Дело № 2а-5010/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г.о. Щёлково
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при помощнике судьи Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Варна ФИО4 к Администрации г.о. Лосино-Петровский о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав в его обоснование, что она является собственником жилого дома, общей площадью 128,5 кв.м., в том числе жилая 76,2 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером №
Данный жилой дом расположен на земельном участке, с кадастровым № по адресу: <адрес> принадлежащий ему на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № 06.11.2003г.
Истец обратился с заявлением в Администрацию г.о. Лосино-Петровский о заключении договора купли-продажи данного земельного участка, и 21 июня 2021 года получила решение Администрации г.о. Лосино-Петровский об отказе в предоставлении услуги по предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов.
В решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги «по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», указано, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.
31 мая 2021 года за № № был получен ответ из Комитета по Архитектуре и Градостроительству МО котором указано, что рассматриваемый земельный участок частично имеет наложения на автодорогу местного значения – <адрес>
С данным решением об отказе от 21 июня 2021 года Административный истец не согласен, просит суд признать незаконным решение Административного ответчика от 21.06.2021г. об отказе в предоставлении государственной услуги «по предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» и обязать Администрацию г.о. Лосино-Петровский заключить договор купли-продажи земельного участка с кад. № № по адресу: <адрес>, общей площадью 2000 кв.м.
В судебное заседание представитель административного истца иск поддержала, просила удовлетворить.
Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в представленном письменном отзыве, просила отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца, тогда как отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 128,5 кв.м., в том числе жилая 76,2 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером №
Данный жилой дом расположен на земельном участке, с кад.№ № по адресу: <адрес> принадлежащий ему на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № № 06.11.2003г.
Истец обратился с заявлением в Администрацию г.о. Лосино-Петровский о заключении договора купли-продажи данного земельного участка, и 21 июня 2021 года получила решение Администрации г.о. Лосино-Петровский об отказе в предоставлении услуги по предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов.
В решение об отказе в предоставлении государственной услуги «по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», указано, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.
31 мая 2021 года за № № был получен ответ из Комитета по Архитектуре и Градостроительству МО котором указано, что рассматриваемый земельный участок частично имеет наложения на автодорогу местного значения – <адрес>
Так, огласно п. 1, 3 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ. Подпунктом 7 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечислены в ст. 39.16 ЗК РФ. В данной статье, в числе прочих, приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: 1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6); 2) указанный в заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7); 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
Согласно требованиям ст. 9 Градостроительного кодекса РФ при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными условиями являются документы территориального планирования.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством РФ решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального, регионального, местного значения на основании документации по планировки территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии.
В соответствии с пунктами 10.1 и 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на дату утверждения схемы территориального планирования транспортного обслуживания регулировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года (Инструкция, утвержденная данным документом, включена в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003) (Постановление Госстроя РФ от 27.02.2003 N 27) и от 06.04.1998 года № 18-30 (введен в действие с 01.07.1998 года) и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, введенной в действие Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года № 18-30 "РДС 30-201-98" "Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы, которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Как следует из системного толкования вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, обозначение красных линий на документах генерального плана не предусмотрено, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территорий (абзац 4 подпункта 3.2.1. Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4. Инструкции РДС 30-201-98). Схема территориального планирования транспортного обслуживания на которую указывает Администрация, входящая в состав генерального плана, содержит ориентировочное изображение планируемой автомобильной дороги и задает рамочные условия развития муниципальных образований.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/80, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № 18-30 «РДС 30-201-98». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Ст.11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, поскольку, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах красных линий, и частично входит на территорию общего пользования, отказ административного ответчика является правомерным.
При таких обстоятельствах нарушение прав и интересов ФИО1 действиями административного ответчика судом не установлено, в связи с чем административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Варна ФИО5 к Администрации г.о. Лосино-Петровский о признании незаконным решения Администрации г.о. Лоино Петровский от 21.06.2021г. об отказе в предоставлении государственной услуги «по предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» и обязании Администрации г.о. Лосино-Петровский заключить договор купли-продажи земельного участка с кад. № № по адресу: <адрес>, общей площадью 2000 кв.м, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд подачей апелляционной жалобы.
Председательствующий
Судья Н.Г. Разумовская