ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-501/19 от 02.08.2019 Североуральского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 06.08.2019 Дело № 2а-501/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р ОС С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Североуральск 02 августа 2019 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Аксенова А.С.,

при секретаре судебного заседания Кулагиной Н.П.,

с участием административного истца Шуганова И.М.,

представителя административного ответчика Гросман Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Шуганова И. М. к Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Североуральского городского округа и урегулировании конфликта интересов о признании решения № 1 от 19.06.2019 незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

требования мотивированы тем, что истец работает в Администрации Североуральского городского округа в должности: заместителя заведующего отделом градостроительства, архитектуры и землепользования с 09.01.2018 года.

Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Североуральского городского округа и урегулировании конфликта интересов (далее по тексту – Комиссия) 19.06.2019 вынесено решение № 1 о признании непредоставления муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка необъективным и является способом уклонения от представления указанных сведение. Рекомендовать Главе Североуральского городского округа применить к нему меру ответственности – привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.

Считает решение незаконным.

В 2019 году у него не получилось сдать справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свою несовершеннолетнюю дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по причине отсутствия таких сведений, так как с осени 2017 года брак прекращен, его дочь проживает в г. Екатеринбурге с его бывшей супругой. Бывшая супруга ФИО13 проживает с сожителем, который её ревнует ко нему. Она попросила его не беспокоить ее различными просьбами.

На основании пункта 10 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Североуральского городского округа и муниципальными служащими о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утвержденного постановлением Главы Североуральского городского округа от 05.02.2019 № 4, им было подано заявление в Комиссию.

30.05.2019 ему выдано обращение о предоставлении в срок до 10.06.2019 информации о предпринятых им действиях в целях получения вышеуказанных сведений, с приложением подтверждающих документов. На это он приложил скан заявления бывшей супруги и пояснил, что не представляется возможным открыть личный кабинет или проверить личный кабинет на дочь ФИО12 на сайте Федеральной налоговой службы по причине отсутствия у оригинала свидетельства о рождении.

18.06.2019 года на заседании Комиссии его попросили объяснить причины отказа предоставления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на дочь, на что указал на вышеизложенные обстоятельства. Он не знает, как ему представить такую справку.

Прокурор Вершинина Е.А. сказала, что он мог через суд потребовать эти данные у бывшей супруги, но он не юрист и не знал об этом. Он просил выдать ему предписание с перечнем действий, которые ему необходимо выполнить в разумный срок. От обязанностей по предоставлению справки он не отказывался.

24.06.2019 ему выдали выписку из протокола заседания Комиссии.

Просит признать указанное решение незаконным.

Административный истец Шуганов И.М. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить, пояснил, что алгоритм действий в спорной ситуации ничем не предусмотрен. Справку он стал готовить с апреля 2019 года. До этого времени не делал ничего.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Администрации Североуральского городского округа Гросман Е.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что при принятии спорного решения присутствовало 5 человек – членов Комиссии. Котова Е.В. замещала ФИО16 на основании постановления Главы Североуральского городского округа от 17.06.2019 № 19 и распоряжения об исполнении обязанностей. Постановление Главы Североуральского городского округа от 17.06.2019 № 19 было размещено на сайте Администрации в этот же день.

Кроме того, административным ответчиком представлены письменные возражения на иск, которые поддержала представитель Гросман Е.А. В них указано, что распоряжением Администрации Североуральского городского округа от 29.12.2017 № 101 Шуганов И.М. был назначен на должность заместителя заведующего отделом градостроительства, архитектуры и землепользования Администрации Североуральского городского округа. Постановлением Главы Североуральского городского округа от 29.03.2018 № 18 данная должность включена в Перечень должностей муниципальной службы Североуральского городского округа, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие Североуральского городского округа обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Шуганов И.М. в последний день подачи сведений 30.04.2019 в конце рабочего дня представил в кадровое подразделение Администрации справку о своих доходах по установленной форме. Одновременно он представил в Комиссию заявление от 30.04.2019 о невозможности предоставить сведения на свою несовершеннолетнюю дочь ФИО12 по причине отсутствия данных сведений в связи с отказом бывшей супруги в их предоставлении.

Деятельность Комиссии регулируется, в том числе, постановлением Главы Североуральского городского округа от 13.08.2010 № 953 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Североуральского городского округа и урегулированию конфликта интересов» с учетом изменений от 20.02.2016 № 4, от 05.10.2018 № 52, от 17.06.2019 № 19.

Заседание Комиссии состоялось 18.06.2019, проведено в надлежащем составе, кворум соблюден (п. 9 Положения о комиссии), в присутствии истца (п. 14 Положения о комиссии).

По результатам рассмотрения заявления истца Комиссией принято решение в соответствии с п.п. «в» п. 20 Положения о Комиссии о признании причины непредоставления сведений о доходах своего несовершеннолетнего ребенка необъективной и являющейся способом уклонения от предоставления указанных сведений, Главе Североуральского городского округа рекомендовано привлечь Шуганова И.М. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.

Решение принято большинством голосов, оформлено протоколом, подписанным членами комиссии, принимавшим участие в ее заседании (пункты 27, 28 Положения о комиссии).

Выписка из протокола заседания Комиссии вручена Шуганову И.М. с соблюдением установленного семидневного срока 24.06.2019 (п. 31 Положения о комиссии).

При принятии решения Комиссией учтены характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Комиссией установлено, что Шуганов И.М. каких-либо мер по получению необходимых сведений о доходах своего ребенка, за исключением обращения к бывшей супруге, не предпринимал. В компетентные органы с запросами сведений об имуществе, доходах, банковских счетах ребенка он не обращался, доказательств обратного не представил.

В органы записи актов гражданского состояния по вопросу получения повторного свидетельства в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» для обеспечения возможности получения необходимых сведений на ребенка также не обращался.

Возможность получения отцом повторного свидетельства о рождении ребенка без утраты юридической силы ранее выданного свидетельства подтверждается письмом ОЗАГС г. Североуральска от 31.07.2019 № 10-01/0126. Получив повторное свидетельство о рождении, истец имел возможность запросить сведения о недвижимом имуществе, находящемся в собственности дочери, в порядке, предусмотренном п. 13 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Аналогичным образом истец имел возможность запросить сведения о зарегистрированных транспортных средствах в органах ГИБДД или в налоговых органах, сведения о доходах.

Сведения о наличии банковских счетов истец мог запросить в налоговых органах (Письмо ФНС России от 20.02.2017 № ОА-19-17/33).

Истцом не предприняты какие-либо меры по получению необходимых сведений. С запросами в компетентные органы истец не обращался, отказы в предоставлении сведений не представил.

Более того, справку о своих доходах и заявление о невозможности представить сведения о доходах дочери истец представил в кадровую службу в последний день подачи сведений – 30.04.2019, который являлся предпраздничным. С 02.05.2019 истец ушел в отпуск, в котором находился по 20.05.2019. Каких-либо беспокойств по поводу непредоставления сведений о доходах дочери не проявлял несмотря на то, что при приеме сведений о доходах сотрудником кадровой службы ему было разъяснено о последствиях непредоставления сведений.

При заполнении справки о доходах истец с вопросом о порядке предоставления сведений на дочь не обращался ни в кадровую службу, ни к иным должностным лицам Администрации.

Заявление бывшей супруги об отказе в предоставлении сведений на ребенка датировано 22.04.2019, то есть за неделю до окончания срока предоставления сведений, при том, что истец имел возможность начинать собирать сведения для заполнения справок о доходах с 01.01.2019.

При подаче заявления о невозможности предоставить сведения на свою несовершеннолетнюю дочь от 30.04.2019 отказ бывшей супруги не прилагался к заявлению, в указанном заявлении упоминания о наличии такого письменного отказа отсутствуют. Скан письма бывшей супруги был представлен истцом только 10.06.2019 по запросу Комиссии, полученному истцом 30.05.2019, оригинал письма истец получил по почте только 18.06.2019.

По мнению ответчика, указанное может свидетельствовать о том, что на момент подачи заявления от 30.04.2019 истец не имел указанного отказа, меры по его получению были предприняты только после получения запроса Комиссии, то есть после истечения всех сроков по предоставлению сведений о доходах, в том числе уточненных.

Также Комиссией учтено, что за период работы в Администрации на истца трижды налагались дисциплинарные взыскания. Два из них на момент рассмотрения вопроса являлись действующими.

Замещение должности заместителя заведующего отделом градостроительства, архитектуры и землепользования, предполагающей исполнение обязанностей руководителя отдела в период его отсутствия, связано с высокими коррупционными рисками, поскольку согласно положению об отделе, отдел выполняет достаточно много коррупционно-опасных функций: по контролю (муниципальный земельный контроль), управлению земельными ресурсами, возбуждению дел об административных правонарушениях, оказанию муниципальных услуг, в том числе выдаче различных разрешений (на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, на установку рекламных конструкций и т.д.), переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) и т.д. Из 60 муниципальных услуг отдел градостроительства предоставляет 26 муниципальных услуг, связанных с распоряжением земельными ресурсами, выдачей различных разрешительных документов. Лицо, замещающее должность заместителя заведующего отделом, обладает полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.

В связи с высокими коррупционными рисками истец, равно как и другие муниципальные служащие, обязан строго соблюдать законодательство о противодействии коррупции, только объективные и уважительные причины, не позволяющие исполнить установленную законом обязанность, могут являться основаниями для освобождения от исполнения такой обязанности.

Поступая на должность муниципальной службы, истец добровольно принял на себя обязанность соответствовать установленным требованиям, соблюдать законодательство о противодействии коррупции, возможность увольнения истца в связи с утратой доверия обусловлена его правовым статусом.

В Обзоре проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Минтрудом России 30.03.2018) указано, что причину непредставления служащим сведений о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей можно признать объективной и уважительной в случае, если служащий принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности (принимались ли меры к установлению места жительства супруги (супруга), несовершеннолетних детей, получению таких сведений от супруги (супруга) и в отношении несовершеннолетних детей, запрашивалась ли доступная лицу информация из регистрирующих органов).

При получении антикоррупционным подразделением заявления о невозможности представить сведения необходимо дать объективную оценку разумной достаточности мер, принятых служащим для получения сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также результатов, которые были получены.

Считает, что Комиссией дана объективная оценка действиям истца, предпринятым для получений сведений о доходах ребенка. Причина непредоставления сведений о доходах на ребенка, заключающаяся в отказе бывшей супруги предоставить необходимые сведения, при том, что истец имеет равные с бывшей супругой права и обязанности в отношении дочери, признана необъективной и являющейся способом уклонения от предоставления указанных сведений.

Заслушав пояснения участников, изучив доводы административного иска и возражений на него, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу требований статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.

В соответствии со ст. 15 этого же Федерального закона граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.

В соответствии с ч. 2 данной статьи порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Закона о муниципальной службе.

Распоряжением Главы Североуральского городского округа от 29.12.2017 № 101 Шуганов И.М. с 09.01.2018 принят на муниципальную службу и назначен на должность заместителя заведующего отдела градостроительства, архитектуры и землепользования.

Должность заместителя заведующего отдела градостроительства, архитектуры и землепользования входит в Перечень должностей муниципальной службы Североуральского городского округа, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (постановление Главы Североуральского городского округа от 29.03.2018 № 18).

Согласно п.п. 2 п. 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 22.05.2015 № 222-УГ), гражданский служащий представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Аналогичные положения содержатся в п. 7 Порядка представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. постановлением Главы Североуральского городского округа от 05.02.2019 № 4, опубликовано в местной газете «Наше слово» 15.02.2019 № 6).

Пунктом 10 данного Порядка предусмотрено, что в случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим должность муниципальной службы, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Североуральского городского округа и урегулированию конфликта интересов.

Как следует из дела, Шуганов И.М. обратился в Комиссию с заявлением, в котором просил разрешить ему не предоставлять справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свою несовершеннолетнюю дочь ФИО12 по причине отсутствия таких сведений, т.к. его бывшая супруга ФИО13 эти сведения ему не предоставляет.

Заявление получено секретарем Комиссии ФИО17 30.04.2019.

В соответствии с абз. 2 п. 8 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 22.05.2015 № 222-УГ, в случае если гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в абзаце первом пункта 5 настоящего Положения.

Согласно п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Главы Североуральского городского округа от 05.02.2019 № 4, в случае если муниципальный служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе согласно законодательству Российской Федерации представить уточненные сведения не позднее 30 мая года, следующего за отчетным.

До указанной даты уточненные сведения Шугановым И.М. не представлены.

Постановлением Главы Североуральского городского округа от 20.02.2016 № 4 утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Североуральского городского округа и урегулированию конфликта интересов.

Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Североуральского городского округа (п. 4 Положения). Ее основной задачей является содействие органам местного самоуправления Североуральского городского округа:

а) в обеспечении соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

б) в осуществлении в органе местного самоуправления мер по предупреждению коррупции (п. 3 Положения).

Основанием для проведения заседания комиссии является, в том числе, заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (абз. 3 п.п. «б» п. 11 Положения).

Согласно п. 13.1 данного Положения, заседание комиссии по рассмотрению заявлений, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта «б» пункта 11 настоящего Положения проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

С 02.05.2019 по 20.05.2019 Шуганов И.М. находился в очередном отпуске (распоряжение Главы Североуральского городского округа от 04.04.2019 № 147).

Письмом, подписанным председателем Комиссии, Шуганову И.М. было предложено в срок до 10.06.2019 предоставить информацию о предпринятых действиях для получения сведений о доходах несовершеннолетней дочери ФИО12 с приложением соответствующих документов при их наличии.

В соответствии с пунктами 14 и 15 Положения о Комиссии, заседание комиссии проводится в присутствии муниципального служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. На заседании комиссии заслушиваются пояснения муниципального служащего (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых муниципальному служащему претензий, а также дополнительные материалы.

Согласно п. 20 Положения о Комиссии, по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта «б» пункта 11 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что причина непредставления муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

б) признать, что причина непредставления муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует муниципальному служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина непредставления муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует руководителю органа местного самоуправления Североуральского городского округа применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности муниципальной службы недопустимо (п. 9 Положения).

Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 11 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу муниципального служащего, в отношении которого рассматривался вопрос (п. 27 Положения).

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании (п. 28 Положения).

В протоколе заседания комиссии указываются:

а) дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности муниципального служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

в) предъявляемые к муниципальному служащему претензии, материалы, на которых они основываются;

г) содержание пояснений муниципального служащего и других лиц по существу предъявляемых претензий;

д) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

е) источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в орган местного самоуправления Североуральского городского округа;

ж) другие сведения;

з) результаты голосования;

и) решение и обоснование его принятия (п. 29 Положения).

Спорное решение Комиссии оформлено протоколом от 19.06.2019 № 1, согласно которому в Комиссию в конце рабочего дня 30.04.2019 поступило заявление Шуганова И.М. о невозможности предоставить сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на несовершеннолетнюю дочь ФИО12 по причине отсутствия данных сведений, в связи с отказом бывшей супруги в их предоставлении.

В связи с нахождением Шуганова И.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске с 02.05.2019, 30.05.2019 ему вручен запрос о предоставлении объяснений о предпринятых им действиях в целях получения сведений.

10.06.2019 Шуганов И.М. представил скан заявления от 22.04.2019 бывшей супруги ФИО13, проживающей совместно с дочерью по адресу: <адрес>, об отказе в предоставлении сведений и пояснения, что не смог активировать личный кабинет налогоплательщика своей дочери по причине отсутствия оригинала свидетельства о рождении.

На заседании комиссии Шуганов И.М. пояснил, что он с бывшей супругой не проживает с 2017 года, совместного хозяйства не ведет, отношения складываются неприязненные. В начале текущего года бывшая супруга попросила его больше ей не звонить и не беспокоить по причине ревности, проживающего с ней мужчины. В связи с тем, что не смог получить доступ к личному кабинету налогоплательщика своей дочери и получить сведения от бывшей супруги, решил не предоставлять сведения на ребенка с нулевыми показателями, а ограничиться заявлением в комиссию о невозможности предоставить сведения, так как в его понимании предоставить недостоверные сведения намного хуже, чем не предоставить их вообще. Обращение в налоговую инспекцию об активации личного кабинета налогоплательщика дочери происходило в устной форме с предъявлением копии свидетельства о рождении, на что ему ответили отказом. Подтвердить факт обращения не может, письменных заявлений не подавал. Однако, секретарю Комиссии, при подготовке к заседанию, давал пояснения о том, что он обращался по вопросу об активации личного кабинета в МФЦ г. Североуральска, где ему ответили отказом, в связи с отсутствием при себе документа, удостоверяющего личность. Повторно обращаться не стал. Подлинник текста заявления бывшей супруги от 22.04.2019 (машинописный текст), отправленного 10.06.2019 и поступившего в г. Североуральск 13.06.2019, представил на заседании комиссии. Столь позднюю отправку письма объяснил тем, что посчитал достаточным представления этого документа в сканированном виде и попросил отправить подлинник, после того, как его затребовали приложить к объяснениям. Поскольку на законодательном уровне не прописаны конкретные шаги, которые он мог бы предпринять в течение четырех месяцев с начала декларационной компании, посчитал, что предпринятые им меры достаточны. За разъяснением по данной ситуации к своему непосредственному руководителю или заведующему отделом муниципальной службы, организационной работы, информатизации и защиты информации, иному должностному лицу не обращался.

На должность заместителя заведующего отделом градостроительства, архитектуры и землепользования Шуганов И.М. принят и назначен 09.01.2018. При приеме предоставил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, в том числе, на несовершеннолетнюю дочь. В рамках декларационной кампании 26.04.2018 года им были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и на несовершеннолетнего ребенка за 2018 год. При приеме на работу он был извещен об основных обязанностях муниципального служащего, о необходимости соблюдать ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Ознакомлен с нормативными правовыми актами по направлению противодействия коррупции, в том числе с постановлениями Главы Североуральского городского округа от 17.08.2017 № 33 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Североуральского городского округа, и муниципальными служащими Североуральского городского округа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» 05.04.2018; от 05.02.2019 № 4 «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Североуральского городского округа, и муниципальными служащими Североуральского городского округа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» 26.03.2019, о чем свидетельствуют его личные подписи в листе ознакомления с данными правовыми актами.

Со ссылкой на положения ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Комиссия указала, что установленная названными нормами обязанность муниципального служащего является безусловной, не зависящей от воли и желания как самого служащего, так и иных лиц, в том числе членов семьи.

Также Комиссией указано, что в соответствии со ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). В соответствии с ч. 4 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Для исполнения обязательства по предоставлению сведений доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на несовершеннолетнего ребенка муниципальный служащий, независимо от совместного проживания со своим несовершеннолетним ребенком, для получения сведений о его доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имеет возможность получить на своего несовершеннолетнего ребенка доступ в «Личный кабинет налогоплательщика» в налоговых органах, получить сведения в Росреестре об объектах недвижимости, получить сведения в банках о наличии (отсутствии) счетов.

Для получения вышеперечисленных сведений достаточно обратиться в соответствующие органы и организации (либо МФЦ), подтвердив родительские права на несовершеннолетнего ребенка. Получение необходимых сведений не зависит от воли бывшей супруги служащего, так как он в силу вышеприведенной нормы закона обладает равным с ней правом на получение сведений на ребенка. Отсутствие у служащего подлинника свидетельства о рождении, которое находится, по словам Шуганова И.М., у бывшей супруги, вопреки его доводам не препятствовало получить в органах ЗАГСа справку о рождении ребенка, на основании которой и получить соответствующие сведения. Кроме того, служащий имел возможность обратиться в суд с заявлением об истребовании от бывшей супруги необходимых сведений на ребенка, если не смог найти с ней общий язык и убедить в необходимости предоставления информации.

Шугановым И.М. в Комиссию не было представлено ни одного документа, подтверждающего обращение в компетентные органы и организации за получением необходимой информации и отказа данных органов от предоставления информации. Таким образом, подтвердить принятие каких-либо действий он не смог.

Представленное Шугановым И.М. письмо от бывшей супруги, содержащее отказ в предоставлении сведений на ребенка, не подтверждает невозможность предоставления сведений, так как, во-первых, невозможно установить действительность подготовки и отправки данного письма ФИО13, во-вторых, получить необходимые сведения Шуганов И.М. мог самостоятельно.

Довод об отсутствии в законодательстве регламентации действий по порядку получения необходимых сведений на несовершеннолетних детей является не состоятельным, так как порядок действий в данном случае является очевидным.

Комиссия учла, что с момента трудоустройства Шуганов И.М. нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции не допускал, к дисциплинарной ответственности по данным основаниям не привлекался, однако за время службы три раза привлекался к дисциплинарным взысканиям. На момент заседания комиссии имел два действующих дисциплинарных взыскания за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

Комиссия решила:

1) признать, что причина непредставления муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений.

2) Главе Североуральского городского округа рекомендовано применить к Шуганову И.М. меру ответственности – привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.

Результаты голосования: «за» - 4, «против» - 1, «воздержался» - 0.

Состав Комиссии определен постановлением Главы Североуральского городского округа от 05.10.2018 № 52. В него входят:

1. ФИО18 – председатель комиссии.

2. ФИО19 – заместитель председателя комиссии.

3. ФИО20 – секретарь комиссии.

Члены комиссии:

4. Гросман Е.А.,

5. ФИО21,

6. ФИО22,

7. ФИО23

В заседании Комиссии участвовали: ФИО18, Котова Е.В. (за Гросман Е.А. на основании распоряжения Главы Североуральского городского округа от 03.06.2019 № 239), ФИО21, ФИО22, ФИО20

В заседании Комиссии принимала участие ст. помощник прокурора г. Североуральска Вершинина Е.А.

Состав Комиссии, принявший спорное решение, является надлежащим. Кворум имелся. Комиссия является органом, который вправе рассматривать вопросы, касающиеся обеспечения соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, а по результатам – давать рекомендации по применению мер воздействия к муниципальным служащим. Комиссия действовала в пределах своих полномочий, предусмотренных Положением о ней. Учитывая, что факт нарушения Шугановым И.М. законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации и о противодействии коррупции нашел свое подтверждение, Комиссия в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением установленной процедуры, обоснованно рекомендовала представителю работодателя административного истца принять решение о применении к административному истцу мер ответственности, предусмотренных законодательством.

Доводы административного истца о том, что не имел возможности получить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на несовершеннолетнюю дочь является несостоятельными. Указанные доводы были предметом рассмотрения на заседании Комиссии и опровергнуты ею с достаточной степенью убедительности со ссылкой на нормы права, регулирующие спорные отношения.

Законность решения Комиссии в силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность удовлетворения требования административного истца.

Помимо этого суд отмечает, что оспариваемое решение Комиссии носит рекомендательный характер, а соответственно, само по себе никаких прав истца не нарушает, не ограничивает, не возлагает на него какие-либо обязанности и не является решением о привлечении к какой-либо ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ АКСЁНОВ А.С.