РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2018 года город Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Сизовой С.К.,
при секретаре Соколовой В.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-5002/18 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту Градостроительства городского округа Самара с иском о признании незаконным распоряжения, указав, что 23.07.2018г. он подал заявление на использование земельного участка без представления сервитута для прокладки водопровода к его земельному участку, в соответствии с постановлением № от 03.12.2014г. Правительства РФ. Исх. от 05.09.2018г. ему было отказано в выдаче разрешения. Считает данный отказ незаконным на основании того, что частный колодец (скважина) является, согласно п.24 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, системой коммунальной инфраструктуры. Просит суд отменить распоряжение №РД-1397 от 05.09.2018г.. Обязать ДГС г.о.Самара рассмотреть в установленном законом порядке заявление административного истца от 23.07.2018г. с дополнениями от 03.08.2018г.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании просил суд удовлетворить исковые требования. Ранее данные пояснения поддержал, пояснил, что является собственником участка по адресу: г. Самара, <адрес> улица, уч. 107. ФИО2 его сосед через 1 участок, у него есть колодец, хочет подключиться к колодцу ФИО2, ФИО2 дает на это свое согласие. По территории общего пользования хочет проложить водопровод к своему участку, Департамент отказал, так как считает, что частный колодец не система коммунальной инфраструктуры. Просил отменить решение Департамента.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации - статья 46, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно с п.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.9,11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации гарантированного Конституцией РФ права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам, а также порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ).
На основании части 1 статьи 9, пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 вышеназванного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 597 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> улица, участок 107, кадастровый №, а также собственником земельного участка, площадью 860 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под садоводство по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> 7, кадастровый № (л.д.21-26).
Собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> № 104А, является ФИО5 (л.д.27-29).
23.07.2018 г. ФИО1 обратился на имя руководителя Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о получении разрешения на строительство водопровода (в случае неоьбходимости) и предоставлении в бессрочное пользование или аренду для этих целей земельного участка площадью 595 кв.м., в соответствии с Постановлением 1300 с приложение: схемы расположения участка на кадастровом плане территории, проекта водопровода, копии паспорта.
03.08.2018г. ФИО1 обратился на имя руководителя Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о приобщении документов, в.т. заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для строительства водопровода, схемы земельного участка, схемы водопровода, согласия ФИО2, паспорта ФИО2 (л.д.11-19).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 05.09.2018г. № РД-1397 ФИО1 отказано в выдаче разрешения на использование земель площадью 597 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута. Указаны основания отказа: цель использования земельного участка – прокладка водопровода от земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, с подключением к колодцу (скважине), принадлежащему физическому лицу – ФИО5, не является одним из случаев, предусмотренных ст.3.1. Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», при которых не требуется получения разрешения на строительство. Частный колодец (скважина), до которого планируется прокладка водопровода, не является системой коммунальной инфраструктуры, согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ (пп. «б» п.9 Порядка) (л.д.4-5,8-10).
Административный истец ФИО1 не согласившись с распоряжением департамента обратился в суд с требованием: отменить распоряжение №РД-1397 от 05.09.2018г.. Обязать ДГС г.о.Самара рассмотреть в установленном законом порядке заявление административного истца от 23.07.2018г. с дополнениями от 03.08.2018г..
Свидетель ФИО5, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> участок № 104А. На его участке есть колодец, который используется для водоснабжения дома круглый год, он дал разрешение ФИО1 для подключения к колодцу. Стоят бетонные кольца на глубине, есть насос, колодец нигде не зарегистрирован, им пользуется только он один.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено специальными положениями главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правительство Самарской области, являющееся органом исполнительной власти субъекта, постановлением от 07.09.2016 № утвердило Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (действие документа в период принятия Департаментом оспариваемого распоряжения)
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее –Перечень).
В силу пункта 2 Перечня водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, определены Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» (далее - Закон №-ГД). Не требуется разрешения: при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения и других связанных с ними сооружений или элементов (электроустановки, газорегуляторные пункты) от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 2 части 1 статьи 3.1 Закона №-ГД); при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (далее - обеспечивающие объекты) от места присоединения к системам коммунальной и транспортной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов (комплекса объектов) капитального строительства в отношении следующих обеспечивающих объектов - водопроводы и водоводы всех видов (подпункт «б» пункта 3 статьи 3.1 Закона №-ГД).
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Истец обратился в Департамент с заявлением на использование земельного участка без предоставления сервитута для прокладки водопровода от земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, с подключением к колодцу (скважине), принадлежащему физическому лицу - ФИО5 и расположенному на земельном участке, принадлежащем названному гражданину на праве собственности.
Суд, учитывая вышеуказанные нормы права, приходит к выводу, что прокладка водопровода от земельного участка, принадлежащего административному истца на праве собственности с подключением к колодцу, принадлежащему физическому лицу ФИО5, не предусмотрена ст. 3.1 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», при которых не требуется получение разрешения на строительство, кроме того, частный колодец не является система коммунальной инфраструктуры.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.К.Сизова
Решение в окончательной форме составлено 26.12.2018 года