Дело № 2а-5-34/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года пгт. Сонково Тверской области
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Смирновой Е.В., при секретаре Синициной Т.Ю., с участием и.о. прокурора Сонковского района Тверской области Толмачева Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сонковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области о признании бездействия незаконным, об обязании разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации,
установил:
И.о. прокурора Сонковского района Тверской области, в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области о признании бездействия незаконным, об обязании разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области (далее по тексту – Администрация поселения), в ходе которой установлено, что на официальном сайте Администрации поселенияhttp://gorskoesp.ru/ размещен реестр муниципального имущества. В соответствии с данным документом в муниципальной собственности Горского сельского поселения Сонковского района находятся: водопроводная сеть и насосная станция с кадастровыми № <данные изъяты> здания насосных станций с кадастровыми <данные изъяты>, водонапорные башни с кадастровыми №№<данные изъяты> водопроводные сети с кадастровыми №№ <адрес>,две артскважины, дорога дер. Горка - <...> <...> <...> к <...>. Наличие данного имущества является основанием для заключения концессионных соглашений по его использованию. Однако, в нарушение требований ч.1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указанные объекты муниципальной собственности в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений не включены. Данный перечень сотрудниками администрации сельского поселения на момент проверки не составлен и не размещен на сайтах http://gorskoesp.ru/ и www.torgi.gov.ru. По данному факту прокуратурой района 20.02.2021 в адрес главы Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области внесено представление, однако, по результатам его рассмотрения нарушения законодательства устранены частично. Постановлением администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области от 26.02.2021 № 6-па утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Вместе с тем, указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерацию www.torgi.gov.ru до настоящего времени не размещен. Выявленные нарушения в работе Администрации поселения препятствуют развитию инвестиционной деятельности на территории Сонковского района и препятствуют эффективному использованию и составлению инвестиционных программ по содержанию указанного муниципального имущества. Просит признать незаконным бездействие администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области по не размещению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ - www.torgi.gov.ru. Обязать администрацию Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ - www.torgi.gov.ru.
В судебном заседании представитель административного истца – и.о. прокурора Сонковского района Тверской области Толмачев Е.Н. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил заявленные административные требования удовлетворить.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела административный ответчик администрация Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области в судебное заседание своего представителя не направила.
Заслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон) целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 3 Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу положений части 1 статьи 4 вышеуказанного федерального закона объектами концессионного соглашения являются, в том числе:
-автомобильные дороги или участки автомобильных дорог;
-объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
-системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
-объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан и другие.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный перечень носит информационный характер. Перечень объектов концессионного соглашения указан в пункте 1 статьи 4 данного закона.
Постановлением Правительства от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта государственной информационной системы Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения, в том числе перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (пункт "в" части 1).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области, в ходе которой установлено, что на официальном сайте Администрации поселения http://gorskoesp.ru/ размещен реестр муниципального имущества, согласно которому в муниципальной собственности Горского сельского поселения Сонковского района находятся: водопроводная сеть и насосная станция с кадастровыми № №; <данные изъяты>, здания насосных станций с кадастровыми №№, <данные изъяты> водонапорные башни с кадастровыми №№,<данные изъяты> водопроводные сети с кадастровыми №№,<данные изъяты>,две артскважины, дорога дер. Горка - <...> <...> <...> к <...>.
Наличие данного имущества является основанием для заключения концессионных соглашений по его использованию.
Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указанные объекты муниципальной собственности в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений не включены. Данный перечень сотрудниками администрации Горского сельского поселения Сонковского района на момент проверки не составлен и не размещен на сайтах http://gorskoesp.ru/ и www.torgi.gov.ru.
20.02.2021 прокуратурой района в адрес главы сельского поселения внесено представление.
Как установлено, по результатам рассмотрения представления, нарушения законодательства административным ответчиком устранены частично.
Постановлением администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области от 26.02.2021 № 6-па утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Вместе с тем, указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерацию www.torgi.gov.ru до настоящего времени не размещен.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением главы администрации сельского поселения от 27.12.2021 года в адрес прокурора района.
Оценив исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения в работе администрации поселения препятствуют развитию инвестиционной деятельности на территории Сонковского района и препятствуют эффективному использованию и составлению инвестиционных программ по содержанию указанного муниципального имущества.
Суд также учитывает, что не соблюдением требований ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на получение общедоступной информации о возможности заключения концессионных соглашений в отношении определенных объектов муниципальной собственности.
Таким образом, требования прокурора Сонковского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
При определении срока, в течение которого административному ответчику следует устранить выявленные нарушения, суд, учитывая отсутствие возражений административного ответчика, полагает возможным установить указанный прокурором срок исполнения решения суда – 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В связи с изложенным, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившееся в не размещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальной сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительство РФ- www.torgi.gov.ru.
Обязать администрацию Горского сельского поселения Сонковского района Тверской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ - www.torgi.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Сонково Сонковского района) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Смирнова
Решение в окончательной форме принято 17.01.2022 года.
Дело № 2а-5-34/2022