ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5018/2022 от 11.07.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-5018/2022

УИД 28RS0004-01-2022-006264-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Дробяскиной К.А.

с участием представителя административного истца АА, представителя административного ответчика УЖКХ администрации г. Благовещенска ЕВ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ООО «Мегасервис» о признании незаконным предписания УЖКХ администрации г. Благовещенска № 06-19/3047 от 02.06.2022 года,

установил:

ООО «Мегасервис» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что 02 июня 2022 года Управлением ЖКХ администрации города Благовещенска в отношении ООО «Мегасервис» вынесено предписание № б/н, которым на ООО «Мегасервис» возложена обязанность в срок до 10.06.2022 года выполнить работы по содержанию контейнерной площадки на МКД по адресам ул. Кузнечная д. 208, ул. Кузнечная д. 210, в связи с наличием мешков, порубочных остатков, не относящихся к ТКО. Указанное предписание полагает незаконным. В соответствии с п. 2.28 Постановления мэра города Благовещенска от 19 сентября 2006 года N 3061, к полномочиям Управления ЖКХ г. Благовещенска относится подготовка и выдача физическим и юридическим лицам предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.6, 4.7.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 N 319-03 "Об административной ответственности в Амурской области", в части, относящейся к компетенции Управления. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ). Согласно статье 1 Закон №89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности. Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1), и в состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3). Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, что не предполагает произвольного утверждения нормативов 5 накопления твердых коммунальных отходов. По смыслу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ придомовая территория представляет собой земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка. С учетом изложенного, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древеснокустарниковыми посадками относятся к ТКО. Кроме того, виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.201“ № 47008). В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код " ? 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся • твердым коммунальным отходам, в том числе: - 7 31 100 00 00 0 - Отходы из жилил:. - 7 31 200 00 00 0 - Отходы от уборки территории городских и сельских поселений... относящиеся к твердым коммунальным отходам; - 7 31 300 00 00 0 - Растительное отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам. Таким образом, из указанного нормативного регулирования отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками, произрастающими на придомовой территории, является группой отходов, относящейся к твердым коммунальным отходам. Из оспариваемого предписания усматривается, что на территории контейнерной площадки имеются остатки порубочных отходов, а также мешки, которые из норм закона являются ТКО и обязанность вывозить их возложена на ООО «Полигон», который является региональным оператором. Таким образом, Управление ЖКХ администрации города Благовещенска своим предписанием №б/н от 02 июня 2022 года возлагает обязанность по вывозу ТКО с контейнерной площадки дома № 210 по ул. Кузнечная на неуполномоченное лицо, тем самым нарушая его права по организации дополнительных расходов, хотя фактически вывоз ТКО должен осуществлять ООО «Полигон».

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным предписание № б/н от 02 июня 2022 года.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования, настаивал на их удовлетворении, привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указав, что доводы стороны административного ответчика о том, что оспариваемое предписание таковым не является, а является информационным письмом, несостоятельны, поскольку оспариваемый документ соответствует всем признакам предписания, которые содержатся в Положении о муниципальном контроле в сфере Благоустройства на территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской думы 23.12.2021 г. № 34/138. В оспариваемом предписании отсутствует лишь дата и номер распоряжения (приказа), на основании которого проводилось контрольное мероприятие, а также сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием. Из оспариваемого предписания усматривается, что административным ответчиком проводился осмотр контейнерной площадки, расположенной на территории, многоквартирных жилых домов Кузнечная д. 208, Кузнечная д. 210. «Осмотр» входит в перечень контрольных действий, которые могут совершаться при проведении внепланового мероприятия как «рейдовый осмотр» (ст. 25.6 Положения). Таким образом, по факту ответчиком в рамках Положения был проведен рейдовый осмотр, в ходе которого, по его мнению, были выявлены нарушения в сфере благоустройства. В тоже время, ст. 25.7 Положения указывает, что в случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного мероприятия. На это же указывает и п. 28 Положения, согласно которому по окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия. Кроме того, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. Указанный акт, в силу п. 29 Положения должен быть подписан контролируемым лицом, т.е. должна быть предоставлена возможность с его ознакомлением. Из материалов, имеющихся в деле, в т.ч. и фотографий, приложенных к оспариваемому предписанию, ООО «Мегасервис» делает вывод, что административным ответчиком не зафиксировано каких-либо нарушений со стороны истца, поскольку по фотографии усматривается, что контейнерная площадка находилась в удовлетворительном состоянии (убрана и подметена) и отсутствует акт, который должен был составляться в ходе рейдового осмотра, как этого требует закон. По факту ответчиком нарушен порядок проведения контрольного мероприятия, а также приписывается истцу нарушение, которое по факту не было совершено. Также указала, что позиция регионального оператора о наличии обязанности вывозить только уличный смет, как ТКО, а не отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковой растительностью, противоречит положениям нормативных актов в сфере деятельности по обращению с ТКО, касающихся определения содержания ТКО, поскольку региональный оператор, в рамках установленного тарифа на услугу, обеспечивает обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО. Таким образом, отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в результате уборки придомовых территорий индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов, относятся к ТКО, и региональный оператор обязан вывозить указанные ТКО в рамках соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО. Кроме того, отходы, образовавшиеся при содержании зеленых насаждений (ветки, листья деревья, растительные отходы), относятся к крупногабаритным, и если бункеры (мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов) на указанных контейнерных площадках отсутствуют, то потребители осуществляют складирование указанных отходов на прилегающей территории к контейнерным площадкам, то есть фактически в месте (на площадке) накопления ТКО. С учетом изложенного, просит требования административного искового заявления удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, полагая, что отсутствует предмет спор, поскольку 02.06.2022 г. в адрес заявителя было направлено информационное письмо, о том, что на территории контейнерной площадки и прилегающей территории не производится уборки земельного участка, захламление прилегающей территории мешками, остатками порубочных отходов, не относящихся к ТКО, а также бытовыми отходами. Указанные обстоятельства были зафиксированы главным специалистом отдела по благоустройству города УЖКХ администрации города Благовещенска ТА по результатам проверки поступившего по телефону обращения гражданина (который отказался представиться) с предоставлением гражданином через мессенджер WрatsApp фотографии, которая приложена к административному исковому заявлению. В ходе проверки должностным лицом УЖКХ администрации г. Благовещенска было осуществлено фотографирование, однако фотографии в адрес ООО «Мегасервис» не направлялись. В оспариваемом письме ООО «Мегасервис» предложено в срок до 10.06.2022 выполнить работы по содержанию земельного участка для МКД и территории контейнерной площадки, не допуская захламления. Указанное информационное письмо не может являться ненормативным актом (предписанием), поскольку постановлением администрации города Благовещенска от 02.06.2014 № 2346 (в редакции постановления от 22.12.2021 № 5363) утвержден порядок выдачи предписаний об устранении нарушений в сфере благоустройства, приложением к данному порядку является утвержденная форма предписания. В утвержденной форме предписания, обязательным является пункт, предупреждающий об административной ответственности за невыполнение данного предписания. При этом, в информационном письме направленном в адрес административного истца, не содержится сведений о предупреждении об административной ответственности. Указывает, что административное исковое заявление направлено на установление того факта, что мусор, расположенный рядом с контейнерной площадкой, должен вывозиться региональным оператором ООО «Полигон». Между тем, решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 № 58/70 утверждены Правила благоустройства города Благовещенска. Правила под объектами благоустройства понимают территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству; под территориями общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц; под прилегающей территорией - территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и которая имеет внутренние и внешние границы, определяемые в соответствии с настоящими Правилами и предоставляющие собой один или два непересекающихся замкнутых контура. Пунктом 18.5. Правил закреплено, что придомовая территория и прилегающая к ней территория ежедневно очищаются от мусора и посторонних предметов. Таким образом, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения лицо (управляющая организация) обязано надлежащим образом производить своевременную уборку земельного участка сформированного для МКД, и придомовой территории, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и не допускать сброс и складирование ТКО, производственных отходов, отходов от уборки территорий, от спила деревьев, мусора, листве, пустой тары, снега, строительных материалов вне специально отведенных мест, мест (площадок) накопления ТКО, организацию навала мусора. При таких обстоятельствах, доводы административного истца о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства б/н от 02.06.2022 года, являются ошибочными. Также указала, что поскольку в силу п. 7 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года №336 проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц запрещено, обращение гражданина было рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным закона № 59-ФЗ. Не отрицала, что с целью проверки исполнения письма от 02.06.2022 года №06-19/3047, 10.06.2022 года специалистом УЖКХ г. Благовещенска вновь был осуществлён выход по адресу : г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 208,210, о чем составлены фотографии, фиксирующие захламление территории контейнерной площадки. Указала, что собранные материалы подлежат направлению УЖКХ г. Благовещенска в адрес жилищной инспекции для решения вопроса о привлечении к ответственности.

Из письменного отзыва директора ООО «Полигон» следует, что в связи с тем, что письмо, которым Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска предложено ООО «Мегасервис» выполнить работы по содержанию территории контейнерной площадки, не допускать захламлённости в границах 15 метров не является предписанием и носит рекомендательный характер, в данном случае отсутствует предмет спора. Согласно официальным разъяснениям, изложенным в письмах Минприроды России от 11.10.2019 №08-25-53/24802, от 21.07.2020 №08-25-53/18336, от 10.08.2021 №08-25-26/22922 растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками не относятся к твердым коммунальным отходам и такие отходы подлежат вывозу по нерегулируемой цене. Кроме того, в соответствии с разъяснениями данными ООО «Полигон» Минприроды России (от 20.08.2021 г. №25-47/24191) - растительные отходы, которые образуются при уходе за зелёными насаждениями, не учитываются при проведении замеров в целях определения нормативов накопления ТКО. Также, министерством природных ресурсов Амурской области письмом от 16.08.2021 №06-15/4703 сообщено, что при проведении сезонных замеров образования ТКО, в контейнерах (бункерах) отходы находились в смешенном виде, отдельные замеры образования объёмов отходов, образующихся при уборке придомовой территории не проводились, в связи с чем сведения, подтверждающие количество данных видов отходов, отсутствуют. Из указанного разъяснения можно сделать вывод, что отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками не вошли в нормативы накопления ТКО. С учетом изложенного считает, что отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, подлежат вывозу по нерегулируемой цене собственниками таких отходов. В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Полигон» изменил позицию в части того, что направленное в адрес ООО «Мегасервис» письмо не является предписанием.

Административный ответчик и.о. начальника УЖКХ г. Благовещенска ВА, представитель заинтересованного лица ООО «Полигон» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что 02.06.20222 года специалистами УЖКХ администрации г. Благовещенска выявлены нарушения содержания территорий контейнерной площадки многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Кузнечная, 208, 210, г. Благовещенск, в связи с чем, должностным лицом – и.о. начальника УЖКХ администрации г. Благовещенска ВА в адрес ООО «Мегасервис» вынесено предписание от 02.06.2022 года № 0619/3047 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.06.2022 года.

Полагая указанное предписание незаконным, вынесенным с нарушением требований действующего законодательства, ООО «Мегасервис» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Доводы стороны административного ответчика о том, что оспариваемый документ от 02.06.2022 года № 0619/3047 не является предписанием, не содержит положений, конкретизирующих нормативные предписания, является лишь информационным письмом, судом отклоняются в связи со следующим.

Как следует из оспариваемого документа, он составлен и.о. начальника управления ЖКХ администрации города Благовещенска.

Из данного документа следует, что специалистами управления ЖКХ администрации города Благовещенска проведен осмотр контейнерной площадки многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Кузнечная, 208, 210, г. Благовещенск, в ходе которого выявлены нарушения содержания территорий контейнерной площадки многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Кузнечная, 208, 210, г. Благовещенск, в том числе, на территории контейнерной площадки и прилегающей территории не производится уборка земельного участка, захламление прилегающей территории мешками, остатками порубочных отходов, не относящимися к ТКО, а так же бытовыми отходами.

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, отнесено в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 года № 58/70 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска (далее - Правила), устанавливающие единые требования в сфере благоустройства территории.

В соответствии с Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 23.12.2021 N 34/138, следует, что предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 18 июля 2019 г. N 58/70 (далее - Правила благоустройства).

Муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории города Благовещенска осуществляется отраслевым органом администрации города Благовещенска, определенным постановлением администрации города Благовещенска (далее - контрольный орган).

Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, осуществляемые с нарушением Правил благоустройства.

Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется посредством проведения в том числе внеплановых контрольных мероприятий в форме рейдового осмотра.

Решением Благовещенской городской Думы от 23.12.2021 года № 34/138, принято Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования города Благовещенска.

Данное Положение устанавливает порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования города Благовещенска.

Предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) Правил благоустройства территории муниципального образования город Благовещенска (утв. решением Благовещенской городской Думы от 18 июля 2019 года № 58/70 (п. 3 Положения).

Согласно данному Положению муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется отраслевым органом администрации города Благовещенска, определенным постановлением администрации города Благовещенска (п. 4 Положения).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль в сфере благоустройства, являются муниципальные служащие, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входит осуществление полномочий по муниципальному контролю в сфере благоустройства, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (п. 5 Положения).

Согласно постановлению администрации города Благовещенска от 19.09.2006 г. № 3061, с внесенными в него изменениями постановлением № 1856 от 16.04.2013 года, от 20.04.2018 года № 117, № 965 от 25.03.2021 года «Об утверждении Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска», в полномочия Управления ЖКХ администрации города Благовещенска входит подготовка и выдача физическим и юридическим лицам предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.6., 4.7.1. Закона Амурской области от 30 марта 2007 № 319-03 «Об административной ответственности в Амурской области», в части, относящейся к компетенции Управления» (п. 2.28), то есть осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования г. Благовещенска.

Пунктами 31, 36 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования г. Благовещенска также предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушения обязательных требований контролируемым лицом инспектором выдается предписание, в котором указываются: номер предписания, дата и место составления и выдачи предписания; наименование контрольного органа; дата и номер распоряжения (приказа) на основании которого проводилось контрольное мероприятие; ФИО и должность лица, проводившего контрольное мероприятия; сведения о контролируемом лице; дата, время и место проведения контрольного мероприятия; сведения о результатах контрольного мероприятия; сведения о выявленных нарушениях обязательных требований; ссылка на конкретную статью, часть, пункт, подпункт или параграф положения обязательных требований, которые были нарушены; подробное описание действий контролируемого лица, необходимых для устранения нарушений обязательных требований; срок исполнения предписания; срок в течение контролируемое лицо, которому выдано предписание, должно известить контрольный орган о выполнении предписания; перечень сведений, которые должны быть предоставлены в контрольный орган в качестве подтверждения выполнения требований предписания; подпись инспектора, проводившего контрольное мероприятие.

В соответствии с порядком выдачи предписаний об устранении нарушений в сфере благоустройства, утвержденным постановлением администрации г. Благовещенска от 02.06.2014 года № 2346, предписание об устранении нарушения в сфере благоустройства составляется должностным лицом администрации г. Благовещенска, уполномоченным на осуществление контроля в сфере благоустройства; предписание об устранении нарушений в сфере благоустройства может содержать указание на необходимость устранения одновременно нескольких нарушений; предписание должно быть выполнено в срок не позднее 10 дней со дня его выдачи; должностное лицо, выдавшее предписание, по окончании установленного срока его выполнения осуществляет контроль за выполнением предписания, для чего проводит повторный осмотр объекта благоустройства на предмет устранения ранее выявленных и указанных в предписании нарушений в сфере благоустройства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ №21 от 28.06.2022 года при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.

Анализируя указанные законоположения, а также содержание письма от 02.06.2022 года №06-19/3047, в котором в том числе отражены место проведения контрольного мероприятия; сведения о результатах контрольного мероприятия; сведения о выявленных нарушениях обязательных требований; подробное описание действий контролируемого лица, необходимых для устранения нарушений обязательных требований; срок исполнения предписания; срок в течение контролируемое лицо, которому выдано предписание, должно известить контрольный орган о выполнении предписания, суд приходит к выводу, что оно является ненормативным актом властно-распорядительного характера, обязывающим лицо, которому оно адресовано, осуществить определённые действия в установленный в нем срок, то есть обладает признаками, свойственными предписанию.

Более того, как установлено в судебном заседании, на основании представленных документов, а также пояснений представителя административного ответчика, 10.06.2022 года, то есть по истечении срока, установленного в предписании (письме от 02.06.2022 года №06-19/3047) должностным лицом УЖКХ администрации г. Благовещенска проводилась проверка его исполнения, что зафиксировано на фотоматериалах.

Не указание в письме (представлении) о предупреждении об ответственности за его неисполнение, само по себе не свидетельствует о том, что направленное в адрес ООО «Мегасервис» письмо от 02.06.2022 года № 06-19/3047 не является предписанием и не порождает никаких правовых последствий, так как не исключает направление собранных материалов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения муниципального правового акта в сфере благоустройства, в компетентные органы для привлечения лица к юридической ответственности, что также не оспаривалось представителем административного ответчика.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что оспариваемый документ является информативным письмом у суда не имеется.

Проверяя законность выдачи данного предписания, суд исходит из следующего.

Как отмечено ранее, в соответствии с п. 31, 36 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования г. Благовещенска, предписание может быть выдано по результатам проведения контрольного мероприятия.

Из пункта 18 указанного Положения следует, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется посредством проведения в том числе внеплановых контрольных мероприятий, таких как рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.

Внеплановое контрольное мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарная проверка осуществляются на основании решений контрольного органа, подписанных руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа (п. 19 Положения).

Согласно пп. 1 п. 21 Положения, внеплановые контрольные мероприятия при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства проводятся в том числе при наличии у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее по тексту - сведения о причинении вреда);

Сведения о причинении вреда контрольный орган получает:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц (п. 22 Положения).

Из пункта 23 Положения следует, что при рассмотрении сведений о причинении вреда, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, инспектором проводится оценка их достоверности, в ходе которой он при необходимости обеспечивает проведение контрольного мероприятия без взаимодействия.

Под рейдовым осмотром понимается контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц (п. 26 Положения).

В соответсчии с п. 25.6 Положения, следует, что в ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) инструментальное обследование.

В случае проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона о госконтроле и размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 33 Положения).

Согласно п. 36 Положения, в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

1) выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией;

4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения;

5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок осуществления муниципального контроля в отношении граждан и юридических лиц, по результатам которого может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Однако, в ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что оспариваемое предписание вынесено без соблюдения вышеизложенных требований, без проведения проверки в установленном порядке, без составления акта осмотра соответствующей территории, в котором были бы указаны ФИО должностного лица УЖКХ администрации г. Благовещенска, проводившего контрольное мероприятие без взаимодействия, а также выявленные нарушения с приложением фотоматериалов, которые были представлены в ходе рассмотрения дела, и не направлены контролируемому юридическому лицу.

Ссылка административного ответчика на постановление Правительства РФ от 10.03.2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» о невозможности проведения контрольных мероприятий в отношении юридических лиц, судом не принимается, поскольку согласно п. 10 указанного постановления допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.

В рассматриваемом случае должностными лицами УЖХК администрации г. Благовещенска фактически проведены мероприятия по контролю без взаимодействия в отношении контролируемого лица (ООО «Мегасервис») соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на основании устного обращения гражданина о ненадлежащем содержании контейнерной площадки, то есть при наличии сведений об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, жизнь и здоровье граждан).

При этом Федеральный закон № 59 от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на который ссылается административный ответчик, не регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий в отношении иных лиц при рассмотрении обращений граждан, а регламентирует порядок рассмотрения письменных обращений граждан, а также обращений при личном приеме граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, дачи на них ответов.

Поскольку по настоящему делу доказательств соблюдения процедуры выдачи предписания не представлено, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого предписания, что в силу пп. "б" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ свидетельствует о его незаконности и является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Так как признанием судом оспариваемого предписания незаконным достигается защита нарушенного права административного истца, оснований для возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей не требуется.

Доводы административного истца о том, что обязанность по вывозу остатков порубочных отходов не может быть возложена на управляющую организацию, так как это относится к компетенции регионального оператора, судом не рассматриваются, поскольку оспариваемое предписание не возлагает на ООО «Мегасервис» обязанности осуществить вывоз таких отходов, а предписывает выполнить работы по содержанию контейнерной площадки.

Частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.

Принимая во внимание, что ООО «Мегасервис» при подаче административного искового заявления оплачена госпошлина в размере 300 рублей, также учитывая, что административные исковые требования ООО «Мегасервис» удовлетворены в полном объеме, в соответствие с ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу ООО «Мегасервис» с УЖКХ администрации г. Благовещенска подлежит взысканию сумма государственной пошлины- 2000 рублей.

руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Мегасервис» удовлетворить.

Признать незаконным предписание УЖКХ администрации г. Благовещенска, выраженное в письме № 06-19/3047 от 02.06.2022 года.

Взыскать с УЖКХ администрации г. Благовещенска в пользу ООО «Мегасервис» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2022 года