ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5011/17 от 21.12.2017 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-5011/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 21 декабря 2017 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о признании недействительным пп. 1 п. 1 постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования некоторых земельных участков» и возложении обязанностей по установлению нарушений,

установил:

Административный истец обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 764 кв.м., с кадастровым номером , и жилой дом с кадастровым номером , площадью 1375 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно градостроительному плану на вышеуказанный земельный участок, подготовленному на основании распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 26.11.2014 № 3136, установлен вид разрешенного использования земельного участка ОД1-860.

В соответствии с кадастровой выпиской на земельный участок установлена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования спорного земельного участка для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.

По результатам проведения публичных слушаний постановлением Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования некоторых земельных участков» отказано в предоставлении специального разрешения, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:542.

В заключениях о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ сделана отметка о том, что в ходе проведения публичных слушаний ФИО2 - начальником сектора по работе с самовольным строительством объектов капитального строительства Департамента архитектуры, отмечено, что на земельном участке заявителя расположен объект самовольного строительства. Других замечаний, возражений, предложений в ходе проведения публичных слушаний как от смежных землепользователей, так и от иных граждан не поступало.

При этом, данное заключение, а также оспариваемое постановление Администрации г. Омска не содержат обоснованных мотиваций, по которым ФИО3 было отказано в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.

Получение специального разрешения на земельный участок административному истцу необходимо в связи с тем, что несоответствие назначения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком, расположенного по адресу: <адрес>, виду использования земельного участка, указанному в градостроительной документации (зона объектов административно-делового и общественного назначения), явилось основанием для признания дома самовольной постройкой решением <данные изъяты> районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу, в то время как отсутствуют нарушения технических регламентов при строительстве дома, границы красных линий соблюдены и нет угрозы жизни и здоровья населению, что в свою очередь подтверждается заключением экспертизы.

Административный истец полагает, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком по основаниям, не соответствующим закону, и нарушает права и законные интересы заявителя.

Постановление принято по неисследованным обстоятельствам, так как к вышеназванному заявлению были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером , и на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Также полагает, что действующее законодательство предусматривает возможность нахождения жилых домов в общественно-деловой зоне.

Согласно карте градостроительного зонирования территорий г. Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок ФИО3 расположен в территориальной зоне ОД1-860, предназначенной для размещения объектов административно-делового и общественного назначения.

Целями разработки Правил землепользования и застройки являлись обеспечение устойчивого развития Омска, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия, создание условий для планировки территории города, обеспечение прав и законных интересов собственников земельных участков и недвижимости.

В таблице № 1 статьи 42 Правил землепользования и застройки города Омска от 10.12.2008 № 201 указаны виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах г. Омска.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 указанной таблицы следует, что жилые дома в зоне ОД-1 являются условно разрешенным видом использования.

Таким образом, Правила землепользования и застройки предусматривают строительство индивидуального жилого дома на земельном участке административного истца.

В оспариваемом постановлении также не указаны основания, являющиеся препятствиями для получения специального разрешения. Не приведены доказательства, являющиеся основанием для отказа в выдаче разрешения на установление условно-разрешенного вида использования участка для индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком с кадастровым номером .

Административный ответчик не учел правомерность просьбы ФИО3 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для жилого дома в территориальной зоне ОД 1-860 в связи с наличием на участке индивидуального жилого дома.

Документация по планировке территории с ее конкретными положениями и необходимыми характеристиками, имеющими отношение к земельному участку административного истца, при рассмотрении заявления не оценивалась и наличие имеющихся ограничений не выявлено.

Технико-экономические показатели проекта планировки территории шестого жилого района не препятствуют строительству индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем ФИО3

Отсутствуют доказательства существующего или планируемого размещения объекта административно-делового и общественного назначения на спорном земельном участке.

Не выявлены доказательства возникновения в будущем нарушений конкретных норм права и несоблюдения баланса частных и публичных интересов, прав муниципального образования и смежных землепользователей строительством индивидуального жилого дома административного истца.

Несмотря на это, зонирование и проект планировки территории без результатов их детального изучения не препятствуют получению возможного условно-разрешенного вида использования земельного участка.

Имеющийся на участке административного истца объект недвижимости соответствует испрашиваемому виду использования земельного участка для индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.

Земельный участок ФИО3 находится на пересечении улицы <адрес>, где земельные участки и индивидуальные жилые дома принадлежат гражданам на праве собственности.

Смежным землепользователям Административный ответчик ранее предоставил специальное разрешение для размещения индивидуальных жилых домов с прилегающими земельными участками.

Однако, с момента утверждения зоны ОД-1 административным ответчиком не установлено резервирование земель для формирования объектов соответствующих зоне ОД-1 и не осуществлен выкуп земель для этих целей, что является доказательством того, что муниципальный орган не планирует строительство объектов административно делового и общественного назначения.

Из подпункта 1 пункта 1 таблицы № 1 ст. 42 Правил землепользования и застройки следует, что жилые дома в зоне ОД-1 (зона объектов административно-делового и общественного назначения, куда относится и земельный участок административного истца) являются условно разрешенным видом использования. Соответственно, жилой дом может быть размещен в территориальной зоне ОД1-860.

Таким образом, утвержденной градостроительной документацией предполагается возможность строительства (размещение) индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>.

Для предоставления специального разрешения, не является препятствием наличие объекта недвижимости, а наоборот, наличие жилого дома является объективным обстоятельством для запроса специального разрешения.

Индивидуальный жилой дом на участке административного истца построен в соответствии с градостроительным планом земельного участка, подготовленным на основании распоряжения Департамента архитектуры № 3136-р от 26.11.2014 с соблюдением технических регламентов, в координатах земельного участка, с соблюдением границ красных линий, утвержденных постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области».

Ссылаясь на положения ст. 30, ч. 7 ст. 37, ч. 12 ст. 39 ГрК РФ, просит признать постановление Администрации г. Омска от 27.10.2017 № 1047-п «Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования некоторых земельных участков» недействительным в части пп. 1 п. 1. Возложить обязанность на Администрацию г. Омска устранить допущенное нарушение путем предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более 3 этажей) (л.д.4-10).

Административный истец, а также ее представитель Граф Л.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика - Администрации г. Омска ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.22-26). Кроме того, пояснила, что в ходе проведения публичных слушаний ФИО2 – начальником сектора по работе с самовольным строительством, отмечено, что на земельном участке заявителя расположен объект самовольного строительства, который согласно решению суда подлежит сносу. По данным основаниям, согласно п. 5 Рекомендаций Комиссии от 31.08.2017 рекомендовано отказать в предоставлении испрашиваемого истцом специального разрешения. Кроме того, ранее в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером было отказано постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку отказ в выдаче разрешения на испрошенный административным истцом условно разрешенный вид использования спорного земельного участка не противоречит закону, предоставление испрашиваемого разрешения не может повлечь за собой восстановление каких-либо прав заявителя, отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 78-80). Кроме того, указала, что департамент архитектуры организует работу комиссии. Публичные слушания состоялись в установленном законом порядке, никаких нарушений допущено не было, отказ Администрации г. Омска в выдаче разрешения на испрошенный ФИО3 условно разрешенный вид использования земельного участка не противоречит закону, следовательно отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.

В соответствии со статьей 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса (часть 6).

Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях; порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной статьи (часть 2). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (часть 3). Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение (часть 4). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8). На основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения; указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 9).

В соответствии с высказанной Верховным Судом России в определении от 28.01.2014 N 18-КГ13-129 позицией, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.

В связи с этим возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.

Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 № 272 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске» утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Омске.

Судом установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87,88-89).

Согласно кадастровой выписке, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером , площадью 764 +/- кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки (л.д.85-86).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для размещения жилого индивидуального дома с прилегающим земельным участком (л.д.83).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Мэра города Омска от 02.08.2017 № 37-пм «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства» (л.д.91-96) проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, Центральный административный округ, <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более 3 этажей).

Из протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, при обсуждении вопроса по заявлению ФИО3 поступили возражения начальника сектора по самовольному строительству ФИО2, согласно которым на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» выстроен многоквартирный жилой дом. По иску АЦАО объект признан самовольной постройкой и подлежит сносу. Службой судебных приставов осуществляется исполнительное производство (л.д.112-115).

По результатам проведенных публичных слушаний Комиссией подготовлено Заключение, а также в соответствии с пунктом 8 статьи 39 ГрК РФ подготовлены Рекомендации по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков (л.д. 100-111).

Согласно пункту 4.1 Заключения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки (далее — Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления для разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более 3 этажей), в ходе публичных слушаний ФИО2, начальником сектора по работе с самовольным строительством объектов капитального строительства департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, отмечено, что на земельном участке заявителя расположен объект самовольного строительства, согласно решению суда подлежащий сносу (л.д.104).

В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций комиссии от ДД.ММ.ГГГГ комиссией рекомендовано отказать в предоставлении испрашиваемого административным истцом специального разрешения (л.д. 111).

На основании рекомендаций Комиссии Департаментом архитектуры был подготовлен проект постановления Администрации г. Омска «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства», в том числе, куда был включен вопрос по земельному участку административного истца и направлен в соответствии с п. 9 ст. 39 ГрК РФ главе местной администрации для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Законодательством установлено, что решение глава администрации принимает самостоятельно, но с учетом как мнения населения по результатам публичных слушаний, так и Комиссии.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Решения Омского городского Совета от 20.07.2005 № 272 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Омске» результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Мэра г. Омска было издано постановление № 1047-П, которым в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка административному истцу было отказано (л.д. 27-28).

То обстоятельство, что процедура проведения публичных слушаний по вопросу выдачи разрешений на условно разрешенные виды использования ряда (в том числе административного истца) земельных участков была соблюдена, стороны не оспаривали.

Судом также установлено, что решением Куйбышевского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ трехэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан самовольной постройкой, на ФИО3 возложена обязанность осуществить снос.

На основании апелляционного определения Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в указанной выше части оставлено без изменения (л.д. 47-51).

Согласно положениям ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что само по себе издание оспариваемого постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков» (в части земельного участка с кадастровым номером » не нарушает права и свободы административного истца; не создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; не возлагает на него какую-либо обязанность.

Заявитель испрашивает разрешение на условно разрешенный вид использования на земельный участок при том, что на участке возведен без получения соответствующей разрешительной документации многоквартирный жилой дом. Однако, легализация самовольных построек путем получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков будет противоречить положениям градостроительного законодательства, предусматривающим получение всех разрешительных документов до осуществления строительства.

При этом суд учитывает отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, что является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.

Более того, суд не может принять во внимание доводы административного истца об отсутствии в оспариваемом постановлении основания для отказа в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , местоположение<адрес>, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более 3 этажей), поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, в соответствии с которыми причины отказа в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования должны быть отражены в принимаемом главой администрации решении.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на предоставление условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером общей площадью 764 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует действующему законодательству РФ, регулирующему данные правоотношения, процедура принятия решения, предусмотренная ст. 39 ГрК РФ, органом местного самоуправления соблюдена, а сам отказ соответствует градостроительному законодательству. Оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах его компетенции и с соблюдением установленной процедуры, нарушения прав и законных интересов заявителя установлено не было.

С учетом изложенного, в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 суд полагает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации г. Омска о признании недействительным пп. 1 п. 1 постановления Администрации г. Омска от 27.09.2017 № 1047-п «Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования некоторых земельных участков» и возложении обязанностей по установлению нарушений, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Балова

В окончательной форме решение принято 26.12.2017