КОПИЯ
Санкт-Петербург 19 мая 2022 г.
Дело №2а-5000/2022
УИД 78RS0015-01-2021-012004-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Невский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Лыковой С.А.,
При секретаре Мурсалимове И.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Невского района СПб о признании распоряжения незаконным, о восстановлении на учете,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с административным исковым заявлением, и окончательно уточнив исковые требования, просил признать незаконным распоряжение №-р от 15.09.2021 администрации Невского района СПб в части принятия решения о снятии административного истца и несовершеннолетних детей с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий; обязать устранить нарушения путем восстановления, на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, с момента первоначальной постановки на учет нуждающихся (л.д.1-5, 148-149).
В обоснование исковых требований административный истец указал, что на основании распоряжения №-р от 29.07.2019 административные истцы приняты на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с учетом льготы «многодетная семья, имеющая трех несовершеннолетних детей». В январе 2020 года была выбрана форма содействия – получение социальной выплаты в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», было получено уведомление от 30.08.2021 оператора программы (Санкт-Петербургский центр доступного жилья) о включении в Сводный список на получение социальной выплаты, с плановой датой оказания содействия в 3 квартале 2021 года с предоставлением в срок до 30.09.2021 заявления о получении социальной выплаты. 12.11.2021 истцу было сообщено об отказе в предоставлении социальной выплаты в связи с поступлением сведений о снятии с учета нуждающихся в содействии. Основанием для снятия с учета нуждающихся в содействии была учтена жилищная обеспеченность сводной сестры административного истца – ФИО5, что является незаконным, поскольку ФИО5 не является членом семьи административных истцов.
Административный истец ФИО1, представитель – адвокат Румянцева Н.Ю. в судебное заседание явилась, каждый в отдельности пояснил, что исковые требования заявлены законно и обоснованно, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебное заседание явился, пояснил, что административный ответчик исковые требования не признает, просил в удовлетворении иска отказать. Представленный в материалы дела письменный отзыв, поддержал (л.д.137-141).
Суд, заслушав объяснения участников по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положению статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетние: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы и проживают в 4-х комнатной квартире площадью жилого помещения 50,73 кв.м., общей площадью 73,51 кв.м., расположенной по адресу: на основании договора социального найма. В квартире также зарегистрированы по месту жительства: наниматель ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга нанимателя ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь нанимателя ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук нанимателя ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (справка о регистрации л.д.6, копия договора социального найма с дополнительными соглашениями л.д.114-126).
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ административного истца ФИО1, она, совместно с несовершеннолетними детьми принята на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, о чем административным ответчиком издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Имеет льготу «Многодетная семья, имеющая трех несовершеннолетних детей» (справка л.д.10, уведомление л.д.71 учетное дело №).
Санкт-Петербургский центр доступного жилья направил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о включении семьи ФИО1 в количестве 4-х человек в Сводный список на получение социальной выплаты, о представлении документов для получения государственного содействия в форме социальной выплаты в рамках целевой программы СПб «Молодежи – доступное жилье» (л.д.44-45).
По итогам представленных административным истцом ФИО1 документов, ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при администрации Невского района СПб был рассмотрен вопрос о правомерности нахождения семьи ФИО1, состоящей из 4-х человек на соответствующем учете. Принято решение, о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в содействии СПб в улучшении жилищных условий семьи ФИО1, на основании п.3 ч.1 ст.13 Закона СПб от 28.07.2004 №409-61 (утрата оснований признания семьи нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий) (л.д.30).
Основанием для принятия такого решения явилось наличие квартиры, расположенной по адресу: сводной сестры заявителя ФИО1 - ФИО11, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в учетное дело № получена выписка из ЕГРН в отношении ФИО5 (л.д.32).
Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации Невского района СПб семья ФИО1, состоящей из 4-х человек снята с учета граждан, нуждающихся в содействии СПб в улучшении жилищных условий, о чем в адрес административного истца направлено уведомление (л.д.142).
В соответствии с положением ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 указанной статьи).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец 22.11.2021 обратился с административным исковым заявлением, реализуя право на защиту нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов с соблюдением установленного срока.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" далее – Закон), граждане подлежат снятию с жилищного учета в случае утраты оснований признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий.
Обязательным условием нахождения на учете в улучшении жилищных условий являлось в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 3 Закона обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Учетный норматив жилищной обеспеченности устанавливается в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего (ст.7).
При рассмотрении жилищной комиссией администрации Невского района СПб вопроса о правомерности нахождения семьи ФИО1, состоящей из 4-х человек, на учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий во исполнение поручения Жилищного комитета в связи с решением вопроса об оказании содействия в виде предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье» установлено наличие у сводной сестры ФИО1 – ФИО11 в собственности квартиры общей площадью 34,2 кв.м. по адресу: . В результате чего жилищная комиссия установила, что семья ФИО1 обеспечена жилой площадью выше установленным учетным нормативом жилищной обеспеченности, основания признания семьи нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий отпала.
В соответствии с положением ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации, к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновителей и усыновленных). К другим членам семьи Семейный кодекс РФ относит: братьев и сестер (ст. 93), дедушек, бабушек, внуков (ст.94, 95), лиц, осуществлявших фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей (ст. 96), отчима, мачеху, пасынка, падчерицу (ст.97). К близким родственникам относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (ст.14).
Согласно ст.69 ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно справке о регистрации (ф.9) по адресу: , в жилом помещении, состоящем из 4-х комнат в 4-х комнатной квартире, общей площадью 73,51 кв.м. зарегистрированы по месту жительства: с 1997 года наниматель ФИО7 (с ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ супруга нанимателя ФИО8, дочь нанимателя ФИО5, дочь супруги нанимателя ФИО1 Также зарегистрированы по месту жительства внуки супруги нанимателя – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук нанимателя –ФИО10, ДД.ММ.ГГГГр. (л.д.6).
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, дочь нанимателя жилого помещения по договору социального найма ФИО7, является собственником квартиры по адресу: .
Судом установлено, что между ФИО5 и административным истцом ФИО1 никаких родственных отношений нет, ФИО5 доводится дочерью нанимателю жилого помещения по договору социального найма, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Статус члена семьи ФИО1 у ФИО5 не подтвержден (отсутствует решение суда, доказательства ведения общего хозяйства, совместного проживания).
Из установленных судом обстоятельств нельзя прийти к выводу о том, что административный истец, являясь падчерицей ФИО7 -нанимателя жилого помещения по адресу: , в соответствии с законом приобрела право собственности (общей, долевой) или право бессрочного пользования квартирой общей площадью 34,2 кв.м, расположенной по адресу: 494, принадлежащей на основании договора дарения дочери нанимателя ФИО7 – ФИО5 или может иметь притязания по поводу такого права.
Доказательств обоснованности выводов административного ответчика о правах административного истца ФИО1, ее несовершеннолетних детей в отношении квартиры, расположенной по адресу: принадлежащей на праве собственности дочери отчима, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правовых оснований для снятия семьи административного истца в составе 4-х человек с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, не имелось.
Администрация Невского района СПб в целях восстановления нарушенных прав и интересов, обязана восстановить административного истца с несовершеннолетними детьми на учете граждан, нуждающихся в содействии СПб в улучшении жилищных условий под прежним номером учетного дела.
Руководствуясь ст.175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации Невского района Санкт-Петербурга о снятии ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 с учета нуждающихся в содействии СПб в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Невского района СПб восстановить ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 на учете нуждающихся в содействии СПб в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на указанный учет нуждающихся.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись