представлении прокурором не могут быть точно указаны все меры, которые необходимо выполнить МУП «Тепловодоканал» для устранения нарушений закона, в связи с чем, выбор этих мероприятий осуществляет само предприятие. В данном случае, такой мерой является расторжение МУП «Тепловодоканал» договора от 10 февраля 2021 года договора * на поставку угля каменного, заключенного с ООО «Витим-Лес» с привлечением на оплату товара средств бюджета Российской Федерации, то есть в нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответственно предприятие должно было совершить действия, предусмотренные законом и направленные на расторжение или прекращение действия указанного договора.

Данные доводы административных ответчиков нельзя признать правильными.

Основания и порядок расторжения договора определяются гражданским законодательством, а применительно к спорным правовым отношениям так же и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Так, в силу ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (часть 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (часть 2).

Согласно части 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

По правилам части 5 ст. 3.2. приведенного выше Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (часть 7 ст. 3.2).

Иных положений, позволяющих в одностороннем порядке покупателю – МУП «Тепловодоканал» отказаться от исполнения заключенного 10 февраля 2021 года с ООО «Витим-Лес» договора * на поставку угля каменного, при отсутствии нарушений его исполнения, ни гражданское законодательство, ни положения Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, не содержат.

В этих условиях, расторжение, прекращение действия либо недействительность указанного договора по мотиву нарушения норм публичного права, в том числе по мотиву проведения конкурсных процедур заключения договора исполнение которого предусматривает привлечение средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в нарушение требований, в нарушение Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», может быть произведено только в судебном порядке по иску заинтересованного лица, а равно прокурора.

Однако и.о. прокурора г. Бодайбо – заместитель прокурора города Шафиков Э.И., внося обжалуемое представление от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, избрал иной, не соответствующий характеру возникших спорных правовых отношений способ защиты.

Более того, из материалов дела следует, что, не согласившись с проведенной конкурсной процедурой, ООО «Верхнеленское речное пароходство» 15 марта 2021 года обратилось в Арбитражный суд Иркутской области, в котором просило признать недействительным конкурс с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного (извещение * на официальном сайте ЕИС), проведенный 22 января 2021 года МУП «Тепловодоканал», а так признать недействительным договор на поставку угля каменного, заключенного между этим предприятием и ООО «ВИТИМ-ЛЕС» по результатам проведения конкурсных процедур.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2021 года в удовлетворении приведенных выше исковых требований ООО «Верхнеленское речное пароходство» было отказано, в том числе с учётом анализа и оценки позиции по делу представителя Прокуратуры Иркутской области, который в указанном деле дал заключение об отсутствии оснований для признания недействительным указанного договора, в том числе по мотиву нарушения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

С учётом изложенного, суд находит, что предписание и.о. прокурора г. Бодайбо – заместитель прокурора города Шафиков Э.И. от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок является неисполнимым и осуществлено в нарушение положений части 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Анализируя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для применения при проведении процедуры закупки угля каменного процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд принимает во внимание, что в силу подпункта «в» пункта 5 части 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закон о закупках распространяется на закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичное положение установлено подпунктом «в» пункта 2 части 2.1. ст. 15 Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данные положения о проведении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введены Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 108-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 июня 2018 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу 29 июня 2018 года.

Указанным Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» часть 42 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой до 1 октября 2018 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 части 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе, в 2018 г.

МУП «Тепловодоканал» в приведенном выше порядке было принято собственное положение о закупках, которое на основании части 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупка угля каменного * согласно представленной суду конкурсной документации для проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного, на основании которой было размещено извещение на сайте zakupki.gov.ru, осуществлялась МУП «Тепловодоканал» за счет собственных средств.

Выводы прокурора о необходимости осуществления закупки в соответствии с требованиями Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку МУП «Тепловодоканал» является получателем субсидий в целях возмещения недополученных доходов как организации, оказывающей населению Иркутской области услуги в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, суд находит необоснованными.

Нормы подпункта «в» пункта 5 части 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта «в» пункта 2 части 2.1. ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ не раскрывают понятие осуществления закупок с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Толкование данного термина применительно к закупкам для государственных нужд, должно осуществляться с учётом норм бюджетного законодательства, иных законодательных актов, осуществляющих цели и назначение предоставляемых бюджетных средств.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее «БК РФ») предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 названной статьи) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 16 ст. 25 Закона Иркутской области от 16 декабря 2020 года № 114-оз «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено предоставление в 2021-2023 годах за счет средств областного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг в случаях оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

«Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 г. № 439-пп, установлено, что субсидии предоставляются в целях реализации подпрограммы «Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп (пункт 1(1)).

Недополученные доходы, предусмотренные пунктом 1 настоящего Положения, определяются как произведение объема предоставленных населению коммунальных услуг на разницу между установленными для юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуального предпринимателя тарифами на коммунальные услуги и установленными тарифами на соответствующие коммунальные услуги для населения (пункт 2).

При этом предоставление субсидий осуществляется при соблюдении Получателем следующих условий, в том числе: наличие заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения (подпункт 1); наличие у Получателя подтвержденных недополученных доходов в течение трех лет, предшествующих году, в котором предоставляются субсидии, в целях возмещения которых ранее субсидии не предоставлялись (подпункт 3); представление в Министерство документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, в том числе расчет размера недополученных доходов по форме, установленной правовым актом Министерства, не позднее 1 ноября года, в котором предоставляются субсидии (подпункт 4).

В пункте 17 приведенного выше Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 г. № 439-пп, предоставление субсидий осуществляется ежеквартально на основании соглашения и договора банковского счета после представления Получателем ежеквартального отчета, предварительного годового отчета, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, путем перечисления денежных средств с лицевого счета Министерства на расчетный или корреспондентский счет, открытый Получателю в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия Министерством решения о перечислении субсидии, но не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем представления ежеквартального отчета (при представлении ежеквартального отчета) и не позднее 30 декабря текущего финансового года (при представлении предварительного годового отчета).

Получатели представляют в Министерство ежеквартальные (за первый квартал, полугодие, 9 месяцев), предварительный годовой и уточненный годовой отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (пункт 20).

Кроме того, Постановлением Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп утверждено «Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, тепло- и горячего водоснабжения», предусматривающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения («топливная субсидия»), а также результат их предоставления категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидии (остатков субсидии).

Согласно приведенному положению, субсидии предоставляются в целях реализации подпрограммы «Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, необходимых для проведения отопительного периода и предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Иркутской области (пункты 1 и 3).

Право на получение субсидии имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Иркутской области производство (реализацию) услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, подлежащих государственному регулированию (пункт 6).

Как указано в пункте 7 «Положения о предоставлении субсидий…», утвержденного Постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп, предоставление субсидии осуществляется при соблюдении Получателями следующих условий, в том числе: 1) наличие затрат на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов в структуре экономически обоснованного тарифа на услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения; 2) наличие решений министерства о предоставлении в текущем и (или) очередном финансовом году субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, принятых в отношении Получателя; 3) наличие договоров на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, поставка по условиям которых осуществляется в текущем и (или) очередном финансовом году.

При этом в подпункте 2 пункта 8 приведенного выше «Положения о предоставлении субсидий…» для получения субсидии Получатель обязан представить в министерство копии договоров на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, поставка по условиям которых осуществляется в текущем и (или) очередном финансовом году.

В силу подпункта 3 пункта 11 «Положения о предоставлении субсидий…», основаниями для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие Получателя категории и условиям, установленным пунктам 6 и 7 настоящего Положения.

Методикой определения размера субсидии за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, являющаяся приложением к «Положения о предоставлении субсидий…», предусматривает формулу расчета размера субсидий для получателя субсидии Ci,, при которых размер субсидии может быть меньше или равен значению по формуле (Ci <= VT - (VS + Vj), где:

VT - совокупный объем финансовых средств, определенный в решениях министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области о предоставлении в текущем и (или) очередном финансовом году субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, принятых в отношении Получателя;

Vs - совокупный объем субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, предоставленных Получателю ранее в отчетном (в части договоров на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, поставка по условиям которых осуществляется в текущем финансовом году);

Vj - совокупный объем субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставленных Получателю ранее в текущем финансовом году, в том числе объем, указанных субсидий, не подлежащих возврату в областной бюджет в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 21 «Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года № 439-пп.

Данная методика определяет, что предоставления в рамках «Положения о предоставлении субсидий…», утвержденного Постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп, субсидия в целях финансового обеспечения затрат на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов не является самостоятельной, а составляет неотъемлемую часть субсидий за счет средств бюджета Иркутской области, предоставляемых юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Иркутской области производство (реализацию) услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, подлежащих государственному регулированию, в целях возмещения этим хозяйствующим субъектам недополученных доходов в связи с оказанием ими услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Такое обособление служит лишь для осуществления контроля за направлением части средств субсидирования в целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов, именно на приобретение топлива и создание его нормативного запаса, воспрепятствования получателям субсидий расходования таких средств на иные направления, что в условиях длительного отопительного сезона, ограниченного периода завоза топлива в отдельные районы, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Иркутской области.

Толкование норм, закрепленных в Постановлении Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп, а так же в Постановлении Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 г. № 439-пп, об условиях и порядке предоставления субсидий, данных их во взаимосвязи, предоставляет суду основание для вывода о том, что предоставление субсидий носит заявительный характер. Предоставление этих субсидий осуществляется на основании заявки субъекта, осуществляющего на территории Иркутской области производство (реализацию) услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, подлежащих государственному регулированию.

При этом до составления заявки, такой субъект заключает договор о приобретении топливно-энергетических ресурсов с их поставщиком, несет в установленном порядке расходы на их приобретение за счёт собственных средств, а лишь затем обращается в Министерство жилищной политики, энергетики Иркутской области в целях возмещением своих затрат, понесенных на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, поставка по условиям которых осуществляется в текущем финансовом году, как часть возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением ими деятельности по производству (реализации) услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, подлежащих государственному регулированию.

Оплата таких расходов осуществляется в соответствии с заключенным договором независимо от рассмотрения заявки предприятия на такую субсидию.

Подтверждение таких условий получения субсидий, предусмотренных в пункте 7 «Положения о предоставлении субсидий…», утвержденного Постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп, таких как наличие договоров на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, поставка по условиям которых осуществляется в текущем и (или) очередном финансовом году (подпункт 1), наличие затрат на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов в структуре экономически обоснованного тарифа на услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения (подпункт 3), в ином порядке, без таких документов, невозможно.

Данное обстоятельство подтверждено исследованным в судебном заседании письмом Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области от 3 ноября 2021 года *, согласно которому предоставление субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп, («топливной субсидии») МУП «Тепловодоканал» осуществлялось на основании представленного предприятием пакета документов, в том числе заключенного договора на поставку угля каменного от 10 февраля 2021 года *.

Помимо этого, в письме Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 20 сентября 2021 года * указано, что МУП «Тепловодоканал» за счет средств областного бюджета были предоставлены субсидии в общей сумме 246,7 млн. рублей, в том числе «топливная» субсидия 186,0 млн. рублей. Получатель субсидии предоставлял отчеты об использовании субсидии по форме, предусматривающей реквизиты договора на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов и платежных документов, подтверждающих их оплату, а так же отчеты о фактически сложившихся неполученных доходах. Обращений по поводу выплаты авансовых платежей, за исключением заявок, в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области не поступали.

Ни Постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 336-пп, ни Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 г. № 439-пп, ни заключенное между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и МУП «Теполоводоканал» соглашение от 15 января 2021 года № 2 о предоставлении субсидий за счёт средств областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов, не содержат положений о необходимости осуществления при закупке топлива конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Доказательств того, до проведения конкурсной процедуры и заключения указанного договора * МУП «Тепловодоканал» за счет средств бюджета Иркутской области были выделены денежные средства с целевым назначением на приобретение угля каменного, не связанных с возмещением предприятию неполученных доходов в связи с осуществлением деятельности по производству (реализации) услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и горячего водоснабжения, подлежащих государственному регулированию, в материалах дела не имеется и прокурором они не представлены.

То обстоятельство, что в отчете за 2021 год об использовании субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения затрат) связанных с приобретением и доставкой топливо-энергетических ресурсов МУП «Тепловодоканал» г. Бодайбо указало об оплате услуг по договору от 10 февраля 2021 года * за счет указанной субсидии в сумме 34 000 000 рублей, за счет собственных средств – 56 000 000 рублей, не свидетельствует о привлечении предприятием бюджетного финансирования на эти цели – специальной «топливной субсидии», как об этом указывал прокурор, и не исключает использования собственных средств предприятия на покрытия этих расходов в дальнейшем.

Кроме того, как указано выше, такая «топливная» субсидия по существу является частью субсидии, предоставляемой предприятию из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 22 декабря 2005 года № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации», Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 марта 2010 года № 15187/09, средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

О включении указанных субсидий в состав налогооблагаемой базы МУП «Тепловодоканал» по налогу на прибыль (дохода) свидетельствует представленные налоговые декларации за 2020, 2019 годы.

Соответственно приведенные выше субсидии, включая «топливную», компенсируют недостаток собственных оборотных средств предприятия в связи с наличием у него выпадающих доходов в результате установления государством предельных тарифов, которые ниже себестоимости предоставляемых таким хозяйствующим субъектом услуг.

Более того, из материалов дела, в частности утвержденного финансового плана МУП «Тепловодоканал» на 2021 год, следует, что общие доходы предприятия за 2021 год составили 735 328 рублей 41 копейка, в том числе 405 034 рубля 24 копейки выручка от реализации работ (услуг), субсидии из областного бюджета на возмещение неполученных доходов 330 278 рублей 13 копеек.

Данный финансовый план, который не оспорен и не опровергнут участвующими в деле лицами, объективно подтверждает наличие у МУП «Тепловодоканал» собственных источников дохода, превышающих цену заключенного 10 февраля 2021 года договора * на поставку угля каменного, заключенного с ООО «Витим-Лес» в сумме 274 240 000 рублей.

Учитывая взаимозаменяемость собственных и возмещаемых предприятию оборотных средств, невозможно установить, что исполнение приведенного выше договора осуществлялось с привлечением (за счет) средств бюджета Иркутской области. Соответственно у МУП «Тепловодоканал» отсутствовали предусмотренные пунктом «в» части 2.1 статьи 15, ст. 24, ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основания для проведения конкурсных процедур для заключения договора на поставку угля каменного в количестве 40 000 тонн.

В связи с этим, закупка и заключение договора от 10 февраля 2021 года *, правомерно проведена МУП «Тепловодоканал» в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Не могут быть учтены судом суждения административных ответчиков со ссылкой на письма Министерства финансов РФ от 13 февраля 2020 года № 24-04-07/9695 и от 17 июня 2020 года № 24-01-08/52188, в которых указано, что при осуществлении закупок за счет субсидий (кроме грантов в форме субсидий, предоставляемых на конкурсной основе), предоставляемых предприятиям, такие предприятия должны руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» независимо от того, в каком порядке предоставлены субсидии (в порядке возмещения затрат либо в целях финансового обеспечения затрат).

Данные письма не проходили государственную регистрацию, не были опубликованы в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», поэтому в силу пункта 10 Указа они не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Нельзя признать обоснованными и доводы административного ответчика – Прокуратуры Иркутской области о подсудности данного спора об оспаривании предписания исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо от 26 апреля 2021 года № 7-34-2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок к компетенции Арбитражного суда Иркутской области исходя из субъектного состава участвующих лиц в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года № 12/12.

В силу положений ст. 17, части 1 ст. 218 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов не только граждан, но и организаций.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, арбитражные суды рассматривают, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 5 части 1 ст. 29 АПК РФ).

Определяющим подсудность в данном деле является экономический характер спора.

В рассматриваемом случае, представление было вынесено не в интересах организаций - хозяйствующих субъектов, права которых затрагивались проведенной МУП «Тепловодоканал» процедурой предварительного квалификационного отбора для проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на поставку угля каменного *, а в обеспечение интересов Российской Федерации, Иркутской области, в связи с реализацией прокурором полномочий, предусмотренных частью 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в частности по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органом управления коммерческой организации, в сфере закупок для государственных нужд с использованием средств, получаемых организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам для населения.

Предметом проверки являлся контроль за использованием средств субсидий бюджета Иркутской области, предоставляемых МУП «Тепловодоканал» в виде субсидий, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Данное обстоятельство, не смотря на субъектный состав участвующих в деле лиц, свидетельствует об отсутствии исключительно экономического характера спора, связанного с вынесенным и.о. прокурора г. Бодайбо - заместителем прокурора города Шафиковым Э.И. в адрес МУП «Тепловодоканал» представлением от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Поэтому поданное МУП «Тепловодоканал» административное исковое заявление подсудно суду общей юрисдикции Бодайбинскому городскому суду и подлежит рассмотрению по существу в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ. Оснований для передачи настоящего дела в соответствии с правилами о подсудности в арбитражный суд не имеется.

С учётом обстоятельств, установленных по настоящему делу, суд находит, что оспариваемое по настоящему делу представление исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо, заместителя прокурора города Шафикова Э.И. от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок было вынесено в адрес МУП «Тепловодоканал» в отсутствие законных оснований, является неисполнимым, в связи с чем, оно должно быть признано не соответствующим закону.

Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Административное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» к Прокуратуре Иркутской области, заместителю прокурора города Шафикову Эльдару Ильнуровичу о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо от 26 апреля 2021 года * об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, удовлетворить.

2. Признать не соответствующим закону представление исполняющего обязанности прокурора г. Бодайбо от 26 апреля 2021 года * «Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок».

3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение одного месяца.

Судья: Э.С. Ермаков