Дело №2а-501/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 марта 2019 года город Феодосия Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Большаковой А.А., заинтересованного лица Белого Р.Р. и его представителя Сошнева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Садоводческого потребительского кооператива «Садко» к Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица СПК «Садко» в лице Белого Р.Р., ТСН «Море» о признании решения незаконным, о понуждении совершить определенные действия УСТАНОВИЛ: Садоводческий потребительский кооператив «Садко» обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету министров Республики Крым о признании решения незаконным, о понуждении совершить определенные действия, мотивируя тем, что садоводческий потребительский кооператив «Садко» (далее – СПК «Садко») зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, члены которого были ранее членами СПК «Садко», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, ЕГРПОУ №, подал в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах заявление с приложением документов, подтверждающих отнесение СПК «Садко» к категории субъектов, указанных в части 2 статьи 2 Закона №320-ЗРК. Садовое товарищество «Садко», зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины, располагалось на землях, выделенных для ведения садоводства на территории площадью <данные изъяты> га, состоявших из двух земельных участков на основании решений Приморского поселкового Совета народных депутатов г.Феодосии Республики Крым: - общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №; - общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №. После вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на указанном земельном участке членами бывшего СТ «Садко» образовано несколько садоводческих некоммерческих объединений – административный истец СПК «Садко» (ОГРН № ИНН №), СПК «Садко» (ОГРН № ИНН №) и ТСН «Море» (ОГРН № ИНН №), ни одно из которых не является правопреемником СТ «Садко». ДД.ММ.ГГГГ СПК «Садко» из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по почте было получено заключение Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности расположения садоводческого объединения граждан на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м. в учтенных границах в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не был учтен органом местного самоуправления в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 2 №320-ЗРК/2016. В Заключении также было указано, что Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение о возможности расположения на нем другого СПК «Садко» (ОГРН №), а также, что на испрашиваемый земельный участок претендует ТСП «Море». Оспариваемое решение Межведомственное комиссии лишило административного истца СПК «Садко» возможности участия в последующих этапах предоставления земельных участков, предусмотренных Законом №320-ЗРК и Порядком №136, что и послужило поводом для подачи настоящего иска в суд. В связи с чем, обращаясь в суд, истец просит признать незаконным изложенное в заключение о возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах от ДД.ММ.ГГГГ№ решение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, созданной Советом министров Республики Крым о невозможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. в учтенных границах по заявлению Садоводческого потребительского кооператива «Садко» (ОГРН №). Обязать Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, созданной Советом министров Республики Крым, устранить нарушения прав административного истца Садоводческого потребительского кооператива «Садко» (ОГРН №) путем повторного рассмотрения по существу заявления о выдаче заключения относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., состоящего из земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № и площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №. Определением суда от 04 февраля 2019 года к участию в деле в привлечены в качестве административного соответчика Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым; в качестве заинтересованных лиц СПК «Садко» под председательством Белого Р.Р. и ТСН «Море». Административный истец СПК «Садко» направил своего представителя адвоката Большакову А.А., действующую на основании ордера, которая в судебном заседании поддержала исковое заявление, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Административный ответчик Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым извещен судом надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, письменной позиции суду не предоставил, причин неявки суду не пояснил. Административный ответчик Совет министров Республики Крым в судебное заседание своего представителя не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска. Также пояснил, что оспариваемое Заключение Межведомственной комиссией принято коллегиальным органом, которая осуществляет свои полномочия путем принятия решений на заседаниях. Совет министров Республики Крым и Межведомственная комиссия при принятии решения действовали в рамках предоставленных полномочий и в полном соответствии с действующим законодательством, при этом права заявителя не нарушены. Заинтересованное лицо СПК «Садко» направил своих представителей Белого Р.Р., действующего на основании уставных документов, и Сошнева И.В., действующего на основании доверенности, которые в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, полагая, что права административного истца не нарушены, и заявили ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что усматривается спор о праве. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией выдано заключение № о возможности расположения садоводческого объединения граждан СПК «Садко» СПК «Садко» (ОГРН № ИНН №) с проведением все предусмотренных законом согласований, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. в учтённых границах при условии: размещения и функциональной эксплуатации объекта в соответствии с утвержденной градостроительной документацией согласно требованиям статьи 9 градостроительного кодекса Российской Федерации; соблюдения требований природоохранного законодательства. В настоящее время Администрацией города Феодосии Республики Крым согласован проект межевания территории СПК «Садко». На общем собрании членов СПК «Садко» и всех собственников и пользователей земельных участков, находящихся на территории СПК «Садко», проведенном ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о проведении межевания СПК «Садко», общей площадью <данные изъяты> га. В настоящее время Администрацией города Феодосии Республики Крым согласован проект межевания территории СПК «Садко». Заинтересованное лицо ТСН «Море» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом, письменной позиции суду не представило, причин неявки суду не пояснило. Информация о дате и времени слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале. В соответствии со статьей 150 КАС РФ, части 6 статьи 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом. Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, обозрев CD-диск с видеозаписями, и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Судебным разбирательством установлено, что садоводческий потребительский кооператив «Садко» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН № ИНН №). СПК «Садко» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН № ИНН №. ТСН «Море» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН № ИНН №). Садовое товарищество «Садко», зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины, располагалось на землях, выделенных для ведения садоводства на территории площадью <данные изъяты> га., состоявших из двух земельных участков, на основании решений Приморского поселкового Совета народных депутатов г.Феодосии Республики Крым: - общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №; - общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым» (далее – Закон №320-ЗРК/2016) и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым. Согласно абзацу 2 части 2 статьи 2 Закона №320-ЗРК/2016 садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативно правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (статья 84 Конституции Республики Крым). Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым. Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяются утверждаемым им регламентом. В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года №242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» Совета министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативно правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. В соответствии со статьями 83,84 Конституции Республики Крым, частью 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческих объединениям граждан на территории Республики Крым о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым», статьями 28,41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 22 марта 2017 года № 136 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтенным органами местного самоуправления. Пунктами 7-9 №136 предусмотрено создание Советом министров Республики Крым Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах. Согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 04 апреля 2017 года № 175 утвержден состав и Положение о Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах. Межведомственная комиссия является коллегиальным органом и в соответствии с возложенными на нее задачами рассматривает и проводит анализ результатов учета садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, проведенного в установленном порядке органами местного самоуправления; рассматривает инициативные заявления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан относительно возможности расположения на земельных участках в учтенных границах; формирует соответствующее заключение о возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах. Согласно пункту 10 Порядка № 136 Межведомственная комиссия рассматривает материалы учета по каждому садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и принимает одно из следующих решений: 1) о возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах; 2) о возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах при условии корректировки границ согласно замечаниям представителей Межведомственной комиссии обязательного согласования проекта межевания территории с соответствующими органами; 3) о невозможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах. В соответствии с пунктом 12 Порядка №136 решение Межведомственной комиссии, предусмотренное пунктом 10 настоящего Порядка, оформляется в форме заключения. Согласно пункту 16 Положения №175 по результатам проведения заседания Межведомственной комиссией формируется заключение, в котором отображаются сведения, предусмотренные пунктом 13 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от «22» марта 2017 года № 136. Председателем правления СПК «Садко» Мазур Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах подано заявление с приложением документов, согласно описи. ДД.ММ.ГГГГ СПК «Садко» по почте получено заключение Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ относительно невозможности расположения садоводческого объединения граждан на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. в учтенных границах в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не был учтен органом местного самоуправления в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 2 ЗРК от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016. При этом Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение о возможности расположения на нем другого садоводческого объединения граждан: СПК «Садко» (ОГРН №). На испрашиваемый земельный участок претендует ТСН «Море». Также рекомендовано в судебном порядке урегулировать спор между претендующими юридическими лицами на данную территорию. Как установлено судом при рассмотрении административного дела № по административному исковому заявлению Садоводческого потребительского кооператива «Садко» к Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений, СПК «Садко», ТСН «Море» о признании решения незаконным, о понуждении совершить определенные действия, решением которого ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, ДД.ММ.ГГГГ№ Межведомственной комиссией выдано заключение № о возможности расположения садоводческого объединения граждан СПК «Садко» СПК «Садко» (ОГРН №, ИНН №) с проведением всех предусмотренных законом согласований, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. в учтённых границах при условии: - размещения и функциональной эксплуатации объекта в соответствии с утвержденной градостроительной документацией согласно требованиям статьи 9 градостроительного кодекса Российской Федерации; - соблюдения требований природоохранного законодательства. На испрашиваемый земельный участок претендует СПК «Садко» (ОГРН № ИНН №) и ТСН «Море». Как следует из выписки из протокола № общего собрания членов СПК «Садко» и всех собственников и пользователей земельных участков, находящихся на территории СПК «Садко», проведенного ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о проведении межевания СПК «Садко», общей площадью <данные изъяты> га, за принятие которого проголосовали <данные изъяты> человек, «воздержалось» - <данные изъяты>, «против» – <данные изъяты>. В связи с чем, предложено избрать уполномоченным лицом председателя правления Белого Р.Р. от имени СПК «Садко» для предоставления проекта межевания территории СПК «Садко» для согласований и утверждения во всех организациях независимо от форм собственности, решение принято единогласно. На данном собрании присутствовала и голосовала председатель правления СПК «Садко» (ОГРН №) Мазур Л.Н. Из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес председателя правления СПК «Садко» Белого Р.Р., предоставленного заинтересованным лицом, следует о согласовании предоставленного проекта межевания территории СПК «Садко», расположенного по адресу: <адрес> на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, довод представителя административного истца о лишении права СПК «Садко» (ОГРН №) на участие в межевании территории опровергается исследованными судом материалами дела. Доводы представителя административного истца о том, что СПК «Садко» (ОГРН №) не является правопреемником СТ «Садко», зарегистрированного в соответствии с законодательством Украины, не может быть принят судом во внимание, в связи с тем, что Садоводческий потребительский кооператив является правопреемником Садового товарищества «Садко», поскольку на основании предписаний, содержащихся в статье 10 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», было осуществлено преобразование этого юридического лица, с приведением его организационно-правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации. В силу части 1 статьи 23 указанного Федерального конституционного закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российской Федерации новых субъектов, следовательно, с 21 марта 2014 года отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих некоммерческих объединений, а также в связи с членством в них, регламентированы соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела не установлено, при таких обстоятельствах оспариваемое заключение Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть расценено как нарушающее права административного истца, а решение административного ответчика как несоответствующее требованиям действующего законодательства. О своем нарушенном праве административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет считать, что административное заявление подано в установленный срок. В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, понесенные истцом судебные расходы, возмещению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления Садоводческого потребительского кооператива «Садко» к Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица СПК «Садко» в лице Белого Р.Р., ТСН «Море» о признании решения незаконным, о понуждении совершить определенные действия отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий И.С.Глухова Решение изготовлено в окончательной форме 07 марта 2019 года. |