РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2018 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Министру социальной защиты населения РБ о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ
Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать бездействие министра социальной защиты населения РБ ФИО2 по непринятию мер по реализации Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. в части предоставления многодетным семьям компенсационной скидки в размере 30 % по оплате коммунальных услуг, и взыскать в его пользу 108999 руб. Исковые требования мотивированы тем, что семья истца является многодетной. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. При этом на Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом, который до настоящего времени не отменен и является действующим. Однако, ответчиком в нарушении требований вышеприведенного Указа Президента не предпринимаются меры по его реализации, что нарушает права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ. к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство РБ, в качестве ответчиков привлечено Министерство финансов РФ, Министерство финансов РБ
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ ФИО3 требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с положениями ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», <адрес> вправе принимать нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки многодетных семей за счет средств бюджета республики и самостоятельно устанавливать объем и виды мер социальной поддержки. Указала, что на территории РБ действует Закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей в РБ», который не предусматривает возможность предоставлении скидки на оплату коммунальных услуг. Обратила внимание на отсутствие у министра социальной защиты населения РБ права законодательной инициативы.
Представитель Министерства финансов Республики Бурятия ФИО4 с заявленными требованиями также не согласилась, просила в иске отказать, указывая, что расходные обязательства субъекта в силу положений ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, возникают в результате принятия законов или иных лиц нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ. Поскольку в <адрес> отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий возможность предоставления многодетным семьям льготы при оплате коммунальных услуг в размере 30%, оснований для взыскания в пользу истца денежных средств не имеется. Исходя из положений ст. 72 Конституции РФ, п. 1 ст. 85 БК РФ, принятие субъектом РФ закона о мерах социальной поддержки населения, реализация которого осуществляется за счет средств субъекта, является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъекта РФ. Просила в иске отказать.
Представители Министерства финансов РФ, Правительства Республики Бурятия в суд не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных, семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для "семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Судом установлено, что семья ФИО1 является многодетной и проживает в <адрес> Истец производит оплату коммунальных услуг в <данные изъяты> без предоставления скидки в вышеуказанном размере.
Обращаясь в суд, истец оспаривает бездействие министра социальной защиты населения РБ по непринятию мер в реализации вышеприведенного Указа Президента РФ в виде непринятии соответствующего нормативно-правового акта и отсутствия обращений к Правительству РБ с законодательной инициативой о принятии такого НПА.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 ст.226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Между тем, оснований для выводов о наличии в действиях министра социальной защиты населения РБ ФИО2 незаконного бездействия, каким-либо образом нарушающего права истца, судом не установлено.
Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
В силу требований ст. 89 Конституции Республики Бурятия право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, Главе Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, представительным органам местного самоуправления, а также Верховному Суду Республики Бурятия, Арбитражному Суду Республики Бурятия, прокуратуре Республики Бурятия по вопросам их ведения.
В соответствии со ст. 87 Конституции РБ законы и постановления принимаются Народным Хуралом Республики Бурятия.
При таких обстоятельствах, поскольку министерство социальной защиты населения РБ является исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, право законодательной инициативы у министра отсутствует.
Также суд не усматривает со стороны министра социальной защиты населения РБ бездействия в части непринятия НПА по реализации вышеприведенного Указа Президент РФ.
Согласно п. 3.1, 3.2 Положения о министерстве социальной защиты населения РБ, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 88, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами вносит в Правительство Республики Бурятия проекты законов Республики Бурятия, нормативных правовых актов Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, проекты других документов по вопросам, по которым требуется решение Правительства Республики Бурятия и относящимся к установленным сферам ведения Министерства.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, законов Республики Бурятия, правовых актов Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия принимает нормативные правовые акты в установленных сферах деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия, правовыми актами Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия осуществляется исключительно законами Республики Бурятия, правовыми актами Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
В силу Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (и."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (сг.76 Конституции РФ).
Источник финансирования льготы в Указе Президента РФ № не определен, но пунктом 3 данного указа Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предложено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Между тем, механизм предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", до настоящего времени не разработан, порядок и условия возмещения затрат хозяйствующих субъектов, в частности поставщиков коммунальных услуг, связанных с реализацией названного Указа Президента Российской Федерации, не определены.
Пункт 2 письма Министерства финансов РФ №, Министерства социальной защиты населения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей», предусматривающего порядок предоставлении скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией признан недействующим Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ 03-139.
При таких обстоятельствах, поскольку порядок реализации Указа Президента РФ № в части определения порядка финансирования указанных в нем мер социальной поддержки на федеральном уровне не определен, у министра социальной зашиты населения РБ отсутствуют полномочия для определения такого порядка на уровне субъекта РФ.
К тому же возможность возложения обязанности по принятию НПА в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, оснований для выводов о нарушении конституционных прав истца указанным в иске бездействием министра социальной защиты населения РБ ФИО2 судом не установлено, какой-либо дискриминации в отношении истца по предоставлению ему мер социальной поддержки не выявлено.
По сведениям РГУ «Центр социальной защиты населения» РБ от ДД.ММ.ГГГГ., семье истца в качестве меры социальной поддержки как многодетной семье предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачивается ежемесячная денежная выплата на детей, предусмотренная Законом РБ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в РБ» и Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ., назначено пособие на ребенка в соответствии с Законом РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия» и Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении пособия на ребенка».
Ссылки истца на ст. 2 Закона РБ «О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в РБ» несостоятельна, поскольку семья ФИО1 приемной не является и нормы указанного закона на семью истца не распространяются.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе судебного разбирательства обстоятельств, свидетельствующих о наличии со стороны министра социальной защиты населения РБ незаконного бездействия, не установлено, требования истца о взыскании в его пользу денежных средств, оплаченных за предоставление коммунальных услуг без 30% скидки, равно как и взыскание судебных расходов, удовлетворению не подлежат.
Вопреки требованиям истца, оснований для вынесения в адрес ответчика частного определения, либо наложение штрафа, судом не установлено. Представитель Министерства социальной защиты населения РБ принимал участие в судебном заседании, что требованиям КАС РФ не противоречит, непосредственное участие в судебном заседании министра социальной защиты населения РБ ФИО2 судом не признано обязательным. Нормы ГПК РФ в рамках административного судопроизводства применению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Министру социальной защиты населения РБ о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова