ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5005/2021 от 06.10.2021 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2021-007390-32 Дело № 2а-5005/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 06 октября 2021 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о признании решения незаконным,

с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика УФНС по РХ ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации Алтайского района ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - Управление) о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74-3100/2017 были погашены записи о праве собственности административного истца на ряд земельных участков в связи с признанием сделки по их приобретению недействительной. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Третьего арбитражного апелляционного суда вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А74-3235/2018, которым были погашены записи о праве собственности административного истца еще на ряд других земельных участков в связи с признанием сделки по их приобретению недействительной. Данные судебные акты по вине органов местного самоуправления не были предъявлены в регистрирующий орган, до конца 2020 года записи о праве собственности административного истца на указанные в судебных актах земельные участки не были погашены, в связи с чем налоговый орган исчислил на них земельный налог, который обязан уплатить административный истец. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о перерасчете земельного налога за 2018, 2019, 2020 годы на земельные участки, поименованные в вышеуказанных судебных актах. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик своим решением зг отказал административному истцу в проведении перерасчета земельного налога на том основании, что погашение записей о праве собственности административного истца на земельные участки в ЕГРП в период 2018-2020 гг. не были внесены. Считает, что данное решение административного ответчика является незаконным. Решения суда, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению всеми лицами в Российской Федерации. Не вина административного истца в том, что заинтересованные лица не обратились в регистрирующий орган с вышеуказанными судебными актами о погашении записей о праве собственности административного истца на земельные участки. С момента вступления в силу вышеуказанных судебных актов административный истец не должен платить земельный налог за земельные участки, которые у него забрали, которыми он уже фактически не обладает. Просит признать незаконным решение УФНС по РХ от ДД.ММ.ГГГГзг и обязать административного ответчика произвести перерасчет земельного налога за 2018-2020 годы.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечены администрация Белоярского сельсовета <адрес> и администрация <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, направил для участия в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления - ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на пояснения представленные в отзыве. Считает, что действия налогового органа по исчислению налогоплательщику земельного налога за 2018-2020 гг. являются правомерными. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Алтайского района ФИО4, действующая на основании доверенности, пояснила, что ФИО1 на законных основаниях оспаривает начисленный земельный налог за период 2018-2020 гг., ссылаясь на пояснения, представленные в отзыве. Также указала, что действующим законодательством не закреплена обязанность органов местного самоуправления осуществлять регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество по вынесенным судебным решениям.

Представитель заинтересованного лица администрации Белоярского сельсовета Алтайского района ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В направленном пояснили, указали, что сквитают заявленные требования обоснованными.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых в суд обязательной не признана.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Административный истец оспаривает решение Управления ФНС по РХ от ДД.ММ.ГГГГзг.

С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ для оспаривания решения административного ответчика, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 393 НК РФ Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктом 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ установлено, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Подпунктом 2 п. 4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пп. 5 п. 2 ст. 14).

Пунктом 1 ст. 58 «О государственной регистрации недвижимости», установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из п. 3 ст. 58 «О государственной регистрации недвижимости», следует, что если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума от ДД.ММ.ГГГГ, в случае признания сделки купли-продажи земельного участка недействительной, плательщиком земельного налога признается лицо, которое значилось в ЕГРН собственником земельного участка.

Порядок ведения ЕГРН был установлен приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

Согласно п. 144 Приказа от 16 12.2015 в случае, если судебным актом предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, восстановление права осуществляется путем формирования новой записи о вещном праве лица, осуществившего отчуждение объекта недвижимости на основании такой сделки (являющейся ничтожной или признанной недействительной с применением указанных последствий недействительности сделки) и чье право согласно решению суда подлежит восстановлению с указанием в данной записи номера государственной регистрации права указанного лица. В новую запись о вещном праве в отношении документов-оснований в дополнение к документам, указанным в ранее осуществленной записи, вносятся реквизиты соответствующего судебного акта.

Как видно из материалов дела, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между МО Белоярский сельсовет <адрес> Республики Хакасия и главой КФХ Котляром В.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ между МО Белоярский сельсовет <адрес> Республики Хакасия и главой КФХ Котляром В.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером

Договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:04:010303:1075 и 19:04:010303:2047 в установленном законом порядке зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Учитывая наличие у ФИО1 объектов налогообложения УФНС по РХ в порядке п. 2 ст. 52 НК РФ направило налогоплательщику Котляру В.А. налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2018-2019 гг. в т.ч. в отношении земельных участков образованных в результате межевания участков с кадастровыми номерами .

ФИО1 направил в УФНС по РХ обращение о перерасчете земельного налога по земельным участком с кадастровыми номерами 19:04:010303:1075 и 19:04:010303:2047 ссылаясь на решения Арбитражного суда РХ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

УФНС по РХ по результатам рассмотрения указанного обращения принято решение об отказе в перерасчете земельного налога на спорные земельные участки за 2017 – 2020 гг.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с жалобой на отказ УФНС по РХ пересчитать земельный налог за 2018-2020 гг.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

Судом установлено, что Арбитражным судом РХ по итогам рассмотрения заявления прокурора Республики Хакасия к администрации Белоярского сельсовета <адрес> Республики Хакасия и главе КФХ Котляру В.А. в рамках дела № А74-3100/2017 решением от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Арбитражным судом РХ по итогам рассмотрения заявления прокурора Республики Хакасия к администрации Белоярского сельсовета <адрес> Республики Хакасия и главе КФХ Котляру В.А. в рамках дела № А74-3235/2018 решением от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные судебные акты вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Решения Арбитражного суда Республики Хакасия являются основанием для внесения записи о прекращении права собственности главы КФХ ФИО1 на земельные с кадастровыми номерами .

Записи о прекращении права собственности ФИО1 на участки, образованные в результате межевания земельных участков, с кадастровыми номерами внесены в ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления МО Белоярский сельсовет <адрес> Республики Хакасия

Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным истцом регистрации за ним права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:1075 и 19:04:010303:2047 в спорный период.

Следовательно, в соответствии с главой 31 НК РФ ФИО1 обязан уплачивать земельный налог за 2018-2020 гг. в отношении названных земельных участков, несмотря на ссылку на фактическое невладение им земельными участками.

При этом, как правильно отмечено административным ответчиком, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРН, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГзг не имеется.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении требования о признании решения от ДД.ММ.ГГГГзг незаконным, не имеется и оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика произвести перерасчет земельного налога за 2018-2020 гг.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решения незаконным, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Председательствующий Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.В. Шипанов