Дело № 2а-5008/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в Кемеровской области в составе председательствующего судьи Сальниковой Е.Н.,
при секретаре Киринович А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
10 октября 2017 года
дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Требования мотивированы тем, что 02 октября 2017 года административным истцом в Администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг «15» октября 2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: “Обсуждение актуальных социальных вопросов региона”. 04 октября 2017 года Администрация г. Новокузнецка сообщила административному истцу о возможности забрать письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного административным истцом мероприятия в указанном месте с 11:00 часов до 22:00 часов городского развлекательно-познавательного фестиваля, которым будет занята на 90% площадь 17743 кв.м. В ответе от 04.10.2017г. административного ответчика не содержалось предложения об изменении места проведения мероприятия. Считает предложение изменить время проведения публичного мероприятия формальным, так как данное предложение могло быть реализовано либо с нарушением Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», либо при не сохранении его целей и задач. Административный истец считает, что Администрация г. Новокузнецка совершает незаконные действия (отказывая в согласовании публичного мероприятия), тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия
Просит признать незаконным решение Администрации г. Новокузнецка от 04 октября 2017 года об отказе в согласовании ФИО1 проведения митинга «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» «15» октября 2017 года в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Обязать администрацию г. Новокузнецка согласовать ФИО1 проведение митинга «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона» «15» октября 2017 года в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников 1500 человек.
Административный истец ФИО1 о дате слушания извещен, в суд не явился, направил представителя.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности и представивший документы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Новокузнецка ФИО3, действующая на основании доверенности и представившая документы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования административного иска не признала.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из положений статей 218 и 227 КАС РФ следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федерального закона №54-ФЗ), статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 вышеназванного закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 вышеназванного закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 02 октября 2017г. ФИО1 обратился в Администрацию г. Новокузнецка с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 15 октября 2017 г. с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с использованием сцены, звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов Российской Федерации и иные средства наглядной агитации. Целью публичного мероприятия указано: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия заявлено 1500 человек.
Администрацией г. Новокузнецка 04.10.2017 года подготовлен ответ №, в котором ФИО1 предложено изменить время заявленного публичного мероприятия, так как проведение указанного административным истцом мероприятия не представляется возможным, в связи с проведением на территории площади общественных мероприятий Центрального района 15.10.2017г. с 11:00 часов до 20:00 часов ранее запланированного мероприятия – городского развлекательно-познавательного фестиваля «Нескучные выходные» с участием детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет и их родителей. В судебном заседании представителем Администрации г. Новокузнецка приобщены к материалам административного дела распоряжение Администрации г. Новокузнецка от 28.09.2017 г. № о проведении городского развлекательно-познавательного фестиваля для детей «Нескучные выходные» и приказ Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка от 03.10.2017 г. № о проведении развлекательно-познавательного фестиваля «Нескучные выходные». Согласно вышеперечисленным документам 15 октября 2017 г. с 11 часов до 20 часов на площади общественных мероприятий (ТРК «Сити Молл, ул. Кирова, 55) запланировано провести развлекательно-познавательный фестиваль «Нескучные выходные». Кроме того приложением к приказу от 03.10.2017 г. № является положение о проведении фестиваля, с утвержденной программой.
В ответе на уведомление содержится мотивированное обоснование невозможности проведения в заявленном месте публичного мероприятия, а также имеется предложение изменить время проведения публичного мероприятия.
После получения ответа на уведомление административный истец ФИО1 для дальнейшего согласования времени проведения митинга в Администрацию г. Новокузнецка не обращался. Более того в уведомлении 09.10.2017 г. сообщил, что проведение заявленного им мероприятия в текущих условиях не позволяет достигнуть его цели, с ответом не согласен.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 года N 4-П указано, что при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
Изложенные Администрацией г. Новокузнецка в ответе на уведомление предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия мотивированы - в заявленное время и в заявленном месте запланировано мероприятие для детей и подростков «Нескучные выходные», согласно распоряжению администрации г. Новокузнецка от 28.09.2017г. № «О проведении развлекательно-познавательного фестиваля «Нескучные выходные», в связи с чем предложение Администрации г. Новокузнецка изменить время проведения публичного мероприятия является не только мотивированным, но и обоснованным.
В данном случае, публичное мероприятие не могло состояться в заявленном месте по объективным причинам, указанным в ответе Администрации, вина административного ответчика в том, что публичное мероприятие не могло быть проведено в заявленном месте и в заявленное время отсутствует.
Положения Федерального закона № 54-ФЗ устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при его проведении. При этом требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ обязанность обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия возложена на Администрацию, как орган местного самоуправления.
Администрация, полагая невозможным одновременное проведение культурно-массового мероприятия (детского мероприятия) и публичного мероприятия (митинга), предложила изменить время проведения публичного мероприятия. При этом вопреки доводам административного искового заявления у административного ответчика отсутствовала обязанность обеспечить проведение митинга одновременно с организацией детского мероприятия в этом же месте.
Так, цели проведения указанных мероприятий действительно различны, никак не связаны друг с другом. При этом в ст. 2 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» определены места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. К таким местам, в том числе отнесены тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.
В то же время, исходя из принципа законности проведения публичного мероприятия, предусмотренного статьей 3 Федерального закона №54-ФЗ, Администрация г. Новокузнецка должна действовать таким образом, чтобы не создавать даже угрозы нарушения каких-либо прав граждан при проведении публичных мероприятий. При совместном же проведении вышеназванных публичных мероприятий соблюдение указанного принципа не может быть гарантировано.
С учетом изложенного предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия не является произвольным, а обосновано реально существующими обстоятельствами, а именно - проведением в этом же месте и в это же время массового мероприятия с участием детей и подростков, имеющего иную цель, чем цель проведения мероприятия, указанная административным истцом.
Таким образом, судом установлено, что Администрацией г. Новокузнецка требования Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» были выполнены, подготовлен ответ истцу на уведомление с предложением изменить время проведения публичного мероприятия, с целью соблюдения баланса интересов и общественной безопасности.
При этом предложение об изменении времени публичного мероприятия, изложенное в письме Администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, а содержит обоснованное предложение об изменении времени его проведения, эти действия не были направлены на отказ в предоставлении разрешения на проведение митинга и не нарушают права и законные интересы заявителя собираться мирно и без оружия.
Отсутствие в предложении администрации города Новокузнецка альтернативного места проведения митинга с учетом правовой конструкции п.п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ само по себе не может свидетельствовать о незаконности действий административного ответчика.
Действующим законодательством на орган местного самоуправления не возлагается обязанность выбирать или подыскивать иные места, назначать иное время для проведения публичных мероприятий в случае, если в заявленном организатором месте проведение мероприятия невозможно. В данном случае администрация г. Новокузнецка обязана была лишь довести до сведения организатора мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Предложение Администрацией города Новокузнецка другого времени проведения митинга, которое не устраивает заявителя, не препятствует выбору заявителем любого другого места и времени проведения публичного мероприятия. ФИО1, как организатор публичного мероприятия, мог предпринимать иные меры к реализации своего конституционного права на свободу мирных собраний, в том числе путем проведения дополнительных согласований с органом местного самоуправления.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемое решение Администрации города Новокузнецка о необходимости согласования переноса времени проведения митинга принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом соблюдения баланса интересов организаторов заявленного мероприятия, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка и нет оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных среди прочего статьей 31 Конституции Российской Федерации. При этом ответ администрации г. Новокузнецка от 04.10.2017 года не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку дан заявителю в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению времени проведения публичного мероприятия, в связи с чем заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания митинга, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", права и законные интересы заявителя обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.
В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на Администрацию г. Новокузнецка обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга на площади общественных мероприятий Центрального района 15.10.2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников до 1500 человек также должно быть отказано по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Возможность проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади общественных мероприятий Центрального района 15 октября 2017 года с 12:00 часов до 15:00 часов с предполагаемым количеством участников до 1500 человек не согласована сторонами. Таким образом, административным истцом не преодолен предусмотренный частью 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ запрет не проведение публичного мероприятия, в связи с чем на Администрацию г. Новокузнецка не может быть возложена обязанность согласовать проведение митинга в заявленные административным истцом время и месте.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 октября 2017 года.
Председательствующий Е.Н. Сальникова