УИД 03RS0003-01-2022-004772-98
№ 2а-5000/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 17 июня 2022 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Щурхиной Д.Д.,
с участием представителя административных истцов - ФИО1 на основании ст. 42 КАС Российской Федерации,
представителя заинтересованного лица ООО Специализированный застройщик «Строительный Трест Девелопмент» - ФИО2, на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседанию дело по коллективному административному иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения от 24 ноября 2020 года о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена,
установил:
Истцы обратились в суд с названным коллективным административным иском. В обоснование иска указано, что 17.11.2020 г. ООО Специализированный застройщик «Строительный Трест Девелопмент» (далее - застройщик) обратилось с заявлением в УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдачи разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена: № площадью № кв.м. и № площадью № кв.м.
Как указал застройщик, на данных землях он намеревался на безвозмездных началах внести вклад в развитие инфраструктуры города и осуществить благоустройство, в том числе автомобильную стоянку и мусоро-сборную площадку.
24 ноября 2020 г. УЗИО Администрации г. Уфы (далее - административный ответчик, УЗИО) приняло решение № о выдаче разрешения застройщику на использование земель, собственность на которые не разграничена на основании статей 39.33-39.36 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № от 03.12.2014 г.
г. УЗИО Администрации ГО г. Уфа приняло решение № об отмене решения № от 24.11.2020 г.
г. на официальном сайте Базы решений и правовых актов ФАС России (https://br.fas.gov.ru/) было размещено предупреждение УФАС по РБ № от 25.01.2022 г., в котором указано, что в действиях УЗИО Администрации ГО г. Уфа по принятию решения № от 02.03.2021 г. содержатся признаки нарушения п. 2 ч. 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». По мнению антимонопольного органа решение № от 02.03.2021 г. было принято в отсутствие полномочий, а также в отсутствие нормативного закрепления соответствующей административной процедуры.
09.02.2022 г. УЗИО Администрации ГО г. Уфа отменило решение № от 02.03.2021 г. об отмене решения № от 24.11.2020 г., что следует из письма Прокуратуры г. Уфы № от 24.02.2022 г.
Из иска следует, что Решение УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от 24.11.2020 г. является незаконным на основании следующего.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Оспариваемое решения принято 24.11.2020 г.
При этом решение № от 24.11.2020 г. нигде не было опубликовано, информация о его принятии никому, кроме застройщика, не предоставлялась.
Административные истцы узнали о том, что решение № от 24.11.2020 г. было принято уже после того, как оно было отменено решением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Об отмене решения № от 02.03.2021 г. и возобновлении действия решения № от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы узнали из письма Прокуратуры г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Иные источники, из которых административным истцам стало бы известно о возращении застройщику разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на использование земель, отсутствуют.
Таким образом, несмотря на то, что оспариваемое решение № было принято ДД.ММ.ГГГГ, административные истцы, с учетом того, что решение № считалось отмененными в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, узнали о нарушении своих прав ДД.ММ.ГГГГ (с момента получения письма Прокуратуры г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ), а само решение № от ДД.ММ.ГГГГ начало нарушать права административных истцов с ДД.ММ.ГГГГ.
Из иска следует, что срок для подачи истцами административного заявления о признании незаконным разрешений на строительство истекает ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, административное исковое заявление подано в срок.
Коллективные административные истцы просили суд:
- признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена.
Также представителем коллективных истцов заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу иска.
Коллективные административные истцы извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании лицо, которому поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц ФИО1 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, завил ходатайство о восстановлении трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением. Пояснил, что в арбитражном суде рассматривалась законность отмены оспариваемого решения, признали его незаконным по тому основанию, что оно было принято УЗИО, а полномочия уже были переданы МЗИО. Законность самого постановления не рассматривалась.
Представитель заинтересованного лица ООО Специализированный застройщик «Строительный Трест Девелопмент» - ФИО2 возражал по доводам указанным в возражении, настаивал на том, что административными истцами срок на подачу иска пропущен. Полагал, что аналогичные обстоятельства рассмотрены Арбитражным судом по делу А07.. Ссылался на то, что в суде было отказано решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан по иску о признании незаконным разрешения на строительство.
Ранее в суде представитель административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО24 на основании доверенности, возражала по доводам иска, просила отказать.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан представило в материалы дела возражения, просит отказать в удовлетворении административного иска, указывает на незаконность принятого УЗИО Администрации ГО г. Уфа решения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Иные лица, привлеченные к участию в деле позицию относительно заявленных требований не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда РБ по делу А07-8421/2021 суд не нашел оснований для его удовлетворения.
Суд в деле А07-8421/2021 исследовал законность решения УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу решения УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ.» В решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не дается оценка законности решения №. Обосновывая незаконность решения УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ арбитражный суд указал, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к функциям Минземимущества РБ, а также что решение № от ДД.ММ.ГГГГ не содержало указаний на обстоятельства, наличие которых может быть основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земель.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для приостановления производства по административному делу.
Ходатайство лица, которому поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц ФИО1 о назначении судебной экспертизы суд отклонил как необоснованное.
Требования об установлении границ земельного участка административными истцами не заявлено.
Каких-либо пояснений и доказательств относительно обстоятельств, подлежащих в силу пункта 9, 11 ст. 226 КАС РФ доказыванию органом, принявшим оспариваемое решение и относительно правильности формирования границ земельного участка № и земельных участков, расположенных под многоквартирными домами в г. Уфа административные ответчики УЗИО Администрации ГО г. Уфа, Администрация ГО г. Уфа не представили.
Основания для назначения судом экспертизы в рамках данного дела, рассматриваемом в порядке КАС Российской Федерации, судом не установлены.
Предметом иска является требование о признании незаконным решения Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена.
В рамках КАС Российской Федерации, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Спор о праве на земельные участки или о границах участков по настоящему делу не разрешается.
Ходатайство лица, которому поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления суд считает подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п. 5 ст. 219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 7 ст. ст. 219 КАС РФ).
В пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020) разъяснено, что отказ в удовлетворении административного искового заявления исключительно по мотиву пропуска срока обращения в суд, без принятия судом мер, направленных на выяснение обстоятельств, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, без установления иных обстоятельств, предусмотренных ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а также без исследования фактических обстоятельств административного дела является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.
Положения пункта 1 статьи 219 КАС РФ связывают начало течения трехмесячного срока на подачу административного искового заявления с моментом, когда истцу стало известно о нарушении его права.
Из материалов дела и пояснений административных истцов следует, что решение № в открытых, официальных источниках не опубликовывалось, они узнали о его принятии после того, как ДД.ММ.ГГГГ оно было отменено решением №. О возобновлении действия решения № административные истцы узнали из ответа Прокуратуры г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено во исполнение предупреждения УФАС по Республике Башкортостан №. Как указывают административные истцы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ решение № было отменено в административном порядке и не нарушало права административных истцов.
Суд рассмотрев ходатайство истцов, учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, что административные истцам было известно о принятом решении № до ДД.ММ.ГГГГ, а также то, что решение № считалось отмененным решением № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считает, что трехмесячный срок на подачу административного искового заявления подлежит восстановлению. При этом датой, когда истцам стало известно о нарушении их прав решением № (датой начала исчисления трехмесячного срока) суд принимает ДД.ММ.ГГГГ – дату письма Прокуратуры г. Уфы №
Административное исковое заявление сдано в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, при таких обстоятельствах, суд считает, что срок на обращение в суд подлежит восстановлению.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с положениями статьи 42 КАС РФ граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Основанием для такого обращения является наличие следующих условий:
1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
Административные истцы являются собственниками квартир в домах 3, 3/1, 11, 11/2, 1, 7 по в г. Уфа.
Данные многоквартирные дома и земельные участки № разрешение на использование которых было предоставлено решением № от 24.11.2020 г., расположены в одном элементе планировочной структуры - микрорайоне Южный г. Уфы.
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (п. 1 ст. 5 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры" микрорайон является элементом планировочной структуры.
В силу п. 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, проектам межевания территории в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний проектам планировки территории, проектам межевания территории, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной , Сочинской, ФИО25, Авроры, лесным массивом, рекой Уфа в Кировском районе городского округа <...> занимает территорию № Га и ограничен (с севера), ФИО26 (с юга), проектируемым продолжением (с востока) и (с запада).
Из материалов дела следует и сторонами не опровергается, что земельные участки №, № расположены в пределах микрорайона «Южный».
Из схемы функционального зонирования проекта планировки, утвержденной Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной , Сочинской, ФИО25, Авроры, лесным массивом, рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в микрорайоне «Южный» г. Уфы расположено большое количество многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из вышеприведенных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных в микрорайоне «Южный» являются субъектами правоотношений, обладающих правом на благоприятные условия жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития территории данного микрорайона как объекта планировочной структуры.
Суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные п. 1 ст. 42 КАС РФ основания для обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением.
Также суд приходит к выводу, что оспариваемое решение № затрагивает права и законные интересы административных истцов, поскольку земельные участки № расположены в элементе планировочной структуры - микрорайоне «Южный», в соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема их расположения должна быть подготовлена с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, территорий общего пользования, красных линий, а административные истцы в силу п. 3 ст. 1, ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, являются субъектами отношений, которые устанавливаются проектом планировки территории.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;
9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Порядок и условия размещения указанных объектов (далее – Порядок) утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393.
В соответствии с пунктом 3 Порядка уполномоченным на предоставление земельного участка органом по землям или земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, а также по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, является орган местного самоуправления Республики Башкортостан, уполномоченный на предоставление земельных участков.
Согласно статье 2 положения об управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 25.03.2020 N 54/7 в редакции, действующей на дату принятия решения №, Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что на дату принятия решения № от 24.11.2020 г. УЗИО Администрации ГО г. Уфа обладало полномочиями по выдаче разрешений, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ.
По итогам исследования материалов дела и применимых к рассматриваемым правоотношениям нормативных актов суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Пунктами 4, 5 Порядка и условий размещения объектов утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 установлено, что заявление о выдаче документов на использование (далее - заявление) подается в уполномоченный орган физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (далее - заявитель) либо представителем заявителя.
В заявлении должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) место нахождения и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем;
г) фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
д) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или его представителем;
е) предполагаемый срок использования земель или земельного участка;
ж) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части (координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка);
з) наименование размещаемого объекта, его характеристики, а также цель использования земель или земельного участка (в качестве цели указываются размещение и эксплуатация объектов, виды которых установлены перечнем).
В соответствии с пунктом 16 Порядка и условий размещения объектов утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 решение об отказе в выдаче документов на использование принимается в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в случаях, если:
а) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, указанных в перечне;
б) размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
г) испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
д) в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек.
Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно было принято на основании заявления ООО Специализированный застройщик «Строительный трест Девелопмент» вх. № от ДД.ММ.ГГГГ Из данного заявления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Общество имело намерение осуществить устройство элементов благоустройства, а именно установить на испрашиваемых земельных участках в том числе автомобильную стоянку, хозяйственную площадку.
В перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 отсутствуют такие объекты, как автомобильная стоянка, хозяйственная площадка.
Указанные объекты нельзя отнести и к элементам благоустройства, указанным в п. 4 Перечня ввиду следующего.
В пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понятие элементы благоустройства определяется как декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, в которых элементы благоустройства - элементы озеленения; покрытия; ограждения (заборы); водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; элементы освещения; средства размещения информации и рекламные конструкции; малые архитектурные формы и городская мебель; некапитальные нестационарные сооружения; элементы объектов капитального строительства.
Аналогичный перечень приведен в п. 2 статьи 3 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ№
Указанные Правила благоустройства не относят автомобильную стоянку, хозяйственную площадку к элементам благоустройства.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. То есть автостоянка не относится к элементам благоустройства.
Учитывая изложенное, административный ответчик УЗИО Администрации ГО г. Уфа должно было, руководствуясь подп. «а» пункта 16 Порядка и условий размещения объектов утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 393, отказать ООО Специализированный застройщик «Строительный трест Девелопмент» в выдаче разрешения на использование земель, поскольку в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, указанных в перечне (автостоянка и хозяйственная площадка не являются объектами, которые установлены перечнем). То есть оспариваемое решение было принято в отсутствие оснований для его принятия и с нарушением установленного порядка.
При этом предоставление права ООО Специализированный застройщик «Строительный трест Девелопмент» на использование земельных участков под размещение автостоянки, хозяйственной площадки нарушает права административных истцов, как собственников объектов недвижимости, расположенных в одном элементе планировочной структуры, на благоприятные условия жизнедеятельности (ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ) и устойчивое развитие территории (п. 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, из заключения кадастрового инженера ИП ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что имеется частичное наложение участка с условным номером № на территорию, ограниченную красными линиями площадью № кв.м. Сведения о координатах красных линий содержатся в градостроительном плане земельного участка № №.
Координаты характерных точек земельного участка № определены в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной решением №.
При визуальном сопоставлении схемы функционального зонирования проекта планировки, утв. Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ№ со схемой, приведенной в заключении кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ суд установил, что красные линии, которые пересекаются с земельным участком № обозначают расположение дороги.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено требование, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, проекта планировки территории, землеустроительной документации, территорий общего пользования, красных линий.
Таким образом, схема расположения земельного участка, утвержденная решением № от ДД.ММ.ГГГГ была составлена с нарушением требований п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Предоставление разрешения на использование земельного участка № не учитывало границы красных линий и проект планировки территории, что в свою очередь, нарушило права и законные интересы собственников объектов недвижимости, расположенных в пределах микрорайона «Южный» как элемента планировочной структуры на благоприятные условия жизнедеятельности (ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ) и на устойчивое развитие территории (п. 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
Также суд исследовал заключение кадастрового инженера ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ Согласно данному заключению в границах земельного участка № расположены детская площадка и зеленые насаждения, которые, в свою очередь расположены в придомовой территории многоквартирных домов по адресам: РБ, г. Уфа, , представлены фотографии и схема расположения участка №
Согласно письму № Ю88 от ДД.ММ.ГГГГ управляющей компании ООО Домоуправление «Южный» жилые в управлении ООО Домоуправление «Южный». На прилегающей к вышеуказанным многоквартирным домам территории № расположены детская площадка, огороженная забором, скамейка, зеленые насаждения. На основании Постановления Правительства РФ № п. 2, п. 10, а также ст. 161 Жилищного кодекса РФ за ООО Домоуправление «Южный» закреплена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах, осуществлению содержания и ухода за объектами благоустройства и элементами озеленения, расположенными на земельном участке, прилегающем к жилым домам.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию 3 указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ к элементам благоустройства относятся элементы озеленения, игровое и спортивное оборудование, малые архитектурные формы и городская мебель, ограждения (заборы).
Учитывая приведенные нормы и исследованные доказательства суд приходит к выводу, что земельный участок № в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ входит в состав общего имущества многоквартирных домов №, №, №, расположенных по адресу , поскольку данный земельный участок расположен на придомовой территории, на нем размещены элементы благоустройства, предназначенные для обслуживания данных домов.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены соответствующие Правила землепользования и застройки.
В статье 45 в таблице 2 Правил землепользования и застройки определены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
По информации ресурса «Публичная кадастровая карта» Росреестра (https://pkk.rosreestr.ru/) земельный участок №, расположены в территориальной зоне №
Из материалов дела следует, что , 3, 3/1 имеют этажность 4-5 этажей.
Согласно статье 45 Правил землепользования и застройки для среднеэтажной жилой застройки установлены следующие параметры для земельных участков: минимальная площадь земельного участка: № кв.м., максимальный процент застройки 60%, минимальный отступ от границ земельных участков: 6 метров.
Согласно данным «Публичной кадастровый карты» под домом № по расположен земельный участок № площадью № кв.м., под домом № расположен земельный участок № площадью № кв.м., что не соответствует минимальному размеру участка в 1200 метров.
По домом № расположен земельный участок № площадью № кв.м., под № расположен земельный участок № площадью № кв.м.
Из пояснений заинтересованного лица и сведений «Публичной кадастровый карты» следует, что все вышеперечисленные участки сформированы по отмосткам указанных домов, что, указывает на нарушение требования максимального процента застройки 60% и минимального отступа от границ земельных участков: 6 метров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
Решение собственников помещений в домах № о передаче части придомовой территории с элементами благоустройства в пользование ООО Специализированный застройщик «Строительный трест Девелопмент» в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, УЗИО Администрации ГО г. Уфа не вправе было распоряжаться земельным участком № и должно было отказать ООО Специализированный застройщик «Строительный трест Девелопмент» в выдаче разрешения на использование данного участка на основании подпункта «г» пункта 16 Порядка и условий размещения объектов утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N №, а решение № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушающим права собственников помещений в домах № на владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Доводы заинтересованного лица и административного ответчика о том, что законность предоставления права на использование земельных участков № являлась предметом рассмотрения в деле А07-8421/2021 судом отклоняются.
Из решения Арбитражного суда по делу А07-8421/2021 следует, что в деле А07-8421/2021 исследовалась законность решения УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу решения УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ.». Обосновывая незаконность решения УЗИО Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ арбитражный суд указал, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к функциям Минземимущества РБ, а также что решение № от ДД.ММ.ГГГГ не содержало указаний на обстоятельства, наличие которых может быть основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земель.
При этом в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не дается оценка законности решения №.
В абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Ответчиком обязанность доказывания не исполнена и не подтверждена законность оспариваемого решения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить административным истцам срок на обращение в суд.
Признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Решение суда в окончательной форме принято 30.06.2022.
Судья Соколова И. Л.