ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5001/2021 от 04.06.2021 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-5001/2021

УИД 16RS0042-03-2021-003576-14

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мотивированное решение составлено 04 июня 2021 года

г. Набережные Челны 26 мая 2021 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Копотевой Т.И.,

при секретаре Зайнуллиной Э.Ф.,

с участием административного истца Ельшина Г.И.,

представителя административного ответчика военного комиссариата Центрального и Автозаводского районов г. Набережные Челны Республики Татарстан -Чивилёвой Т.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ельшина Г.И. к призывной комиссии муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан, Военному комиссариату Центрального и Автозаводского районов г. Набережные Челны Республики Татарстан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности выдать военный билет,

установил:

Ельшин Г.И. (далее-административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеприведенной формулировке, указав в обоснование, что состоит на учете в Военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны. В период с ... он обучался в ..., в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент он проживал и проживает по адресу регистрации, официально трудоустроен на ...». С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста повестки о необходимости явиться в военный комиссариат он не получал.

25 ноября 2020 года призывной комиссией муниципального образования г. Набережные Челны в отношении административного истца принято заключение о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас. С решением (заключением) призывной комиссии он не согласен, полагает, что оно является незаконным, поскольку нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в частности, связанные с возможностью поступления на государственную и муниципальную службу.

Указывает, что согласно действующему законодательству на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных по организации призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву, а гражданам, в свою очередь, установлена обязанность являться в военный комиссариат только по повестке в указанные в ней время и место. Обязанность самостоятельно являться в военный комиссариат у граждан отсутствует.

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Из материалов личного дела призывника усматривается, что с 01.07.2012 по 29.08.2018 в отношении него никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата не направлялись.

Таким образом, считает, что не прошел военную службу по призыву по независящем от него причинам, доказательства обратного в соответствии с требованиями части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства должны быть представлены ответчиком.

На основании вышеизложенного просит признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан от 25 ноября 2020 года о признании Ельшина Г.И. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Ельшина Г.И. в запас Вооружённых Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и выдаче военного билета.

Административный истец Ельшин Г.И. в судебном заседании требования административного иска поддержал, просит удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика военного комиссариата Центрального и Автозаводского районов г. Набережные Челны Республики Татарстан -Чивилёва Т.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзывы на административный иск, просит отказать.

Представители административных ответчиков призывной комиссии муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков.

Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Выясняя соблюдены ли сроки обращения в суд, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 указанной статьи, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Из материалов административного дела, пояснений административного истца, подтверждено представителем административного ответчика, следует, что оспариваемое решение призывной комиссии от 25 ноября 2020 года Ельшин Г.И. получил 15 марта 2021 года. Административное исковое заявление направлено им в суд посредством почты 04 апреля 2021 года, поступило в суд 7 апреля 2021 года, то есть в пределах срока обращения в суд.

Принимая решение по заявленным административным исковым требованиям, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Законом о воинской обязанности и военной службе.

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).

В силу пункта 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Как установлено судом, Ельшин Г.И., ... года рождения, состоит на учете в военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные челны Республики Татарстан с 01 апреля 2008 года.

При постановке на учёт Ельшин Г.И. в апреле 2008 года прошёл медицинское освидетельствование в полном объёме, был признан годным к военной службе, категория годности ....

С 2008 года Ельшин Г.И. зачислен в филиал ... (приказ о зачислении 401-1 от 15.08.2008).

20 октября 2009 года в отношении Ельшина Г.И. приято решение призывной комиссией муниципального образования город Набережные Челны № ... о предоставлении отсрочки призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 июля 2013 года, в связи с обучением в филиале ...

20 октября 2009 года Ельшин Г.И. осужден приговором Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан по части ... Уголовного кодекса Российской Федерации на 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года.

Из справки филиала ... от 3 сентября 2009 года №... следует, что Ельшин Г.И. зачислен в филиал (приказ о зачислении ...) и по состоянию на дату выдачи справки обучается на 2 курсе по очной форме обучения по специальности Политология.

Аналогичная справка выдана 10 сентября 2010 года ..., из которой усматривается, что по состоянию на дату выдачи справки Ельшин Г.И. обучается на 3 курсе по очной форме обучения по специальности Политология.

13 сентября 2011 года филиалом выдана справка №... что Ельшин Г.И. обучается на 4 курсе по очной форме обучения по специальности Политология.

Вместе с тем, 29 августа 2011 года Ельшин Г.И. осужден приговором Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан по части ... Уголовного кодекса Российской Федерации сроком на 6 лет 6 месяцев, на основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации присоединен неотбытый срок по приговору Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 октября 2009 года, назначено наказание в виде лишения свободы 7 лет лишения свободы.

Ельшин Г.И. освобожден из мест лишения свободы 28 июня 2018 года по отбытию срока наказания.

... года Ельшин Г.И. достиг возраста 27 лет

25 ноября 2020 года по итогам заседания призывной комиссии (№...) принято решение о зачислении Ельшина Г.И. в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.

Принимая решение по заявленным требованиям, суд исходит из того, при зачислении в запас необходимым условием для признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных оснований после 1 января 2014 года. Судом установлено, что в юридически значимый период времени по 28.06.2018 административный истец отбывал наказание по приговору Набережночелнинского городского суда от 29.08.2011 в ФКУ ИК-19 УФСИН РФ по Республике Татарстан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2021) не подлежат призыву на военную службу граждане

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Ельшин Г.И. освободился из мест лишения свободы 28 июня 2018 года. До достижения им возраста 27 лет, то есть до ... года административный ответчик не мог предпринять каких-либо мер для его призыва на военную службу, поскольку Ельшин Г.И. не подлежал призыву на военную службу, как гражданин, имеющий непогашенную судимость по указанному выше приговору суда.

В соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Ельшин Г.И. не прошел военную службу по призыву в юридически значимый период времени с 1 января 2014 года по 29 августа 2018 года по зависящим от него причинам – отбывание наказания в виде лишения свободы, впоследствии имел неснятую непогашенную судимость.

Таким образом, административные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ельшина Г.И. к призывной комиссии муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан, Военному комиссариату Центрального и Автозаводского районов г. Набережные Челны Республики Татарстан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности выдать военный билет отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Копотева Т.И.

Решение12.06.2021