Дело № 2а-5000/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2017 года город Новороссийск
Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Бокий Н. М.,
при секретаре Туз Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> об оспаривании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании действий администрации муниципального образования город Новороссийск, выражающихся в разработке нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что является гражданином Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования город Новороссийск. Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск «Об утверждении бюджета муниципального образования город Новороссийск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 22 ноября 2016 года № 111 (в редакции изменений, принятых решениями городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 27 октября 2015 года № 18, от 18 июля 2017 года № 213 и от 26 сентября 2017 года № 223) в целях развития футбола на территории муниципального образования город Новороссийск предусмотрены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> рублей на 2017 года и в размере <данные изъяты> рублей на 2018 и 2019 годы. В настоящее время административным ответчиком во исполнение указанного нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления разрабатывается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск. Административный истец полагает, что фактически указанный разрабатываемый нормативный правовой акт имеет своей целью выделение бюджетных ассигнований открытому акционерному обществу «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск). Считает, что указанное действие административного ответчика, выражающееся в установлении порядка предоставления субсидий футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск, подлежит признанию не соответствующим закону и нарушающим его интересы, связанные с решением вопросов местного значения, как лица, проживающего на территории муниципального образования город Новороссийск, и налогоплательщика. В частности, административный истец указывает, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Такие субсидии предоставляются из местного бюджета в случае и в порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Вместе с тем в разрабатываемом нормативном правовом акте административного ответчика бюджетные средства предполагается выделять без экономического обоснования необходимости их получения; кроме того, не предусмотрен порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Разрабатываемый административным ответчиком нормативный правовой акт предусматривает отчуждение бюджетных средств в виде субсидии футбольным клубам, являющимися юридическими лицами частной формы собственности. При этом экономическая обоснованность, необходимость и целесообразность отчуждения бюджетных средств в виде субсидии указанным футбольным клубам в названном проекте нормативного правового акта не отражена. Предоставление субсидий юридическим лицам в порядке, установленном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не отнесено законодательством к вопросам местного значения, при этом является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления и связано с возможностью финансирования недополученных названными юридическими лицами доходов. Вопрос о бюджетном финансировании открытого акционерного общества «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск) может быть разрешен путем предоставления указанному юридическому лицу бюджетных инвестиций в порядке, предусмотренном статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом необходимо исходить из того, что органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в акционерных обществах (пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 10 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Кроме того, действующее законодательство о физической культуре и спорте не предусматривает выделение субсидий частным футбольным клубам, а также на развитие спорта высших достижений в целом. Просил признать не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы действия администрации муниципального образования город Новороссийск, выражающиеся в разработке нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск; обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца и (или) определить способ восстановления нарушенных прав административного истца.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Городская Дума муниципального образования город Новороссийск, Финансовое управление администрации муниципального образования город Новороссийск, открытое акционерное общество «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск), общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (г. Москва) и ассоциация «Профессиональная футбольная лига» (г. Москва).
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик заявленные исковые требования не признал, указав, что разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск, осуществляется в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и специальным законодательством о физической культуре и спорте. Просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Заинтересованные лица – Финансовое управление администрации муниципального образования город Новороссийск и открытое акционерное общество «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск) – возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требования, указывая, в частности, на те обстоятельства, что в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное образование вправе предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) на основании положительного решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Экономическая обоснованность, целесообразность и необходимость выделения соответствующих субсидий не предусмотрены законом в качестве условий выделения названных бюджетных ассигнований. Деятельность потенциального получателя бюджетных ассигнований – открытого акционерного общества «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск) (далее — Футбольный клуб) – направлена на развитие массового спорта среди населения, расширение сети детско-юношеских спортивных организаций, создание физкультурно-оздоровительных центров, организацию и проведение спортивных соревнований спортсменов любителей и профессионалов, обеспечение участия футбольных команд Футбольного клуба в территориальных, общероссийских и международных соревнованиях. Помимо футбольной команды одним из структурных подразделений Футбольного клуба является одна из крупнейших детско-юношеских спортивных школ, в которой обучаются более шестисот детей и осуществляются физические воспитание, развитие и подготовка детей и подростков. Указанные цели деятельности Футбольного клуба тождественны задачам муниципального образования город Новороссийск в области физической культуры и спорта. Просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо – ассоциация «Профессиональная футбольная лига» (г. Москва) – надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилось, направив в суд заявление, в котором просит принять решение суда с учетом тех обстоятельств, что футбольные клубы (вне зависимости от их организационно-правовых форм), выступающие от имени конкретных муниципальных образований в официальных спортивных соревнованиях, по существу выполняют общеполезные функции и поддерживаются органами местного самоуправления, в том числе посредством предоставления бюджетных ассигнований для осуществления спортивной и связанной с ней деятельностью. Действующие бюджетное законодательство и законодательство о физической культуре и спорте не содержат запретов на финансирование субъектов профессионального спорта из бюджетной системы Российской Федерации. Напротив, статья 19 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» прямо закрепляет положение о том, что спортивным клубам могут оказывать содействие органы местного самоуправления посредством поддержки в порядке и случаях, устанавливаемых муниципальными правовыми актами. Установленные действующим законодательством о физической культуре и спорте ограничения при расходовании спортивными клубами бюджетных ассигнований сами по себе не исключают предоставления таких бюджетных ассигнований на основании муниципальных правовых актов, которые определяют условия и порядок их расходования. Кроме того, действующее законодательство прямо предусматривает право органов местного самоуправления оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований. Формы и виды содействия определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из исторического, спортивного, социального и системного значения в целом субъекта физической культуры и спорта для города.
Заинтересованные лица – Городская Дума муниципального образования город Новороссийск и общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (г. Москва) – надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает бездействие органа местного самоуправления соответствующим нормативным правовым актам и (или) не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующих административных исковых требований (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется право граждан на местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту (статьи 46, 133 Конституции Российской Федерации).
Судебная защита как конституционно-правовая гарантия права граждан на местное самоуправление предполагает не только право органов местного самоуправления, являющихся одной из организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, на судебную защиту, но и право граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, на обжалование действий (бездействия) и решений органов местного самоуправления, связанных с решением вопросов местного значения.
Указанная правовая позиция изложена, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2007 года по делу № 18-Ф06-936.
Административный истец является гражданином Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования город Новороссийск.
При таких обстоятельствах административный истец обладает процессуальным правом на предъявление административных исковых требований об оспаривании действий административного ответчика, связанных с установлением порядка предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск, и является надлежащим.
При этом суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ввиду следующего.
Как установлено судом, решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск «Об утверждении бюджета муниципального образования город Новороссийск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 22 ноября 2016 года № 111 (в редакции изменений, принятых решениями городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 27 октября 2015 года № 18, от 18 июля 2017 года № 213 и от 26 сентября 2017 года № 223) в целях развития футбола на территории муниципального образования город Новороссийск предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 86 600 000 рублей на 2017 года и в размере 66 808 000 рублей на 2018 и 2019 годы.
В настоящее время административным ответчиком во исполнение указанного нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления разрабатывается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск.
По мнению административного истца, фактически указанный нормативный правовой акт имеет своей целью выделение бюджетных ассигнований открытому акционерному обществу «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск).
Из имеющихся в материалах дела сведений Единого государственного реестра юридических лиц следует, что открытое акционерное общество «Футбольный клуб «Черноморец» (г. Новороссийск) (далее — Футбольный клуб) создано 14 марта 2005 года; учредителем Футбольного клуба явилось муниципальное образование город Новороссийск.
Единственным акционером Футбольного клуба является муниципальное образование город Новороссийск, что подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава Футбольного клуба общественно-полезными целями деятельности Футбольного клуба являются агитация здорового образа жизни, развитие массового спорта среди населения; реконструкция и строительство стадионов и спортивных площадок; расширение сети детско-юношеских спортивных организаций, создание физкультурно-оздоровительных центров; организация и проведение спортивных соревнований спортсменов любителей и профессионалов; обеспечение участия футбольных команд Футбольного клуба в территориальных, российских и международных соревнованиях; развитие и популяризация футбола.
В соответствии с пунктом 20 статьи 8 Устава муниципального образования город Новороссийск (утвержден решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 19 апреля 2016 года № 75) к вопросам местного значения муниципального образования город Новороссийск относятся, в частности, обеспечение условий для развития на территории муниципального образования город Новороссийск физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального образования город Новороссийск.
При таких обстоятельствах Футбольный клуб является юридическим лицом, учрежденным муниципальным образованием город Новороссийск в целях решения отдельных вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 1, частью 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные отношения, к которым, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Одним из специальных федеральных законов, регулирующих бюджетные отношения, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ (далее — Закон).
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 19 Закона органы местного самоуправления вправе оказывать поддержку спортивным клубам в порядке и случаях, которые установлены муниципальными правовыми актами.
Часть 5 статьи 19.1 Закона устанавливает ограничения при расходовании бюджетных ассигнований в форме субсидий, предоставляемых профессиональным футбольным клубам, в частности, запрет на расходование таких бюджетных ассигнований на оплату услуг спортивных агентов, предоставление компенсаций или аналогичных выплат в связи с досрочным прекращением трудовых договоров с профессиональными спортсменами и тренерами, осуществляющими деятельность в области профессионального спорта, а также на выплаты другим профессиональным спортивным клубам, связанные с переходом спортсменов.
При принятии решения о предоставлении профессиональному спортивному клубу бюджетных ассигнований в форме субсидий должны быть определены условия и порядок их расходования профессиональным спортивным клубом на цели оплаты труда спортсменов, тренеров, иных специалистов, определенных в соответствии положениями Закона (часть 5 статьи 19.1 Закона).
Указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи устанавливают общие принципы предоставления бюджетных ассигнований из местного бюджета профессиональным спортивным клубам вне зависимости от характера взаимоотношений между муниципальным образованием и профессиональным футбольным клубом.
В том случае, если профессиональный спортивный клуб создан самим муниципальным образованием в целях решения отдельных вопросов местного значения (в частности, в целях развития спорта на территории муниципального образования) в организационно-правовой форме акционерного общества, единственным акционером которого и выступает соответствующее муниципальное образование, необходимо руководствоваться следующим.
Право акционера – вне зависимости от наличия или отсутствия у него публично-правового статуса – на внесение в любое время в имущество акционерного общества в основании договора, заключаемого с акционерным обществом, безвозмездных вкладов в денежной или иной форме, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций, в целях финансирования и поддержания деятельности общества прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 32.2 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Более того, акционер акционерного общества обязан предпринимать меры по восстановлению платежеспособности акционерного общества, в том числе путем предоставления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности акционерного общества (пункт 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьи 30, 31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)).
В случае, если акционером акционерного общества, являющегося профессиональным спортивным клубом, выступает публично-правовое образование, соответствующие вклады (денежные средства) могут быть внесены как в порядке, установленном для предоставления бюджетных ассигнований в форме субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 4 части 4 статьи 19 Закона), так и посредством заключения прямого акционерного соглашения между муниципальным образованием и акционерным обществом.
При этом установленные частью 5 статьи 19.1 Закона и иные подобные ограничения и запреты на расходование указанных бюджетных ассигнований (вкладов, денежных средств) не распространяются, поскольку предоставление указанных денежных средств обусловлено наличием между публично-правовых образованием и получателем денежных средств прежде всего корпоративных правоотношений, а не публично-правовых отношений участников бюджетного процесса.
Кроме того, помимо изложенного бюджетные ассигнования акционерным обществам, 100 процентов акций которых находятся в собственности публично-правовых образований, могут также осуществляться за счет средств соответствующего бюджета в форме субсидий на осуществление капитальных вложений (пункт 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также в форме бюджетных инвестиций (пункт 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в том числе в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства или взносов в уставный капитал, без каких-либо существенных ограничений и запретов, в том числе связанных с их целевым использованием.
При таких обстоятельствах административный ответчик как исполнительный орган местного самоуправления вправе устанавливать порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет соответствующих средств бюджета муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением представительного органа местного самоуправления.
При этом необходимость, целесообразность и экономическая обоснованность предоставления соответствующих бюджетных ассигнований определяются административным ответчиком самостоятельно, составляют содержание дискреционных полномочий административного ответчика и находятся за пределами оценки надзорных и судебных органов.
Доводы административного истца о том, что действующим законодательством установлен запрет на участие органов местного самоуправления в акционерных обществах, не имеют правового значения, поскольку пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» в их системной взаимосвязи устанавливают запрет на участие в хозяйственных обществах органов местного самоуправления от своего имени, а не самих муниципальных образований, которые вправе являться акционерами акционерных обществ.
Указанная правовая позиция подтверждается и разъяснениями, содержащимся в абзаце 3 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года № 6/8.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175 — 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 <данные изъяты> о признании не соответствующими закону и нарушающими его законные интересы действий администрации муниципального образования город Новороссийск, выражающихся в разработке нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления субсидий на оказание муниципальной поддержки футбольным клубам за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н. М. Бокий
Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2017 года.